11.01.2021, автор Гульнар Муканова.
Сумеет ли Национальный курултай сблизить власть и общество?
8.02.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В Казахстане прибегали к самым разным форматам диалога между государственными институтами и гражданским обществом, но до желаемого результата пока далеко. Соответствующие инициативы либо быстро сходят на нет, либо превращаются в монолог власти, либо напоминают разговор немого с глухим.
Национальный совет общественного доверия не стал исключением. Да, он поднимал актуальные вопросы, худо-бедно способствовал плюрализму мнений, внес посильный вклад в осуществление политических реформ, но при всем при этом не сумел стать эффективным каналом коммуникации власти с населением, мостом с двусторонним движением. Неслучайно спустя три года, аккурат после январской трагедии, НСОД трансформировали в Национальный курултай, который, по задумке, должен стать ближе к народу. Но не постигнет ли и его участь предшественников? Есть ли вообще толк от таких диалоговых площадок? И каким может быть оптимальный их формат? Слово экспертам.
Замир Каражанов, политолог:
«Казахстанская политическая модель выглядит архаично»
- Давайте честно признаем, что в Казахстане не настолько сильно развита публичная политика, как хотелось бы. До 2019 года граждане непосредственно голосовали за президента РК, депутатов мажилиса и региональных маслихатов. Выбирать акимов сельских округов путем прямого голосования они начали только с 2021 года. А внедрение местного самоуправления, благодаря чему население сможет решать свои вопросы и проблемы на местах, еще впереди.
Причем в нижнюю палату парламента казахстанцы выбирали депутатов по партийным спискам, что усиливало значение политических организаций, но снижало персональную ответственность избранников перед электоратом. К тому же многопартийность существовала только в списке Центризбиркома. А по факту зарегистрированные партии плохо справлялись с той ролью в общественной жизни, которую они призваны выполнять, отчего их ценность в глазах граждан была и пока остается невысокой. В лучшем случае казахстанцы могут назвать одну, две, три партии, а про другие даже не слышали, так как в нашей стране политические организации слабо коммуницируют с населением.
Образованный Указом президента РК в 2022 году Национальный курултай не подменяет, а дополняет те политические институты, которые уже существуют в республике. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и ограничения. Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, не стоит ожидать прорывных результатов только от одной структуры – к примеру, от курултая. Во-вторых, имеющиеся в стране политические институты дают результат сообща и во взаимодействии друг с другом. Поэтому, когда партии, НПО, СМИ демонстрируют слабый КПД, любой новый канал коммуникации с населением или с его частью становится значимым.
Национальный курултай – не исключение, а, следовательно, не стоит умалять его важность. Напомню, что уставной целью этого консультативно-совещательного органа при президенте РК является «выработка идей и шагов по дальнейшему развитию общественной консолидации». Он выступает в качестве диалоговой площадки, на которой формируется общественный консенсус относительно того, как должен развиваться Казахстан. Поэтому его состав «формируется из числа известных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, неправительственного сектора, бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества и общественных советов областей, городов республиканского значения, столицы».
Если стоит задача усилить роль гражданского общества в стране, то, безусловно, следует проводить качественную селекцию. А именно формировать состав курултая из числа гражданских активистов и лидеров НПО, профессионалов в своей области, которые имеют за плечами успешно реализованные проекты. В этом случае вместо принципа «известности» используется меритократический принцип – «личных заслуг». И желательно, чтобы таких кандидатов в состав курултая выбирали представители той же сферы деятельности. Тогда действительно мы можем получить элиту общества из числа людей, которые обладают незаурядными способностями и качествами.
Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник ИФПР:
«Государство должно быть не только слышащим, но и отзывчивым»
- Любое правительство в любой системе стре¬мится повысить эффективность государствен¬ного управления, чтобы оно было способно решать социально-экономические проблемы и улучшать уровень и качество жизни граждан. И немалую роль здесь играет конструктивный диалог между властью и обществом. Ведь если первая пользуется поддержкой среди широких слоев населения, то и политическая система находится в относительно устойчивом состоянии.
Понимая это, в июне 2019 года во время своей инаугурации Касым-Жомарт Токаев пообещал обеспечить диалог между властью и обществом, после чего был сформирован НСОД как консультативно-совещательный орган. Его основным предназначением была выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого их обсуждения с представителями политических партий, гражданского общества. Эффективность деятельности совета может быть оценена по его вкладу в выработку пакета политических и иных реформ, но это уже другая тема.
В 2022 году на смену НСОД пришел Национальный курултай. О нем президент заявил в своем мартовском послании — после январских событий. В состав новой структуры вошли 117 человек: представители всех регионов страны, различных сфер деятельности и разных поколений. Ожидается, что она станет центром новых идей, которые укрепят единство страны и сплотят общество. Как отметил на первом заседании курултая в Улытау глава государства, требуется решить три задачи: укрепление общенационального единства; правильное разъяснение народу сути конституционных реформ; вовлечение населения в масштабные преобразования посредством новых технологий.
