29.05.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахские «патриоты» снова выступают против смешанных школ

Сегодня, 10:14, автор Жандос Асылбеков.
RU
KZ
EN
В самом большом городе страны частыми стали конфликты по поводу языка обучения во вновь открываемых школах. Только в Бостандыкском районе Алматы всего за пару последних месяцев имели место два таких факта, причем в обоих случаях предметами споров оказались общеобразовательные учреждения, расположенные вдоль одной улицы и построенные в рамках госпрограммы «Келешек мектептерi» («Школы будущего», старое название «Комфортные школы»).
В конце августа с.г. объектом разногласий стала сш №215. Ее возвели через дорогу от известного всем горожанам торгово-развлекательного центра «Мега», в районе, где за последние десять лет выросло несколько крупных жилых комплексов от BI Group, Bazis-А, других застройщиков и где существовавшие ранее учебные заведения уже были не в состоянии принять всех детей школьного возраста. А разгорелись страсти во время формирования ученического контингента.
Некоторых детей, чьи родители выбрали для обучения государственный язык, администрация сш №215 отказалась принимать, поскольку они живут в домах, не относящихся к данному микроучастку. В ответ на это недовольные заявили: мол, школа изначально строилась как чисто казахская, но теперь местные власти решили сделать ее смешанной, и именно по этой причине их чадам не хватило в ней мест. Впрочем, представители городского управления образования внесли ясность: вопрос о языке (или языках) обучения они собирались решить лишь после получения заявок от жителей данного района – с учетом их пожеланий. Так сейчас делается везде.
Однако родителей это объяснение не устроило, и они стали апеллировать к тому, что рядом с новым образовательным учреждением находится русская школа-гимназия №38, тогда как казахской поблизости, дескать, нет. На самом деле в том же квартале (квадрат улиц Розыбакиева-Кожабекова-Серкебаева-Левитана), примерно на таком же отдалении расположена сш №146, где дети получают знания исключительно на государственном языке. То есть власти, имея в виду наличие рядом двух школ с моноязычным обучением и учитывая разные языковые предпочтения родителей, которые проживают в близлежащих ЖК, решили открыть в новом здании двуязычную.
А на днях начали разгораться страсти вокруг другой новой школы, которой дали номер 224. Она, как и сш №215, построена недалеко от той же улицы Розыбакиева, но ниже – между Жандосова и Сатпаева, в полукилометре от мечети «Байкен», одной из самых крупных в Алматы. В этом районе за последние годы тоже возвели (и продолжают возводить) много крупных жилых комплексов, поэтому ранее существовавшая образовательная инфраструктура сильно перегружена. Когда стало известно, что администрация сш №224 собирается открыть набор как в казахские, так и в русские классы, появились возмущенные: они настаивают на том, что преподавание в новой школе должна вестись исключительно на государственном языке (в соцсетях есть немало видеороликов и постов с их требованиями). И опять же тут как тут национал-патриоты – аргументация аналогична той, которая была в первом случае.
Те из числа обитателей близлежащих домов, кто выбрал для своих детей русскоязычное образование (кстати, в большинстве своем это представители титульного этноса) тоже не стали отмалчиваться. Они распространили видеообращение с призывом к городским властям учесть и их интересы и законные права, а заодно попросили оппонентов не нагнетать напряжение в этом вопросе – школа большая, рассчитана на 2500 мест, в ней можно открыть одновременно и казахские, и русские классы, чтобы не ущемлять никого из жителей этого микроучастка. А одна из инициаторов напомнила, что именно она и ее соратники боролись за строительство в этом месте образовательного учреждения вместо очередного жилого дома, как изначально планировалось, в то время как тех, кто сейчас требует сделать его моноязычным, даже близко не было.
Эмоции эмоциями, но давайте рассуждать трезво, исходя из сложившейся в городе ситуации с ученическими местами, динамики демографических изменений, возможностей бюджета и необходимости соблюдать конституционные права всех граждан вне зависимости от их этнической принадлежности и языковых предпочтений.
