АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Почему защитники казахского языка ополчились на смешанные школы?

Почему защитники казахского языка ополчились на смешанные школы?

10.09.2024, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Накануне начала нового учебного года некоторые казахскоязычные СМИ снова обратились к больной для них теме смешанных школ. Вообще-то эти образовательные учреждения правильнее было бы называть школами с разными (казахским, русским, а кое-где ещё и уйгурским, узбекским, таджикским) языками преподавания учебных предметов, но поскольку слово «смешанные» устоялось и используется даже в официальных документах Министерства просвещения РК, не станем ломать эту традицию.

Те, кто выступает против «засилья» языка Пушкина в нашей стране и за то, чтобы все казахские дети получали знания исключительно на «ана тiлi», а впоследствии только на нём и разговаривали, именно в таких школах видят одно из главных препятствий, мешающих достижению этих целей. Насколько обоснованы их тревоги?

Если проанализировать динамику цифр, содержащихся в ежегодных сборниках, которые выпускает Национальный центр исследования и оценки образования «Талдау» при Министерстве просвещения РК, то предстаёт следующая картина. В чисто русских школах количество учащихся из числа казахских детей постепенно сокращается (почти на 7 тысяч за предыдущие пять лет), зато в смешанных оно, напротив, постоянно и существенным образом увеличивается: в 2018/19 учебном году таких было 209,5 тысячи, а в 2023/24 – уже 329,6 тысячи. И сегодня на последние приходятся уже три четверти юных представителей государствообразующего этноса, чьи родители решили дать им образование на «великом и могучем».

Как раз за счёт этой категории ученического контингента доля казахских детей, обучающихся на русском языке, возросла за рассматриваемый период c 14,0 до 16,2 процента, тогда как доля обучающихся на «ана тiлi» снизилась с 86,0 до 83,8 процента. Хотя ранее, на протяжении более чем четверти века (1991-2016), наблюдалась прямо противоположная тенденция.

Сегодня в смешанных школах получают знания в общей сложности более чем 1,6 миллиона детей, причём количество обучающихся в казахских классах (в подавляющей массе своей они относятся к титульному этносу) и в русских (представители самых разных национальностей) примерно одинаковое. «Непосредственное соседство и неминуемое общение во внеурочное время ведут к тому, что в разговорной речи юной поросли из казахских классов родной для неё язык вытесняется языком другого государства», - утверждают защитники «ана тiлi».

Попытками разобраться в том, почему происходит именно так, а не наоборот, они себя особо не утруждают. Но требуют сократить количество смешанных школ, а то и вовсе закрыть их, нередко получая поддержку со стороны отдельных депутатов парламента вроде мажилисмена Казыбека Исы, экс-сенатора Динар Нукетаевой (в прошлом ректор ЖенПИ) и других. Похоже, эти люди не понимают, что в нынешних условиях подобный шаг невозможен – его наша страна не потянет чисто экономически.


Действительно, количество таких образовательных учреждений растёт: если в 2018-м в целом по Казахстану их насчитывалось 2.046, то в прошлом году – уже 2.143. Они занимают всё больший удельный вес и в общей численности ученического контингента страны: за пять лет данный показатель увеличился с 42,6 до 45,6 процента. При сохранении таких темпов уже через семь-восемь лет на уроки в смешанные школы будет ходить не менее половины казахстанских детей. Но это не чья-то прихоть, а вынужденная необходимость.

Далеко не все знают, что рост числа учебных заведений такого типа произошёл, главным образом, за счёт «оптимизации» и «перепрофилирования» русских школ: за рассматриваемый период их стало меньше на 196 (тогда как количество чисто казахских увеличилось на 7). Например, в Алматы из 65 осталось 59, в Астане – лишь три (было девять), зато в обеих столицах увеличилось количество смешанных. Или взять Кызылординскую область: во всех четырёх сохранявшихся там к 2018-му году русских школах впоследствии открыли казахские классы, и их статус изменился. Ровно то же самое случилось с тремя общеобразовательными учреждениями в Улытауской области вскоре после её образования и назначения акимом Берика Абдыгалиулы, который в то время возглавлял республиканское общественное объединения «Казах тiлi». Теперь в этом регионе не осталось ни одной чисто русской школы. Аналогично и в городе Шымкенте, зато смешанных там насчитывается аж 83…

При этом общее число детей, чьи родители сделали выбор в пользу русских классов, за это же время увеличилось более чем на 130 тысяч, достигнув почти 1,1 миллиона. Где им учиться, если не в смешанных школах? Здесь следует напомнить: согласно 30-й статье Конституции РК, государство гарантирует гражданам получение бесплатного среднего образования, а 16-я статья уже «Закона о языках» гласит, что Республика Казахстан обеспечивает получение начального, основного среднего, общего среднего образования на государственном и русском (а при необходимости и возможности также на других) языках.