Каким может быть оптимальный вариант этого диалога? Во-первых, необходимо создать соответствующие условия на основе реализации принципа симметричности и равноправия дискурсивного потенциала государства и гражданского общества. Плюс развивать институциональную инфраструктуру, включая законодательные и этические нормы, ограничения и правила, процедуры и регламенты, механизм функционирования обратных связей, контроля и проверки исполнения обещаний и решений.
Во-вторых, предстоит актуализировать инновационные формы взаимоотношений власти и населения. Для этого необходимо наличие двусторонних коммуникаций и общего смыслового информационного пространства. Упор важно делать на субъектных качествах населения. При этом применение органами власти инновационных диалоговых моделей требует встраивания данных видов деятельности в регламенты должностей, дополнения прав и обязанностей в рамках определенных компетенций. Конструировать такие модели должны, разумеется, квалифицированные специалисты.
В-третьих, нужно соблюдать два принципа диалога: перманентность и респонзивность. Под первым подразумевается его непрерывность, длительность, постоянство функционирования. В процессе институционализации такой «перманентный» диалог постепенно превращается в новый социокоммуникативный институт. Тогда как под респонзивностью понимается способность государства реагировать на действия и требования со стороны гражданского общества. В том числе на основе диалога и тесно связанного с ним механизма обратной связи.
То есть государство должно быть не только слышащим, но и отзывчивым. Это касается как органов политического и административного управления, так и организаций и институтов гражданского общества. И здесь с деятельностью Национального курултая связаны большие ожидания.
Национальный совет общественного доверия не стал исключением. Да, он поднимал актуальные вопросы, худо-бедно способствовал плюрализму мнений, внес посильный вклад в осуществление политических реформ, но при всем при этом не сумел стать эффективным каналом коммуникации власти с населением, мостом с двусторонним движением. Неслучайно спустя три года, аккурат после январской трагедии, НСОД трансформировали в Национальный курултай, который, по задумке, должен стать ближе к народу. Но не постигнет ли и его участь предшественников? Есть ли вообще толк от таких диалоговых площадок? И каким может быть оптимальный их формат? Слово экспертам.
Замир Каражанов, политолог:
«Казахстанская политическая модель выглядит архаично»
- Давайте честно признаем, что в Казахстане не настолько сильно развита публичная политика, как хотелось бы. До 2019 года граждане непосредственно голосовали за президента РК, депутатов мажилиса и региональных маслихатов. Выбирать акимов сельских округов путем прямого голосования они начали только с 2021 года. А внедрение местного самоуправления, благодаря чему население сможет решать свои вопросы и проблемы на местах, еще впереди.
Причем в нижнюю палату парламента казахстанцы выбирали депутатов по партийным спискам, что усиливало значение политических организаций, но снижало персональную ответственность избранников перед электоратом. К тому же многопартийность существовала только в списке Центризбиркома. А по факту зарегистрированные партии плохо справлялись с той ролью в общественной жизни, которую они призваны выполнять, отчего их ценность в глазах граждан была и пока остается невысокой. В лучшем случае казахстанцы могут назвать одну, две, три партии, а про другие даже не слышали, так как в нашей стране политические организации слабо коммуницируют с населением.
Похожая картина наблюдается и на уровне гражданского общества. В Казахстане есть много неправительственных организаций, но они не играют столь заметной роли, как в развитых странах, что является следствием целого ряда проблем, сдерживающих их развитие… Если говорить коротко, то казахстанская политическая модель выглядит архаично. В ней есть партийные структуры, НПО, СМИ, но их работоспособность и эффективность оставляют желать лучшего.
Образованный Указом президента РК в 2022 году Национальный курултай не подменяет, а дополняет те политические институты, которые уже существуют в республике. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и ограничения. Отсюда следуют два важных вывода. Во-первых, не стоит ожидать прорывных результатов только от одной структуры – к примеру, от курултая. Во-вторых, имеющиеся в стране политические институты дают результат сообща и во взаимодействии друг с другом. Поэтому, когда партии, НПО, СМИ демонстрируют слабый КПД, любой новый канал коммуникации с населением или с его частью становится значимым.
Национальный курултай – не исключение, а, следовательно, не стоит умалять его важность. Напомню, что уставной целью этого консультативно-совещательного органа при президенте РК является «выработка идей и шагов по дальнейшему развитию общественной консолидации». Он выступает в качестве диалоговой площадки, на которой формируется общественный консенсус относительно того, как должен развиваться Казахстан. Поэтому его состав «формируется из числа известных государственных и общественных деятелей, представителей политических партий, неправительственного сектора, бизнес-ассоциаций, экспертного сообщества и общественных советов областей, городов республиканского значения, столицы».