Акимат города как орган власти должен не только чтить, но и безусловно выполнять нормы Основного закона РК. Применительно к нашему случаю это, во-первых, пункт 1-й статьи 30, который гласит: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно». А во-вторых, пункт 2-й статьи 19, где говорится: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Согласно данным информационно-аналитического центра «Талдау» при Министерстве просвещения РК, за последние пять лет количество русских школ, подведомственных акимату Алматы, а значит, содержащихся за счет местного бюджета, уменьшилось на 7 и составляет сегодня 58 (казахских сейчас насчитывается 77 – на 9 больше, чем в начале 2020-го). При этом за рассматриваемый период, несмотря на сокращение славянского населения города, численность детей, получающих знания на языке Пушкина, возросла с 130,9 до 147,6 тысячи. То есть их стало на 13 процентов больше, тогда как русских школ – меньше примерно в такой же пропорции. Количество обучающихся на государственном языке росло более высокими темпами: оно достигло 157,7 тысячи, что на 25 процентов превышает показатель пятилетней давности. Но при этом и число казахских школ увеличилось, хотя и в меньшей степени, – более чем на 13 процентов.
Проблему дефицита ученических мест городские власти решают, главным образом, путем открытия общеобразовательных учреждений смешанного типа: за те же пять лет их количество в мегаполисе увеличилось с 60 до 77, а число обучающихся в таких школах – с 83,0 до 109,5 тысячи. Причем этот рост обеспечили преимущественно дети, которые получают знания на языке Пушкина: если в 2019/2020 учебном году соотношение учеников русских и казахских классов в смешанных школах составляло 50,1 и 32,6 тысячи, то сегодня - 67,5 и 41,7 тысячи.
Можно долго спорить, какие учебные заведения лучше – моноязычные или двуязычные. Но сегодня ситуация в Алматы такова, что строить рядом отдельно казахские и отдельно русские школы (учтем примерный численный паритет городских детей, обучающихся на том, и на другом языках) нет возможности. Свободные земельные участки либо на вес золота, либо вовсе отсутствуют, строительство на каждом микроучастке двух объектов вместо одного, тем более в сейсмоопасной зоне, обойдется очень дорого, а в бюджете и без того денег в обрез… При этом учебные заведения в идеале должны находиться в шаговой доступности для детей, в противном случае ежедневные поездки туда-сюда десятков тысяч учащихся усугубят и без того крайне сложную ситуацию с транспортными «пробками».
К слову, в другом крупнейшем городе страны, Астане, именно смешанные школы делают сегодня погоду. За последние пять лет их количество увеличилось более чем в полтора раза – с 47 до 72-х, тогда как чисто казахских насчитывается ровно вдвое меньше (а из русских со статусом «государственная» осталась всего-навсего одна с менее чем тремястами учащимися, хотя еще пять лет назад было восемь с почти 12-тысячным контингентом). В такие школы ходят почти 70 процентов всех столичных детей, и значительное большинство их получает знания на русском.
В прошлом учебном году суммарное количество школьников в Астане составило 286,9 тысячи, из которых 233,4 тысячи приходились на учебные заведения, подведомственные акимату. Среди последних на государственном языке обучались 136,0 тысячи, или 58,3 процента. Тогда как в составе населения города казахи составляют 82,3 процента. Выходит, что значительная доля юных представителей титульного этноса (наверное, не менее трети) учится на языке Пушкина, причем именно в смешанных школах, за счет которых власти столицы и удовлетворяют высокий спрос на русскоязычное образование.
Возможно, сохранение такого спроса – не только в Астане, Алматы, но во многих других городах страны – и напрягает так называемых национал-патриотов. Поэтому наиболее радикальные из них то и дело выступают с призывами, как минимум, ввести запрет на обучение казахских детей в русских классах государственных школ, а, как максимум, вообще прекратить бюджетное финансирование русскоязычного образования.
В конце августа с.г. объектом разногласий стала сш №215. Ее возвели через дорогу от известного всем горожанам торгово-развлекательного центра «Мега», в районе, где за последние десять лет выросло несколько крупных жилых комплексов от BI Group, Bazis-А, других застройщиков и где существовавшие ранее учебные заведения уже были не в состоянии принять всех детей школьного возраста. А разгорелись страсти во время формирования ученического контингента.
Некоторых детей, чьи родители выбрали для обучения государственный язык, администрация сш №215 отказалась принимать, поскольку они живут в домах, не относящихся к данному микроучастку. В ответ на это недовольные заявили: мол, школа изначально строилась как чисто казахская, но теперь местные власти решили сделать ее смешанной, и именно по этой причине их чадам не хватило в ней мест. Впрочем, представители городского управления образования внесли ясность: вопрос о языке (или языках) обучения они собирались решить лишь после получения заявок от жителей данного района – с учетом их пожеланий. Так сейчас делается везде.