В последние годы ситуация усугубилась острым дефицитом ученических мест. Скажем прямо: власти Казахстана «проспали» бэби-бум, который пришёлся на второе десятилетие нынешнего века. Так, за период с 2015-го по 2021-й количество детей школьного возраста в стране увеличилось на 905 тысяч, а дополнительных мест в общеобразовательных учреждениях ввели лишь 313 тысяч. Кроме того, часть имевшихся зданий, построенных полвека и больше назад, уже не могла принять учеников по причине своей ветхости и аварийного состояния.

Наиболее проблемными в этом плане оказались два самых крупных города, являющиеся главными точками притяжения для внутренних мигрантов. Посмотрите на соотношение в них роста числа школьников, с одной стороны, и количества новых ученических мест, с другой: в Алматы – 112,9 и 18,1 тысячи, в Астане – 114,7 и 27,6 тысячи. Бурная застройка обоих мегаполисов новыми жилыми комплексами (именно на период с 2015-го по 2021-й пришлись рекордные объёмы ввода квадратных метров, более чем вдвое превысившие показатели предыдущих семи лет) зачастую велась без создания необходимой для них социальной инфраструктуры, в том числе образовательной, и сегодня в таких густонаселённых городских районах попросту некуда «воткнуть» школы. А если и остались где-то свободные «пятна», то их надо выкупать у собственников за большие деньги.

В этих условиях, что называется, уже не до жиру, и открытие новых (а также сохранение существующих) смешанных школ становится единственным выходом из сложившейся ситуации, поскольку позволяет хоть как-то удовлетворить запросы и казахскоязычного, и русскоязычного населения, живущего на близлежащих территориях. Впрочем, то же самое касается небольших населенных пунктов с интернациональным составом жителей: достаточно одного такого общеобразовательного учреждения на всё село, чтобы проживающие там представители различных этнических групп могли реализовать своё право на выбор языка обучения.


Вот когда в стране появится достаточное количество ученических мест, тогда и можно будет задуматься о целесообразности разделения всех общеобразовательных учреждений на чисто казахские и чисто русские. Но, по всей видимости, это произойдёт не скоро. Даже успешная (стопроцентная) реализация амбициозной и очень дорогостоящей национальной программы «Комфортная школа», как показывают расчёты, не позволит полностью снять проблему – дефицит сохранится. А чтобы его устранить, нужно строить опережающими темпами, с учётом ежегодного, причём немалого, роста численности ученического контингента. К тому же скоро в первые классы пойдут дети, появившиеся на свет в 2020-2021 годах, на которые пришёлся пик рождаемости в Казахстане (после этого она начала снижаться, но всё равно остаётся довольно высокой).

А теперь о якобы негативном влиянии смешанных школ на будущее казахского языка: мол, они являются помехой на пути расширения сферы его применения, особенно среди представителей подрастающего поколения.

Во-первых, подобные мнения и оценки пока носят сугубо субъективный характер. Выяснить же реальную картину можно, лишь организовав серьёзные исследования – научные, социологические... До сих пор, похоже, их никто не проводил – во всяком случае, в публичном пространстве информации на сей счёт не появлялось.

Во-вторых, если такое влияние действительно имеет место, то почему оно происходит в пользу русского языка, а не казахского? Кто-нибудь из бьющих тревогу пытался найти ответ на этот вопрос?

В-третьих, по идее, влияние должно быть взаимным: как учащиеся казахских классов, общаясь с русскоязычными детьми, осваивают язык Пушкина, так и последние, контактируя с первыми, обретают навыки разговорной речи на языке Абая. То есть наличие смешанных школ, на которые сегодня приходится более 70 процентов учеников русских классов, может способствовать тому, что в обозримой перспективе большинство неказахов и русскоязычных казахов будет хотя бы на минимально приемлемом уровне владеть государственным языком, использовать его в повседневной жизни.


Именно тем, чтобы это самое языковое влияние стало по-настоящему взаимным, как бы «улицей с двусторонним движением», и следовало бы озаботиться радетелям за «ана тiлi». А не заниматься бесконечной и бессмысленной борьбой с ветряными мельницами…

Похожие статьи

«Борцы» за казахский язык: одним нужен хайп, другим – деньги…
5.03.2024, автор Бауыржан Маханов.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Открытие казахских школ в России и русских в Казахстане: зачем это нужно?
20.06.2024, автор Жандос Асылбеков.
Почему растет число казахов, делающих выбор в пользу русских классов?
25.04.2024, автор Жандос Асылбеков.
Казахские дети в русских классах: есть ли смысл возмущаться?
28.01.2024, автор Жандос Асылбеков.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Почему защитники казахского языка ополчились на смешанные школы?