14.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Где жить людям в случае разрушительного землетрясения в Алматы и думают ли об этом власти?
15.03.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Как говорится, надейся на лучшее, но готовься к худшему… По оценкам специалистов, при землетрясении интенсивностью 8,5 балла и выше значительная часть зданий и сооружений, а особенно жилых домов в Алматы превратится в руины, вследствие чего без крова останутся сотни тысяч выживших людей. Временные палатки им, наверное, найдут, но что потом?
Этот вопрос сейчас остро стоит не только для жителей мегаполиса, но и, надеемся, для правительства. Есть ли у него какой-то план действий на случай такого сценария? Где оно возьмет необходимые средства на расселение людей? Способно ли выделить им постоянное жилье? Если да, то когда и где? В других городах страны, или же новые дома будут возводится оперативно в самом Алматы? Не придется ли оставшимся без крыши над головой самостоятельно решать эту проблему? Если жители сейчас начнут страховать свои дома и квартиры на случай землетрясения, то могут ли они рассчитывать на получение соответствующих выплат? Какие меры в этой связи должно принять государство? И что по этому поводу говорит мировой опыт: как страны, перенесшие подобные бедствия, справлялись с выпавшими на них испытаниями? Предлагаем вниманию читателей два экспертных взгляда на проблему.
Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:
"У государства должны быть готовые уже сейчас решения и резервы"
- В случае такого катаклизма государство, безусловно, должно будет взять на себя значительную часть расходов — такова и международная практика, и опыт самого нашего государства, которое отличается патерналистским подходом к решению социальных проблем. Очевидно, будет поступать и безвозмездная международная помощь, часть которой тоже можно направить на восстановление города, включая строительство нового жилья и его предоставление пострадавшим. Другой вопрос, что это восстановление займет значительное время, поэтому у государства должны быть готовые уже сейчас решения и резервы для оперативного реагирования на такую ситуацию.
Конкретного ответа на вопрос, насколько задействовано будет государство в преодолении последствий такого бедствия и какую долю расходов придется понести самим гражданам, нет. О планах правительства я не осведомлен. Страховые выплаты в такой ситуации, конечно, остаются под вопросом, поскольку разрушительное землетрясение может быть (и, вероятно, будет) признано форс-мажором с невозможностью выполнения обязательств страховыми фирмами. Правда, если эти обязательства будут дополнительно перестрахованы в крупных транснациональных перестраховочных компаниях, то их выполнение возможно за счет покрытия ими.
О том, насколько подъемными будут расходы для государства, можно судить по аналогиям с другими крупными землетрясениями последнего времени, исходя из размера причиненного ими ущерба и финансовой состоятельности Казахстана. По существующим оценкам, ущерб от прошлогоднего землетрясения в Турции и Сирии составил около 160 млрд. долларов, от землетрясения 2008-го в китайской Сычуани — 200 млрд. (речь идет о постоянных долларах 2022 года), от японского землетрясения 2011 года — 470 млрд. долларов. Последнее событие считается самой дорогой на сегодняшний день природной катастрофой в мире, но, главным образом, по причине разрушения АЭС «Фукусима».
Таким образом, потенциальный ущерб от катастрофического землетрясения может оцениваться суммой порядка 200 млрд долларов. Это, безусловно, очень много по меркам Казахстана и примерно соответствует его среднему размеру ВВП в последние годы. Совокупные международные резервы страны в настоящее время составляют около 96 млрд. долларов — примерно 60 млрд. в Нацфонде и около 36 млрд. золотовалютных резервов Нацбанка. Определенные ресурсы имеются также у национальных компаний и квазигосударственного сектора, но в данном случае надо понимать, что их номинальная стоимость значительно превышает объем наличных средств, которые можно будет мобилизовать в срочном режиме. То есть всех государственных средств может хватить на покрытие примерно половины ущерба от такого события. Остальное представляется возможным дополнить за счет международной помощи, средств бизнеса и населения.
Однако проблема в том, что в случае такого сценария почти неизбежно возникнут сильнейшие шоки для устойчивости финансовой системы и экономики в целом. Так, если население пойдет в банки за всеми своими сбережениями (что неизбежно), банковская система не сможет ответить по их требованиям. Это означает, во-первых, что средств населения для восстановления окажется меньше их фактической величины на банковских вкладах, а, во-вторых, начнутся еще и сильнейшие экономические проблемы, включая финансовый кризис, на решение которых тоже придется отвлекать государственные средства.
