АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Борцы» за казахский язык: одним нужен хайп, другим – деньги…

«Борцы» за казахский язык: одним нужен хайп, другим – деньги…

5.03.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Что бы ни говорили скептики, сфера применения государственного языка постепенно расширяется, казахская речь становится слышной везде и всё чаще. Правда, многих не устраивает скорость этого процесса. Но если одни радетели за «ана тiлi» пытаются делать что-то реальное для его ускорения, то другие продолжают нагнетать вокруг языкового вопроса истерию: кого-то к этому побуждает ложное понимание чувства патриотизма, кого-то – стремление прославиться, а кого-то – чисто меркантильный интерес.

Страдалица за «ана тiлi»

Вызывают безусловное уважение те, кто по своей воле, не получая государственной поддержки, тратя личное время и даже собственные средства, составляет словари и разговорники. Кто осуществляет перевод с иностранных языков на казахский различной литературы, особенно детской, и находит спонсоров, чтобы издать её. Кто создаёт новые информационные продукты и тем самым тоже способствует наращиванию казахскоязычного контента. Кто открывает курсы изучения языка или соглашается преподавать на них, не требуя вознаграждения...

Это то, что называется конструктивным подходом. Такие люди обычно не бьют себя в грудь и тихо делают свою работу. Гораздо более шумно и даже агрессивно ведут себя другие – предпочитающие совершенно иной подход, который больше тянет на определение «разрушительный», поскольку угрожает подрывом и без того довольно хрупкого межнационального согласия в стране.


Совсем недавно случился очередной кипиш вокруг Рузы Бейсенбайтеги, языковой активистки из Павлодара. Она получила довольно широкую известность в 2017-м: эта уже немолодая женщина легла на рельсы и перекрыла дорогу трамваю после того, как водитель или не мог, или не хотел объявлять названия остановок на казахском языке. То, что тем самым она создала проблемы другим пассажирам, возможно, торопившимся на работу или по каким-то другим делам, нарушила их права, её нисколько не беспокоило.

Сейчас Руза Бейсенбайтеги находится в пенсионном возрасте, но её неуёмной энергии могут позавидовать молодые. «Ана тілінің жанашыры» («страдалица за родной язык»), как её часто называют, продолжает ходить по государственным и прочим учреждениям, требуя, чтобы с ней общались исключительно на казахском, вступает в перепалки, снимает свои «рейды» на видеокамеру телефона, а затем выкладывает видеоролики в соцсети. Случаются на этой почве и конфликты с прохожими, в том числе со случайными.

Совсем недавно, в конце января, после одной такой истории её забрали на принудительное обследование в центр психиатрической медицины. А спустя пару дней отпустили с таким заключением: «Решением консилиума отмечена положительная динамика психического состояния, в связи с чем пациентка выписана с рекомендацией диспансерного наблюдения… В случае ухудшения психического состояния и последующего повторного возникновения угрозы для общества пациентка будет помещена на лечение».

Основания для принудительного обследования, наверное, имелись. Ведь пожилая женщина ходит по присутственным местам не столько для получения какой-то услуги или помощи, сколько для того, чтобы «качать права», отвлекает людей от работы, создаёт конфликтные ситуации – как тут ещё реагировать? Тем более что прецедент уже был: в 2020-м во время очередного её визита в акимат города Павлодара один из чиновников вызвал медиков их психдиспансера.

Однако так называемые национал-патриоты подняли в соцсетях волну негодования, расценив случившееся как провокацию и возвращение в страну практики карательной психиатрии, направленной против фигур, «неугодных властям». В этом хоре громко звучали голоса в том числе депутатов мажилиса – Ермурата Бапи, Казыбека Исы и некоторых других. Лепя из Рузы Бейсенбайтеги образ чуть ли не политического диссидента, героизируя её, эти люди тем самым побуждают 65-летнюю и, похоже, не вполне адекватную женщину к продолжению набегов на госучреждения. То, чем для Рузы-апа это может закончиться (на что прозрачно намекнули в своём заключении врачи), их, по всей видимости, абсолютно не беспокоит. Им совсем её не жалко?


