АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Станет ли государство не только слышащим, но и адекватно реагирующим?

Станет ли государство не только слышащим, но и адекватно реагирующим?

13.03.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В социальной психологии есть понятие «неглект» – в переводе с английского «невнимание», «пренебрежение». Его называют одной из форм эмоционального насилия, при которой систематически игнорируются жизненно важные потребности тех, кто находится в зависимости от неглектера. В роли последнего могут выступать, например, глава семьи, администрация учреждения и даже целый государственный аппарат. Анализируя наше совсем ещё недавнее прошлое, невольно приходишь к выводу: то, что сейчас принято называть старым Казахстаном, было средоточием этого самого неглекта, избавление от которого является одной из главных задач Казахстана нового.

Взаимное недоверие

Слабость отечественной экономики, проблемы в социальной сфере, угрозы подрыва политической стабильности – все это прямой или косвенный результат многолетнего и систематического невыполнения государством своих обязательств перед гражданами, игнорирования тех их жизненных нужд и потребностей, которые они не в состоянии обеспечить самостоятельно. Как следствие, многие казахстанцы, ставшие жертвами такого рода неглекта, страдают тревожностью, ощущением бессмысленности происходящего и даже склонностью к агрессии, что подтверждается результатами различных социологических замеров.

Но главное – подорвано доверие к институтам государственной власти. То самое доверие, на котором, собственно, и должна базироваться ее легитимность. Как следствие, мы наблюдаем скепсис и безучастие казахстанцев ко всему, что она предлагает и делает, а также отстраненность от общественной жизни и политики. В таких условиях говорить о здоровом взаимодействие государства и общества как об основе стабильного развития страны, конечно, не приходится.

Со своей стороны власть в старом Казахстане тоже демонстрировала недоверие к собственным гражданам и не видела в них партнеров. К примеру, боялась неправительственных организаций, занимавших активную гражданскую позицию, «закручивала гайки» в отношении независимых СМИ, подавляла какую-никакую, но все же оппозицию. Даже во время электоральных кампаний включала фильтры, видимо, опасаясь, что избиратели сделают неправильный выбор. При этом сама же и провоцировала рост патерналистских настроений среди малоимущего населения, которое вследствие этого расслабилось и теперь не хочет никаких изменений, кроме как повышения размеров пособий. Все это не что иное как признаки неглекта, говорят эксперты.


К сожалению, несмотря на начатое вторым президентом страны реформирование политической системы, старое наследие продолжает давать о себе знать. Например, граждане все еще не имеют возможности собираться и открыто высказывать свое мнение, когда захотят. Речь идет о мирных митингах, собраниях и шествиях. Право на их проведение прописано в принятом в 2020-м году законе, а значит, организаторам не нужно ходить по госорганам для получения разрешений. Тем не менее, акиматы всячески нарушают это право граждан, придумывая различные поводы, чтобы отказать, либо предлагая для сборов специально отведенные (подальше от центра) места. В результате вместо налаживания взаимодействия с местными сообществами они еще больше отдаляются от них.

Следствием неглекта также можно назвать неудовлетворенность результатами расследования громких уголовных дел, которые больше вызывают вопросы, чем дают ответы. Достаточно вспомнить убийства политиков Алтынбека Сарсенбаева и Заманбека Нуркадилова, расстрел солдат на пограничном посту «Арканкерген», массовые беспорядки в Жанаозене, кордайские погромы и январскую трагедию. Пытаясь скрыть невыгодные для себя факты и продвигая не вполне правдоподобные версии тех событий, прежняя власть тем самым стала мощным раздражителем для общества и породила еще больший скепсис по отношению к судебной системе и правоохранительным органам. Неслучайно правовой нигилизм в Казахстане приобрел хронический характер.

Обещанного 30 лет ждут

Еще одно из проявлений неглекта со стороны госорганов – отсутствие адекватной обратной связи. По-хорошему, обращения граждан должны ставиться во главу угла работы чиновников, но в наших реалиях люди часто сталкиваются с отписками, затягиванием сроков рассмотрения, отсылкой в другие инстанции, а то и вовсе игнором. Дабы упростить этот процесс, в 2009 году правительство запустило блог-платформу «Открытый диалог», где наглядно видно, как акиматы, министерства и другие ведомства реагируют на жалобы казахстанцев. Идея, конечно, сработала, но, скорее, в количественном плане (почти на 90 процентов обращений последовала реакция), чем в качественном (много тех, кого ответы не удовлетворили).