Во-вторых, необходимо готовить ресурсы, включая создание запасов продовольствия, предметов первой необходимости, быстровозводимых конструкций, а также техники, которая будет использована и на ликвидации последствий ЧП, и на строительстве новых зданий.
В-третьих, надо задуматься о финансовых резервах и о возможности казахстанской финансовой системы по реагированию на такой вызов — во всех ее компонентах и на всех уровнях. То есть от государственного бюджета и национальных резервов до устойчивости банков в чрезвычайных ситуациях и способности страховых компаний выполнять свои обязательства при возникновении соответствующих страховых случаев.
Самат Кабдолов, первый заместитель председателя правления страховой компании «Евразия»:
«Казахстану нужна программа страхования от катастрофических рисков»
- Законодательство позволяет страховым компаниям принимать на себя риски в объеме, который те способны абсорбировать при наступления страхового катастрофического события. Полагаю, в случае разрушительного землетрясения самостоятельно покрыть убытки они смогут, но, разумеется, в разных размерах: крупные – в больших, менее крупные – в меньших.
Собственно, поэтому и существуют механизмы перестрахования, которые позволяют страховым компаниям обеспечить свою финансовую устойчивость путем передачи рисков и ответственности за них другим страховым компаниям, в том числе зарубежным. Проще говоря, они диверсифицируют риски между собой. Как следствие, в рамках крупных проектов перестраховочных компаний может быть до нескольких десятков. И даже если население Казахстана начнет массово страховать свою недвижимость, то компании могут приобрести перестраховочное покрытие за границей для перераспределения рисков. Это проверенная мировая практика.
Свежий пример - разрушительное землетрясение на юго-востоке Турции, которое произошло в начале прошлого года. Оно унесло жизни около 50 тысяч человек, было повреждено 8 тысяч зданий, в том числе многоквартирных домов. Застрахованные убытки тогда составили 5,7 млрд. долларов, и их выплачивали страховые компании со всего мира. В том числе и наша СК «Евразия», которая по своей доле ответственности выплатила уже более 8 млрд. тенге (почти 17 млн. евро). Турецкие компании тоже принимали участие в выплатах, но в относительно небольшой степени – выделив посильную для себя долю.
Передовой мировой опыт показывает, что в большинстве стран, территории которых подвержены масштабным катастрофическим рискам (землетрясениям, лесным пожарам, наводнениям, ураганам), правительства разрабатывают и реализуют специальные программы страхования. Механизмы бывают самые разные: от обязательного страхования до прямого субсидирования части страховой премии страховым компаниям. Во многих случаях государством создается специализированная страховая компания, фонд страхования или организуется перестраховочный пул. Тут важно понять, что без участия государства и его ресурсов организовать и реализовать подобную программу невозможно даже в США с их развитыми рыночными механизмами.
Наиболее интересным в этом плане является опыт Японии, которая находится в одном из самых сейсмически опасных регионов мира. Там действует программа страхования от катастрофических рисков (землетрясений, вулканов и цунами), появившаяся еще в 1964 году, то есть 60 лет назад. За эти годы японскому правительству удалось выстроить по-настоящему эффективный механизм страхования и урегулирования. Наряду с ним в данной программе весьма активное участие принимают и местные страховые компании. Это доказывает, что обеспечить полноценное страховое покрытие имущества граждан от катастрофических рисков можно даже в таких сложных природных и географических условиях.
Есть еще обязательные страховые программы в Новой Зеландии, TCIP в Турции, а, скажем, в Мексике страхованием недвижимости от катастрофических рисков занимается Институт социальной защиты. Для каждого региона программы индивидуальные и зависят от целого ряда факторов, в том числе экономических.
Стоит отметить, что триггером к созданию таких программ послужили события, унесшие жизни тысяч людей и нанесшие огромный имущественный ущерб. Поэтому очевидно, что всем нам нужен план действий на случай катастрофы.
Этот вопрос сейчас остро стоит не только для жителей мегаполиса, но и, надеемся, для правительства. Есть ли у него какой-то план действий на случай такого сценария? Где оно возьмет необходимые средства на расселение людей? Способно ли выделить им постоянное жилье? Если да, то когда и где? В других городах страны, или же новые дома будут возводится оперативно в самом Алматы? Не придется ли оставшимся без крыши над головой самостоятельно решать эту проблему? Если жители сейчас начнут страховать свои дома и квартиры на случай землетрясения, то могут ли они рассчитывать на получение соответствующих выплат? Какие меры в этой связи должно принять государство? И что по этому поводу говорит мировой опыт: как страны, перенесшие подобные бедствия, справлялись с выпавшими на них испытаниями? Предлагаем вниманию читателей два экспертных взгляда на проблему.
