15.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Как граждане оценивают прошлое и видят будущее?
15.12.2023, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Как бы ни пытались власти придать Дню независимости особую торжественность и яркость, среди простых граждан восприятие этой даты как праздника в классическом смысле до сих пор отсутствует.
Без розовых очков
Если для старших возрастных групп 16 декабря – это скорее день памяти (о погибших участниках декабрьских событий 1986 года и жанаозенских протестов 2011-го), нежели повод для народных гуляний, то для молодежи - просто очередной выходной день, зачастую без идеологического наполнения. При этом первые считают уже сам факт независимости страны большим достижением, которым нужно гордиться. Вторые же воспринимают суверенитет как данность – для них важно ощущать себя частью современного и правового государства, которое обеспечивает защиту интересов и свободу граждан.
Разночтения в обществе вызывает и то, как государство получило суверенитет. Для одних это результат многовековой борьбы казахского народа за независимость, а другие (значительная часть) не вкладывают в это событие существенных идеологически окрашенных смыслов. Они считают его результатом стечения обстоятельств, поскольку Казахстан последним среди союзных республик вышел из состава СССР.
К таким выводам пришла команда общественного фонда PaperLab, которая провела анализ коллективной памяти казахстанцев о годах независимости и их ожиданий относительно будущего страны. По словам исследователей, несмотря на то что информационную и историческую монополию государство прочно взяло в свои руки, надеть на граждан розовые очки так и не удалось. Во всяком случае, большинство участников исследования отказалось принимать ту картину Казахстана, которая транслируется государственной пропагандой, как минимум потому, что живут они в другой реальности.
Коллективное разочарование
Среди респондентов явно слышны накопившиеся обиды в отношении государства: они говорили об отсутствии ощутимого для них развития, набранных кредитах, высоком уровне коррупции и, главное, о «прогнившей» системе, которая лежит в основе перечисленных проблем. Представители как более молодых, так и старших поколений упоминали низкую оплату труда и сложности с трудоустройством. Дискутируя о ситуации в регионах и сельской местности, они указывали на ограниченность в выборе рабочих мест и их непривлекательность.
Многие участники фокус-групп довольно пессимистично оценили экономическую ситуацию в стране, а если некоторые из них и указывали тенденцию к росту, то с оговорками. Часто они описывали нынешнее ее состояние такими словами, как «застой», «регресс», «спад» и даже «возвращение в 90-е», когда обычным казахстанцам остается только «выживать». При этом причины низкого уровня жизни в стране они видят в неэффективной работе государственного аппарата и в государственной политике, которая все эти годы, по их мнению, была направлена не на реальное решение насущных проблем, а скорее на снятие симптомов или даже создание иллюзий отсутствия этих самых проблем. Среди недостатков госуправления они особенно выделили нерациональное расходование бюджетных средств.
Что касается роста благосостояния страны, который наблюдался в первой половине 1990-х, то участники фокус-групп не видят в этом заслуг кого-то из политиков. По их мнению, это было связано прежде всего с наличием в стране природных ресурсов. Более того, некоторые респонденты высказали сомнения в возможности достижения ряда экономических показателей в случае отсутствия углеводородов, притока иностранных инвестиций и высоких цен на нефть. При этом они выразили недовольство относительно того, что доходы от природных ресурсов распределяются неравномерно, несправедливо и без учета приоритетов граждан.
Весьма показательной для казахстанцев также является разница в уровне жизни в крупных городах, с одной стороны, и в провинции, с другой. Если у жителей столиц все «цветет», то за их пределами о каком-либо развитии говорить трудно. В глазах многих Астана и Алматы – как нарядный фасад передового и развитого Казахстана, а за этим фасадом скрыты целые регионы, жизнь в которых почти остановилась.
Общие мечты
Вместе с тем молодые участники исследования видят свое будущее именно в Казахстане. Разумеется, они не отказываются от идеи получить образование и поработать в другой стране, но обязательно хотят вернуться на родину, чтобы реализовать себя здесь, даже если видят тому целый ряд препятствий. Наиболее сильное желание эмигрировать имеют русскоязычные граждане среднего возраста, хотя и не особо верят в реалистичность этой идеи. Помимо финансовой составляющей переезда и трудностей с поиском работы они говорили о привязанности к Казахстану как к месту, где находятся их дом, родственники и друзья.
В целом, несмотря на то что уровень оптимизма относительно будущего страны отличался от поколения к поколению, всем участникам исследования в завтрашнем Казахстане хотелось бы видеть приблизительно одно и то же - стабильный экономический рост, доступ к социальным услугам, высокий уровень жизни и перемены «к лучшему». При этом каких-то более конкретных ожиданий, запросов от будущего или определений «успешности» страны почти не прослеживалось. Такие обобщенные пожелания, полагают исследователи, скорее всего, являются результатом отсутствия широкой общественной дискуссии, которая бы не только транслировала недовольство и обиды казахстанцев, но и формировала более четкие представления о том, каких изменений они желают.
Без розовых очков
Если для старших возрастных групп 16 декабря – это скорее день памяти (о погибших участниках декабрьских событий 1986 года и жанаозенских протестов 2011-го), нежели повод для народных гуляний, то для молодежи - просто очередной выходной день, зачастую без идеологического наполнения. При этом первые считают уже сам факт независимости страны большим достижением, которым нужно гордиться. Вторые же воспринимают суверенитет как данность – для них важно ощущать себя частью современного и правового государства, которое обеспечивает защиту интересов и свободу граждан.
