АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Исламским проповедникам-ортодоксам в Казахстане всё позволено?

Исламским проповедникам-ортодоксам в Казахстане всё позволено?

16.04.2024, автор Баян Ахмет.

RU KZ EN
В Казахстане есть исламские проповедники, чьи «уагызы» собирают сотни тысяч, а то и миллионы просмотров на Youtube, в «Тик-Токе» и других медиа-ресурсах. Всё бы ничего, но нередко в них содержатся высказывания, идущие вразрез не только со светскими принципами, которых придерживается наше государство, но и с нормами Конституции РК, а также других основополагающих законов. Причём этим занимаются в том числе люди, имеющие непосредственное отношение к университету «Нур-Мубарак», который готовит будущих имамов и теологов.

Молодой, да ранний

Один из наиболее популярных в нашей стране проповедников – Нурсултан Рысмагамбетулы. Далёкая от ислама публика впервые услышала о нём в конце прошлого года: тогда в соцсетях появилось видео, запечатлевшее, как в одной из мечетей Атырау многочисленные прихожане встречают его восторженным скандированием «Аллаху акбар!». Тот видеоролик получил широкое хождение в Интернет-пространстве и вызвал горячие дискуссии.

Между тем, в самой мусульманской среде этот «устаз» (учитель, наставник), несмотря на свою молодость, получил широкую известность ещё до события в Атырау, и то, как его там встречали, стало лишь дополнительным тому доказательством. В Youtube выложены десятки видео с «уагызами» Рысмагамбетулы, количество просмотров некоторых из них исчисляется миллионами. У него много подписчиков в социальных сетях: только в «Инстаграме» около 700 тысяч.

32-летний уроженец города Аральска, что в Кызылординской области, окончил Сарыагашское медресе, затем получил образование в Египте, где освоил арабский язык, а впоследствии в Иордании – там в университете «Ярмук» он на протяжении почти четырёх лет изучал историю ислама. В Казахстан вернулся в 2021-м и с тех пор занимается проповеднической деятельностью. Заодно преподаёт в университете «Нур-Мубарак», единственном в Казахстане религиозном вузе, главной кузнице кадров для мечетей и в целом для Духовного управления мусульман.

Недавно в соцсетях появился фрагмент видео, где Рысмагамбетулы, сидя перед своей паствой, рассуждает по поводу поведения казахстанцев во время поста, который в нынешнем году пришёлся на период с 11 марта по 9 апреля. Нурсултан-устаз возмущается тем обстоятельством, что в этот священный для верующих месяц рестораны Алматы в дневное время заполнены людьми.

«Такое ощущение, будто сейчас не Рамазан. Они что, не мусульмане? Почему они не держат Ораза? Казахстан должен дойти до такого состояния, чтобы в месяц Рамазан все рестораны были закрыты, чтобы вся страна держала пост», – чуть ли не кричит молодой проповедник, сопровождая свою речь словесными угрозами типа «басын жару керек». После чего призывает внимающую ему аудиторию общими усилиями добиваться изменения ситуации.

Налицо проявление религиозной нетерпимости в её крайней форме. Можно сказать, это зеркальное отражение того, что говорили и делали в советское время воинствующие атеисты. Если они называли «нежелательными социальными элементами» верующих, в том числе мусульман, то теперь таковыми проповедники вроде Рысмагамбетулы призывают считать всех, кто равнодушен к канонам ислама. Как это соотносится с той нормой закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», где прямо говорится, что «никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»?


Муфтияту нет дела?

В ноябре прошлого года в одном из своих интервью молодой проповедник заявил, что для Аллаха приоритетной является не национальность, а религия. И затем развил свою мысль следующим образом: Всевышний не призовёт казаха, если тот в него не верует, поэтому важно быть, прежде всего, мусульманином, а уже потом казахом: «Осознание того, что ты раб божий, раб Аллаха, должно превалировать над осознанием твоей национальной принадлежности», - заключил Рысмагамбетулы.

В этих словах вроде бы нет никакого криминала, но, тем не менее, некоторые разглядели в них ни много ни мало пропаганду идеи превращения Казахстана в часть некоего мусульманского халифата. Другие, в том числе отдельные представители так называемого национал-патриотического лагеря, не стали заходить столь далеко, но тоже выразили своё возмущение тем, что проповедник поставил этническую идентичность ниже, чем религиозную. И с учётом огромной аудитории фанатиков, которую собирают такие «пастыри», они призвали активно противостоять исходящей с их стороны угрозе.