Охотники за донатами

Жулдызай Форт (взяла фамилию бывшего мужа – гражданина Германии), проживающая в Усть-Каменогорске, лет на десять моложе, да и стаж «языкового патрулирования» у неё поменьше. Но в агрессивности риторики, по которой плачет 174-я статья Уголовного кодекса РК, она переплюнула свою более старшую соратницу. А ещё Жулдызай успела получить благодарственное письмо за подписью министра науки и высшего образования. Тогда как Руза Бейсенбайтеги может похвастать только грамотой, в которой сказано, что ей присвоено учреждённое неизвестно кем звание «Халық батыры» («Народный герой»). К слову, аналогичной бумагой в том же 2021-м удостоили небезызвестного «командующего языковым фронтом» Куата Ахметова, находящегося сейчас в бегах.

В благодарственном письме от имени министра Саясата Нурбека, вручённом госпоже Форт в конце прошлого года, отмечен её «значительный вклад в расширение сферы применения государственного языка». Интересно, в чём заключался этот самый «значительный вклад»? В проведении таких же «рейдов», которые практикует Руза-апа? В стремлении заработать деньги на «ана тілі», продавая учебные пособия, позволяющие, как утверждает сама Жулдызай, овладеть разными языками, включая казахский, «в кратчайшие сроки, не выходя из дома»?


Причём, судя по тому, сколь часто она жалуется в соцсетях на бедственное материальное положение и просит финансовой помощи, эти пособия никто не покупает – да и кто станет приобретать их, если они никем не одобрены, не сертифицированы? А в других усилиях, связанных с языковой сферой, Форт замечена не была.

Вот как она прокомментировала в «Фейсбуке» получение грамоты: «Полагаю, что это признание является результатом деятельности всех патриотов, продвигающих родной язык, вследствие чего власть вынуждена прислушаться к требованиям казахов, и это сигнал для шовинистов и манкуртов, что в ближайшем будущем без казахского языка их комфортное существование в КЗ будет невозможно». И тут же опять стала попрошайничать: «Если хотите порадовать меня сүйінші, то приму с благодарностью: Каспий 8 777 116 94 74. Жұлдыз Форт».

Тем же самым, не стесняясь, занимается ещё один «патрульный» Диас Кузаиров, кстати, земляк Рузы-апа, тоже проживающий в Павлодаре. В сентябре прошлого года он вместе с двумя своими единомышленниками отправился в другую область, Восточно-Казахстанскую, – в Риддер. В дальнюю дорогу (более чем 500 километров) их погнала якобы забота о единственной в этом городе казахской школе, нуждающейся в новом здании. Там Кузаиров как к себе домой заходил в кабинеты акимата, маслихата, отдела образования, местного филиала партии «Аманат», требовал от их работниц (в основном немолодых русских женщин) отвечать ему исключительно на государственном языке. Когда те предлагали переводчиков, он набрасывался на них с претензиями: «Почему вы сами не знаете казахский?».

Все свои визиты Кузаиров фиксировал на видео, а потом выкладывал записи в Youtube, делая к ним приписку: «Каспи Голд көмек маңызды 87054194085 Диас К». Дескать, очень нужна финансовая помощь – перечисляйте деньги на указанный номер телефона. Отправляли ли пользователи донаты, неизвестно, но факт то, что каждый из этих роликов просматривали 50-60 тысяч человек, и многие оставляли восторженные комментарии: мол, настоящий патриот и защитник казахского языка.


Но после отъезда незваных гостей из Риддера в местную полицию обратились несколько работников акимата, которые обвинили их в «разжигании розни по национальным признакам». Кузаиров не на шутку испугался и через соцсети попросил помощи у своих сподвижников. И вскоре уже упоминавшийся мажилисмен Ермурат Бапи сообщил на своей страничке в «Фейсбуке»: «Мы, группа депутатов, сегодня приняли специальное заявление в поддержку Диаса Кузаирова. Оно будет опубликовано завтра». Но заявления так и не последовало, поскольку запаниковавший Кузаиров счёл за благо публично извиниться.

Вот бы наши парламентарии (как, впрочем, и Министерство науки и высшего образования) столь же активно поддерживали тех, кто скромно, без лишнего шума вносит реальный вклад в дело популяризации казахского языка, в то, чтобы он стал по-настоящему востребованным всеми жителями страны…

Похожие статьи

Русскоязычных в Казахстане толкают в объятия российского ТВ?
11.12.2023, автор Бауыржан Маханов.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Желтоксан-1986 и битва за власть: почему Казахскую ССР возглавил «варяг»?
15.12.2023, автор Женис Байхожа.
Звания, премии и гранты писателям в Казахстане: что здесь не так?
13.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » «Борцы» за казахский язык: одним нужен хайп, другим – деньги…