Однако родителей это объяснение не устроило, и они стали апеллировать к тому, что рядом с новым образовательным учреждением находится русская школа-гимназия №38, тогда как казахской поблизости, дескать, нет. На самом деле в том же квартале (квадрат улиц Розыбакиева-Кожабекова-Серкебаева-Левитана), примерно на таком же отдалении расположена сш №146, где дети получают знания исключительно на государственном языке. То есть власти, имея в виду наличие рядом двух школ с моноязычным обучением и учитывая разные языковые предпочтения родителей, которые проживают в близлежащих ЖК, решили открыть в новом здании двуязычную.
К «разборкам» по обыкновению подключились так называемые национал-патриоты: они подняли очередную волну разговоров на тему «ущемления ана тiлi», после чего почти в ультимативной форме потребовали от руководства Алматы, чтобы все новые государственные общеобразовательные учреждения, появляющиеся в городе, были только с казахским языком обучения. Заодно они выступили резко против смешанных школ вообще, поскольку они, по их мнению, представляют угрозу для государственного языка в целом и для казахскоязычного образования в частности. Один из активистов, который, как посчитали правоохранители, собирался организовать несанкционированный митинг, даже получил 15 суток административного ареста.
А на днях начали разгораться страсти вокруг другой новой школы, которой дали номер 224. Она, как и сш №215, построена недалеко от той же улицы Розыбакиева, но ниже – между Жандосова и Сатпаева, в полукилометре от мечети «Байкен», одной из самых крупных в Алматы. В этом районе за последние годы тоже возвели (и продолжают возводить) много крупных жилых комплексов, поэтому ранее существовавшая образовательная инфраструктура сильно перегружена. Когда стало известно, что администрация сш №224 собирается открыть набор как в казахские, так и в русские классы, появились возмущенные: они настаивают на том, что преподавание в новой школе должна вестись исключительно на государственном языке (в соцсетях есть немало видеороликов и постов с их требованиями). И опять же тут как тут национал-патриоты – аргументация аналогична той, которая была в первом случае.
Те из числа обитателей близлежащих домов, кто выбрал для своих детей русскоязычное образование (кстати, в большинстве своем это представители титульного этноса) тоже не стали отмалчиваться. Они распространили видеообращение с призывом к городским властям учесть и их интересы и законные права, а заодно попросили оппонентов не нагнетать напряжение в этом вопросе – школа большая, рассчитана на 2500 мест, в ней можно открыть одновременно и казахские, и русские классы, чтобы не ущемлять никого из жителей этого микроучастка. А одна из инициаторов напомнила, что именно она и ее соратники боролись за строительство в этом месте образовательного учреждения вместо очередного жилого дома, как изначально планировалось, в то время как тех, кто сейчас требует сделать его моноязычным, даже близко не было.
Эмоции эмоциями, но давайте рассуждать трезво, исходя из сложившейся в городе ситуации с ученическими местами, динамики демографических изменений, возможностей бюджета и необходимости соблюдать конституционные права всех граждан вне зависимости от их этнической принадлежности и языковых предпочтений.
Акимат города как орган власти должен не только чтить, но и безусловно выполнять нормы Основного закона РК. Применительно к нашему случаю это, во-первых, пункт 1-й статьи 30, который гласит: «Гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно». А во-вторых, пункт 2-й статьи 19, где говорится: «Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества».
Если руководствоваться этими двумя конституционными положениями, то городская власть не только не может диктовать гражданам, на каком языке их дети должны получать образование, но и обязана создавать такие условия, чтобы они имели возможность реализовать свое право на выбор этого самого языка обучения.
Согласно данным информационно-аналитического центра «Талдау» при Министерстве просвещения РК, за последние пять лет количество русских школ, подведомственных акимату Алматы, а значит, содержащихся за счет местного бюджета, уменьшилось на 7 и составляет сегодня 58 (казахских сейчас насчитывается 77 – на 9 больше, чем в начале 2020-го). При этом за рассматриваемый период, несмотря на сокращение славянского населения города, численность детей, получающих знания на языке Пушкина, возросла с 130,9 до 147,6 тысячи. То есть их стало на 13 процентов больше, тогда как русских школ – меньше примерно в такой же пропорции. Количество обучающихся на государственном языке росло более высокими темпами: оно достигло 157,7 тысячи, что на 25 процентов превышает показатель пятилетней давности. Но при этом и число казахских школ увеличилось, хотя и в меньшей степени, – более чем на 13 процентов.