Разночтения в обществе вызывает и то, как государство получило суверенитет. Для одних это результат многовековой борьбы казахского народа за независимость, а другие (значительная часть) не вкладывают в это событие существенных идеологически окрашенных смыслов. Они считают его результатом стечения обстоятельств, поскольку Казахстан последним среди союзных республик вышел из состава СССР.
Что касается личности Нурсултана Назарбаева, то лишь отдельная группа граждан, вслед за принятым властью нарративом, согласна признать за ним роль «отца независимости». В глазах более молодых граждан его фигура «тускнеет», они уже не готовы ставить первого президента на пьедестал единоличного патриарха современного Казахстана. Суверенитет страны, по их мнению, является достижением и заслугой всего общества.
К таким выводам пришла команда общественного фонда PaperLab, которая провела анализ коллективной памяти казахстанцев о годах независимости и их ожиданий относительно будущего страны. По словам исследователей, несмотря на то что информационную и историческую монополию государство прочно взяло в свои руки, надеть на граждан розовые очки так и не удалось. Во всяком случае, большинство участников исследования отказалось принимать ту картину Казахстана, которая транслируется государственной пропагандой, как минимум потому, что живут они в другой реальности.
Коллективное разочарование
Среди респондентов явно слышны накопившиеся обиды в отношении государства: они говорили об отсутствии ощутимого для них развития, набранных кредитах, высоком уровне коррупции и, главное, о «прогнившей» системе, которая лежит в основе перечисленных проблем. Представители как более молодых, так и старших поколений упоминали низкую оплату труда и сложности с трудоустройством. Дискутируя о ситуации в регионах и сельской местности, они указывали на ограниченность в выборе рабочих мест и их непривлекательность.
Многие участники фокус-групп довольно пессимистично оценили экономическую ситуацию в стране, а если некоторые из них и указывали тенденцию к росту, то с оговорками. Часто они описывали нынешнее ее состояние такими словами, как «застой», «регресс», «спад» и даже «возвращение в 90-е», когда обычным казахстанцам остается только «выживать». При этом причины низкого уровня жизни в стране они видят в неэффективной работе государственного аппарата и в государственной политике, которая все эти годы, по их мнению, была направлена не на реальное решение насущных проблем, а скорее на снятие симптомов или даже создание иллюзий отсутствия этих самых проблем. Среди недостатков госуправления они особенно выделили нерациональное расходование бюджетных средств.
Что касается роста благосостояния страны, который наблюдался в первой половине 1990-х, то участники фокус-групп не видят в этом заслуг кого-то из политиков. По их мнению, это было связано прежде всего с наличием в стране природных ресурсов. Более того, некоторые респонденты высказали сомнения в возможности достижения ряда экономических показателей в случае отсутствия углеводородов, притока иностранных инвестиций и высоких цен на нефть. При этом они выразили недовольство относительно того, что доходы от природных ресурсов распределяются неравномерно, несправедливо и без учета приоритетов граждан.
Весьма показательной для казахстанцев также является разница в уровне жизни в крупных городах, с одной стороны, и в провинции, с другой. Если у жителей столиц все «цветет», то за их пределами о каком-либо развитии говорить трудно. В глазах многих Астана и Алматы – как нарядный фасад передового и развитого Казахстана, а за этим фасадом скрыты целые регионы, жизнь в которых почти остановилась.
Общие мечты
Вместе с тем молодые участники исследования видят свое будущее именно в Казахстане. Разумеется, они не отказываются от идеи получить образование и поработать в другой стране, но обязательно хотят вернуться на родину, чтобы реализовать себя здесь, даже если видят тому целый ряд препятствий. Наиболее сильное желание эмигрировать имеют русскоязычные граждане среднего возраста, хотя и не особо верят в реалистичность этой идеи. Помимо финансовой составляющей переезда и трудностей с поиском работы они говорили о привязанности к Казахстану как к месту, где находятся их дом, родственники и друзья.
Примечательно, что в числе главных достижений независимого Казахстана большинство респондентов называли дружбу народов. Нередко звучали идеи многонационального государства и полиэтничного общества, упоминались соответствующие «нациеобразующие» ценности: толерантность и взаимное уважение между живущими в стране этносами. Правда, тут же сыпались упреки относительно низкого уровня знания многими гражданами казахского языка, национальных традиций и культуры. При этом ответственность за плачевное состояние дел в данной области участники исследования возлагали на правительство, считая его работу неэффективной. На их взгляд, прорыв в сфере языка, культуры и обретения национальной идентичности произойдет благодаря усилиям самих граждан.
В целом, несмотря на то что уровень оптимизма относительно будущего страны отличался от поколения к поколению, всем участникам исследования в завтрашнем Казахстане хотелось бы видеть приблизительно одно и то же - стабильный экономический рост, доступ к социальным услугам, высокий уровень жизни и перемены «к лучшему». При этом каких-то более конкретных ожиданий, запросов от будущего или определений «успешности» страны почти не прослеживалось. Такие обобщенные пожелания, полагают исследователи, скорее всего, являются результатом отсутствия широкой общественной дискуссии, которая бы не только транслировала недовольство и обиды казахстанцев, но и формировала более четкие представления о том, каких изменений они желают.
Похожие статьи
От любви до ненависти: кому в Казахстане мешают «старые» праздники?
Какой след в душах казахстанцев оставил Кантар
24.11.2023, автор Сауле Исабаева.
Чем закончится для Казахстана «разбирательство» с советскими репрессиями?
14.12.2020, автор Гульнар Муканова.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.