Вячеслав Додонов, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК:
"У государства должны быть готовые уже сейчас решения и резервы"
- В случае такого катаклизма государство, безусловно, должно будет взять на себя значительную часть расходов — такова и международная практика, и опыт самого нашего государства, которое отличается патерналистским подходом к решению социальных проблем. Очевидно, будет поступать и безвозмездная международная помощь, часть которой тоже можно направить на восстановление города, включая строительство нового жилья и его предоставление пострадавшим. Другой вопрос, что это восстановление займет значительное время, поэтому у государства должны быть готовые уже сейчас решения и резервы для оперативного реагирования на такую ситуацию.
Одним из вариантов является, например, формирование большого запаса материалов для быстровозводимых блочных зданий, которые можно будет развернуть в течение нескольких недель (подобно тому, как возводились дополнительные больничные помещения во время пандемии). Соответственно должен быть создан резерв таких конструкций с размещением неподалеку от Алматы в нескольких местах. Плюс необходимо заблаговременно зарезервировать земельные участки, на которых можно будет возводить эти здания, а в идеале к ним должны быть подведены все необходимые инженерные коммуникации.
Конкретного ответа на вопрос, насколько задействовано будет государство в преодолении последствий такого бедствия и какую долю расходов придется понести самим гражданам, нет. О планах правительства я не осведомлен. Страховые выплаты в такой ситуации, конечно, остаются под вопросом, поскольку разрушительное землетрясение может быть (и, вероятно, будет) признано форс-мажором с невозможностью выполнения обязательств страховыми фирмами. Правда, если эти обязательства будут дополнительно перестрахованы в крупных транснациональных перестраховочных компаниях, то их выполнение возможно за счет покрытия ими.
О том, насколько подъемными будут расходы для государства, можно судить по аналогиям с другими крупными землетрясениями последнего времени, исходя из размера причиненного ими ущерба и финансовой состоятельности Казахстана. По существующим оценкам, ущерб от прошлогоднего землетрясения в Турции и Сирии составил около 160 млрд. долларов, от землетрясения 2008-го в китайской Сычуани — 200 млрд. (речь идет о постоянных долларах 2022 года), от японского землетрясения 2011 года — 470 млрд. долларов. Последнее событие считается самой дорогой на сегодняшний день природной катастрофой в мире, но, главным образом, по причине разрушения АЭС «Фукусима».
Таким образом, потенциальный ущерб от катастрофического землетрясения может оцениваться суммой порядка 200 млрд долларов. Это, безусловно, очень много по меркам Казахстана и примерно соответствует его среднему размеру ВВП в последние годы. Совокупные международные резервы страны в настоящее время составляют около 96 млрд. долларов — примерно 60 млрд. в Нацфонде и около 36 млрд. золотовалютных резервов Нацбанка. Определенные ресурсы имеются также у национальных компаний и квазигосударственного сектора, но в данном случае надо понимать, что их номинальная стоимость значительно превышает объем наличных средств, которые можно будет мобилизовать в срочном режиме. То есть всех государственных средств может хватить на покрытие примерно половины ущерба от такого события. Остальное представляется возможным дополнить за счет международной помощи, средств бизнеса и населения.
Однако проблема в том, что в случае такого сценария почти неизбежно возникнут сильнейшие шоки для устойчивости финансовой системы и экономики в целом. Так, если население пойдет в банки за всеми своими сбережениями (что неизбежно), банковская система не сможет ответить по их требованиям. Это означает, во-первых, что средств населения для восстановления окажется меньше их фактической величины на банковских вкладах, а, во-вторых, начнутся еще и сильнейшие экономические проблемы, включая финансовый кризис, на решение которых тоже придется отвлекать государственные средства.
Относительно мер. Думаю, разумно было бы, во-первых, ограничить (если не остановить вообще) процесс разрастания мегаполиса. Чем больше людей концентрируется в сейсмоопасной зоне, тем выше риск и для них, и для государства, которому придется ликвидировать последствия ЧП, и для экономики, которая в случае такого кризиса будет страдать сильнее из-за того, что слишком большая часть «яиц» оказалась в «корзине» Алматы.