Согласно Указу, состав курултая должен периодически обновляться по принципу ротации, но как он будет ротироваться, непонятно – сроки полномочий участников и порядок замены одних другими не прописаны. Между тем, правила должны быть непредвзятыми и единообразными для всех. Вызывает вопросы и подбор по принципу «известности», который трудно точно определить. Тем более что быть известным не значит быть успешным, особенно в эпоху социальных сетей.
Если стоит задача усилить роль гражданского общества в стране, то, безусловно, следует проводить качественную селекцию. А именно формировать состав курултая из числа гражданских активистов и лидеров НПО, профессионалов в своей области, которые имеют за плечами успешно реализованные проекты. В этом случае вместо принципа «известности» используется меритократический принцип – «личных заслуг». И желательно, чтобы таких кандидатов в состав курултая выбирали представители той же сферы деятельности. Тогда действительно мы можем получить элиту общества из числа людей, которые обладают незаурядными способностями и качествами.
Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник ИФПР:
«Государство должно быть не только слышащим, но и отзывчивым»
- Любое правительство в любой системе стре¬мится повысить эффективность государствен¬ного управления, чтобы оно было способно решать социально-экономические проблемы и улучшать уровень и качество жизни граждан. И немалую роль здесь играет конструктивный диалог между властью и обществом. Ведь если первая пользуется поддержкой среди широких слоев населения, то и политическая система находится в относительно устойчивом состоянии.
Понимая это, в июне 2019 года во время своей инаугурации Касым-Жомарт Токаев пообещал обеспечить диалог между властью и обществом, после чего был сформирован НСОД как консультативно-совещательный орган. Его основным предназначением была выработка предложений и рекомендаций по актуальным вопросам государственной политики на основе широкого их обсуждения с представителями политических партий, гражданского общества. Эффективность деятельности совета может быть оценена по его вкладу в выработку пакета политических и иных реформ, но это уже другая тема.
В 2022 году на смену НСОД пришел Национальный курултай. О нем президент заявил в своем мартовском послании — после январских событий. В состав новой структуры вошли 117 человек: представители всех регионов страны, различных сфер деятельности и разных поколений. Ожидается, что она станет центром новых идей, которые укрепят единство страны и сплотят общество. Как отметил на первом заседании курултая в Улытау глава государства, требуется решить три задачи: укрепление общенационального единства; правильное разъяснение народу сути конституционных реформ; вовлечение населения в масштабные преобразования посредством новых технологий.
Почему важна институционализация диалога в публичной сфере? Потому, что она позволит повысить эффективность государственного управления, снизить потенциальные риски развития конфликтных сценариев в политическом процессе, угрожающие стабильности и целостности государства. Плюс уменьшить совокупные общественные затраты на регулирование общественно-политических отношений, легитимизировать принимаемые решения, повысить степень их общественной поддержки и на этой основе сформировать лояльность граждан к органам и институтам власти. А значит, в институционализации диалога заинтересованы как государство, так и негосударственные субъекты и акторы публичной политики.
Каким может быть оптимальный вариант этого диалога? Во-первых, необходимо создать соответствующие условия на основе реализации принципа симметричности и равноправия дискурсивного потенциала государства и гражданского общества. Плюс развивать институциональную инфраструктуру, включая законодательные и этические нормы, ограничения и правила, процедуры и регламенты, механизм функционирования обратных связей, контроля и проверки исполнения обещаний и решений.
Во-вторых, предстоит актуализировать инновационные формы взаимоотношений власти и населения. Для этого необходимо наличие двусторонних коммуникаций и общего смыслового информационного пространства. Упор важно делать на субъектных качествах населения. При этом применение органами власти инновационных диалоговых моделей требует встраивания данных видов деятельности в регламенты должностей, дополнения прав и обязанностей в рамках определенных компетенций. Конструировать такие модели должны, разумеется, квалифицированные специалисты.
В-третьих, нужно соблюдать два принципа диалога: перманентность и респонзивность. Под первым подразумевается его непрерывность, длительность, постоянство функционирования. В процессе институционализации такой «перманентный» диалог постепенно превращается в новый социокоммуникативный институт. Тогда как под респонзивностью понимается способность государства реагировать на действия и требования со стороны гражданского общества. В том числе на основе диалога и тесно связанного с ним механизма обратной связи.
То есть государство должно быть не только слышащим, но и отзывчивым. Это касается как органов политического и административного управления, так и организаций и институтов гражданского общества. И здесь с деятельностью Национального курултая связаны большие ожидания.
Похожие статьи
Станут ли общественные советы фундаментом «слышащего государства»?
Сдались без боя, или Почему маслихаты партиям не по зубам?
23.12.2020, автор Гульнар Муканова.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.