Проблему дефицита ученических мест городские власти решают, главным образом, путем открытия общеобразовательных учреждений смешанного типа: за те же пять лет их количество в мегаполисе увеличилось с 60 до 77, а число обучающихся в таких школах – с 83,0 до 109,5 тысячи. Причем этот рост обеспечили преимущественно дети, которые получают знания на языке Пушкина: если в 2019/2020 учебном году соотношение учеников русских и казахских классов в смешанных школах составляло 50,1 и 32,6 тысячи, то сегодня - 67,5 и 41,7 тысячи.
Можно долго спорить, какие учебные заведения лучше – моноязычные или двуязычные. Но сегодня ситуация в Алматы такова, что строить рядом отдельно казахские и отдельно русские школы (учтем примерный численный паритет городских детей, обучающихся на том, и на другом языках) нет возможности. Свободные земельные участки либо на вес золота, либо вовсе отсутствуют, строительство на каждом микроучастке двух объектов вместо одного, тем более в сейсмоопасной зоне, обойдется очень дорого, а в бюджете и без того денег в обрез… При этом учебные заведения в идеале должны находиться в шаговой доступности для детей, в противном случае ежедневные поездки туда-сюда десятков тысяч учащихся усугубят и без того крайне сложную ситуацию с транспортными «пробками».
Иначе говоря, открытие смешанных школ является, с одной стороны, мерой вынужденной, а с другой, наиболее оптимальной в сложившихся условиях, и тем, кто выступает против них, пора бы это понять. Но сегодня они, требуя, чтобы новые учебные заведения были сплошь казахскими, совершенно игнорируют то обстоятельство, что остальные дети, получающие образование на русском языке, тоже должны где-то учиться и что местные власти обязаны им это обеспечить.
К слову, в другом крупнейшем городе страны, Астане, именно смешанные школы делают сегодня погоду. За последние пять лет их количество увеличилось более чем в полтора раза – с 47 до 72-х, тогда как чисто казахских насчитывается ровно вдвое меньше (а из русских со статусом «государственная» осталась всего-навсего одна с менее чем тремястами учащимися, хотя еще пять лет назад было восемь с почти 12-тысячным контингентом). В такие школы ходят почти 70 процентов всех столичных детей, и значительное большинство их получает знания на русском.
В прошлом учебном году суммарное количество школьников в Астане составило 286,9 тысячи, из которых 233,4 тысячи приходились на учебные заведения, подведомственные акимату. Среди последних на государственном языке обучались 136,0 тысячи, или 58,3 процента. Тогда как в составе населения города казахи составляют 82,3 процента. Выходит, что значительная доля юных представителей титульного этноса (наверное, не менее трети) учится на языке Пушкина, причем именно в смешанных школах, за счет которых власти столицы и удовлетворяют высокий спрос на русскоязычное образование.
Возможно, сохранение такого спроса – не только в Астане, Алматы, но во многих других городах страны – и напрягает так называемых национал-патриотов. Поэтому наиболее радикальные из них то и дело выступают с призывами, как минимум, ввести запрет на обучение казахских детей в русских классах государственных школ, а, как максимум, вообще прекратить бюджетное финансирование русскоязычного образования.
В отношении же конкретно смешанных школ главная претензия этих людей сводится к тому, что в них, мол, учащиеся казахских классов испытывают слишком сильное влияние «великого и могучего». Но ведь при таком раскладе и ученики русских классов подвергаются влиянию уже со стороны носителей государственного языка. Значит, они, возможно освоят, хотя бы на уровне разговорной речи, и казахский. Не это ли является одним из требований самих же национал-патриотов к русскоязычным в Казахстане?
Похожие статьи
Снести нельзя достроить. Будет ли толк от борьбы с «бракованными» ЖК?
Почему защитники казахского языка ополчились на смешанные школы?
10.09.2024, автор Жандос Асылбеков.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Зачем Министерство просвещения РК создает проблемы для частных школ?
12.06.2025, автор Жандос Асылбеков.
Рост числа студентов в Казахстане: пользы мало, проблем много
29.01.2024, автор Жандос Асылбеков.