Во-вторых, необходимо готовить ресурсы, включая создание запасов продовольствия, предметов первой необходимости, быстровозводимых конструкций, а также техники, которая будет использована и на ликвидации последствий ЧП, и на строительстве новых зданий.
В-третьих, надо задуматься о финансовых резервах и о возможности казахстанской финансовой системы по реагированию на такой вызов — во всех ее компонентах и на всех уровнях. То есть от государственного бюджета и национальных резервов до устойчивости банков в чрезвычайных ситуациях и способности страховых компаний выполнять свои обязательства при возникновении соответствующих страховых случаев.
Самат Кабдолов, первый заместитель председателя правления страховой компании «Евразия»:
«Казахстану нужна программа страхования от катастрофических рисков»
- Законодательство позволяет страховым компаниям принимать на себя риски в объеме, который те способны абсорбировать при наступления страхового катастрофического события. Полагаю, в случае разрушительного землетрясения самостоятельно покрыть убытки они смогут, но, разумеется, в разных размерах: крупные – в больших, менее крупные – в меньших.
Собственно, поэтому и существуют механизмы перестрахования, которые позволяют страховым компаниям обеспечить свою финансовую устойчивость путем передачи рисков и ответственности за них другим страховым компаниям, в том числе зарубежным. Проще говоря, они диверсифицируют риски между собой. Как следствие, в рамках крупных проектов перестраховочных компаний может быть до нескольких десятков. И даже если население Казахстана начнет массово страховать свою недвижимость, то компании могут приобрести перестраховочное покрытие за границей для перераспределения рисков. Это проверенная мировая практика.
Свежий пример - разрушительное землетрясение на юго-востоке Турции, которое произошло в начале прошлого года. Оно унесло жизни около 50 тысяч человек, было повреждено 8 тысяч зданий, в том числе многоквартирных домов. Застрахованные убытки тогда составили 5,7 млрд. долларов, и их выплачивали страховые компании со всего мира. В том числе и наша СК «Евразия», которая по своей доле ответственности выплатила уже более 8 млрд. тенге (почти 17 млн. евро). Турецкие компании тоже принимали участие в выплатах, но в относительно небольшой степени – выделив посильную для себя долю.
Проблема заключается не в отсутствии достаточных финансовых возможностей у страховых компаний по покрытию возможного ущерба от землетрясений (этот вопрос закрывается перестрахованием). А в том, что наши граждане, даже живя в сейсмоопасной зоне Алматы, в массе своей не заинтересованы в страховании собственных домов и квартир.
Передовой мировой опыт показывает, что в большинстве стран, территории которых подвержены масштабным катастрофическим рискам (землетрясениям, лесным пожарам, наводнениям, ураганам), правительства разрабатывают и реализуют специальные программы страхования. Механизмы бывают самые разные: от обязательного страхования до прямого субсидирования части страховой премии страховым компаниям. Во многих случаях государством создается специализированная страховая компания, фонд страхования или организуется перестраховочный пул. Тут важно понять, что без участия государства и его ресурсов организовать и реализовать подобную программу невозможно даже в США с их развитыми рыночными механизмами.
Наиболее интересным в этом плане является опыт Японии, которая находится в одном из самых сейсмически опасных регионов мира. Там действует программа страхования от катастрофических рисков (землетрясений, вулканов и цунами), появившаяся еще в 1964 году, то есть 60 лет назад. За эти годы японскому правительству удалось выстроить по-настоящему эффективный механизм страхования и урегулирования. Наряду с ним в данной программе весьма активное участие принимают и местные страховые компании. Это доказывает, что обеспечить полноценное страховое покрытие имущества граждан от катастрофических рисков можно даже в таких сложных природных и географических условиях.
Есть еще обязательные страховые программы в Новой Зеландии, TCIP в Турции, а, скажем, в Мексике страхованием недвижимости от катастрофических рисков занимается Институт социальной защиты. Для каждого региона программы индивидуальные и зависят от целого ряда факторов, в том числе экономических.
Стоит отметить, что триггером к созданию таких программ послужили события, унесшие жизни тысяч людей и нанесшие огромный имущественный ущерб. Поэтому очевидно, что всем нам нужен план действий на случай катастрофы.
Похожие статьи
Как обуздать рынок аренды жилья?
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Как российско-украинская война изменила казахстанцев
27.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Квартиры и деньги чемпионам: не слишком ли их разбаловали?
10.01.2024, автор Баян Ахмет.