Причем это касается не только индивидуальных обращений, но и коллективных. Как пример можно вспомнить многолетние требования активистов остановить массовую застройку Алматы. Лед тронулся лишь в прошлом году, когда местные власти стали выявлять и публиковать в открытом доступе перечень ЖК, не имеющих полного пакета разрешительных документов на строительство, а также возводимых с отклонениями от проекта и прочими нарушениями (соответственно не рекомендуемых к покупке и проживанию). Вероятно, на них подействовало землетрясение в Турции, унесшее жизни свыше 50 тысяч человек. Уже после серии подземных толчков в самом Алматы «черный список» был срочно дополнен – сейчас в нем 45 объектов, и это еще не предел. А может, даже лишь начало…

Другая сторона медали - игнорирование жилищных проблем граждан, что тоже можно расценивать как неглект. Скажем, в Земельном кодексе РК до сих пор содержится норма (подпункт 2 пункта 2 статьи 50), которая обещает безвозмездную передачу под ИЖС каждому казахстанцу участка в 10 соток. Сразу вспоминается ажиотаж 2006 года, когда люди ночевали у акиматов, чтобы встать в очередь на получение земли. Впоследствии они еще несколько лет штурмовали местные администрации в надежде, что их заявки удовлетворят. Да и сейчас эти списки сохранились и пополняются... Спрашивается, к чему весь этот спектакль, если в городах страны не было, нет и не будет свободных (и пригодных под строительство) земель, которые можно бесплатно раздать? От этой пустой затеи выиграли разве что те, кто оказался в начале очереди либо с чьей-то помощью попал туда, а также нечистые на руку чиновники и олигархи разного калибра.

Из этой же серии – многочисленные льготные ипотечные программы, которые обогатили строительные компании и обеспеченных казахстанцев, а тех, кто действительно нуждается в жилье, обошли стороной. Для последних квадратные метры, напротив, с каждым годом становились все более недоступными. Купить квартиры на выгодных условиях смогли лишь те из числа граждан с низкими доходами, кто подсуетился на старте, когда их стоимость была еще более или менее подъемной. Остальные же теперь не имеют возможности накопить даже на первоначальный взнос.

Работы нет, но вы держитесь

Не менее показательный пример неглекта – это игнорирование проблем аула, который продолжает стремительно деградировать. На протяжении последних 30 лет были разработаны десятки дорогостоящих госпрограмм, так или иначе направленных на возрождение и поддержку сел, но ни одна из них не была толком реализована. Многие аулы так и не дождались молодых специалистов, чистой питьевой воды, качественных дорог, интернета и мобильной связи, новых школ, больниц и т.д. Как результат, число заброшенных сел исчисляется тысячами, а крупные города, куда устремляются безработные жители глубинки, задыхаются от перенаселения.

Чтобы вернуть жизнь в села и удержать там молодежь, необходимо, прежде всего, обеспечить их постоянными рабочими местами с адекватными зарплатами. Как это сделать – отдельная и большая тема, но тут важно отметить, что к решению вопросов трудоустройства граждан, так же, как и к проблеме растущей бедности, власть подходит тоже «неглектно».

Зациклившись на сырьевом секторе и при этом не уделяя должного внимания созданию качественных рабочих мест за счет развития, к примеру, промышленности и сельского хозяйства, она своими же руками толкает людей в объятия «теневого рынка» (незаконной экономической деятельности), который часто сопряжен с преступностью и коррупцией. При этом все понимают, что с бедными и безработными гражданами богатую и конкурентоспособную страну никак не построить...


А еще стоит отметить неудовлетворенность качеством образования и здравоохранения, проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды, изношенностью коммунальной инфраструктуры, ростом цен на продукты питания и товары первой необходимости, низким уровнем пенсий, пособий, стипендий и т.д. Список можно продолжать долго, но суть в том, что все эти факторы, как по отдельности, так и вкупе, способны привести к росту социального напряжения и усилению конфликтности, откуда недалеко и до политического кризиса…

Похожие статьи

Страна домашних тиранов: как выйти из порочного круга?
12.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Можно ли заставить наших чиновников жить по средствам?
2.02.2021, автор Гульнар Муканова.
Почему в Казахстане «вымер» средний класс и как его можно возродить?
16.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Станет ли государство не только слышащим, но и адекватно реагирующим?