Любопытно, что примерно в те же дни сразу несколько депутатов парламента обратились в правительство с запросами, в которых содержалось требование защитить казахские национальные ценности от посягательств исламистов. Поводом стали высказывания отдельных особо ярых ортодоксов о том, что домбра является «харамом». В сравнении с ними рассуждения о приоритете религиозной принадлежности над этнической, о том, что необходимо быть в первую очередь мусульманином, а уже во вторую – казахом, касаются гораздо более фундаментальных вопросов. Однако наши парламентарии, как обычно, обратили внимание на частности и проигнорировали куда более важные вещи.

В этой ситуации особенно беспокоит то обстоятельство, что продвижением, популяризацией подобного рода взглядов и представлений занимаются люди (а Нурсултан Рысмагамбетулы далеко не единственный такой проповедник), которые преподают в университете «Нур-Мубарак» и соответственно имеют возможность оказывать прямое влияние на сознание молодых людей – будущих имамов, священнослужителей, исламоведов. Что же касается ДУМК, то ему, похоже, нет дела до этого, а реагирует он лишь тогда, когда на такие вещи обращает внимание возмущённая общественность.


Финансирует, но не контролирует?

Так было, например, в случае с Ризабеком Батталулы, который в одном из своих наставлений призывал верующих бить жён, но при этом сильно их не калечить, и держать дома на видном месте плётку, которая бы напоминала супруге о «неотвратимости наказания» за неповиновение мужу. После того, как видео со словами Ризабека стало распространяться в соцсетях, вызывая многочисленные гневные комментарии, пресс-секретарь ДУМК не нашёл ничего лучшего, чем написать на своей странице в «Фейсбуке»: «Батталулы не находился на посту имама. На видео он высказывал свои взгляды на вопросы, которые к нему поступали, потому что он являлся членом информационно-пропагандистской группы. Сейчас он работает в Алматы, в университете «Нур-Мүбәрак».

Выходит, проповедник на тот момент состоял в информационно-пропагандистской группе, действующей при ДУМК? Это во-первых. А во-вторых, почему представитель официального духовенства говорил о вузе так, будто последний не имеет к нему отношения? Вот данные, взятые из документа под названием «Стратегический план развития Египетского университета исламской культуры «Нур-Мубарак» на 2021-2026 годы». За период по 2020-й его окончили 1464 человека, из которых 1033, или более чем две трети, были трудоустроены муфтиятом (имамы мечетей, исламоведы и т.д.), 95 оказались в госорганах, 84 – в образовательных организациях, включая медресе, находящиеся в ведении ДУМК.

«Нур-Мубарак» имеет статус негосударственного образовательного учреждения, но стоит напомнить, что он был создан в 2001-м на основе соглашения, заключённого между правительствами Казахстана и Египта. В статье 3 этого соглашения написано, что казахстанская сторона обеспечивает выплату заработной платы назначаемым ею работникам (а только среди преподавателей таких сегодня 87 из 105), плюс покрытие всех затрат, связанных с эксплуатацией тепловых, электрических, водо-и канализационных сетей, а также содержанием зданий. Кроме того, «Нур-Мубараку» ежегодно выделяются 200 государственных образовательных грантов.

Иными словами, значительная часть его расходов покрывается из республиканского бюджета. Насколько это правильно в светской стране – другой вопрос. Но в данном случае важно другое: ДУМК как основной работодатель выпускников вуза (а главный муфтий входит в состав попечительского совета университета, сопредседателем которого, как сказано в упомянутом соглашении, с казахстанской стороны является руководитель министерства, курирующего религиозную сферу), по идее, должен приглядывать за тем, какие знания получают студенты, что вбивают им в головы преподаватели.


Если же ДУМК смотрит на всё это сквозь пальцы, то, наверное, должны сказать своё веское слово соответствующие государственные структуры, которые не просто вправе, но даже обязаны контролировать, на что расходуются бюджетные средства, кто и что на эти деньги преподаёт. Да и в целом они призваны стоять на страже светских принципов, провозглашённых Конституцией, отстаивать те национальные ценности, которые называются в числе приоритетных в выступлениях президента страны, в документах концептуального характера.

Похожие статьи

Религиозные инфлюенсеры: благо или угроза для Казахстана?
11.12.2023, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
История с «Радио Азаттык»: справедливы ли претензии к властям Казахстана?
6.02.2024, автор Бауыржан Маханов.
Зачем Казахстану народные писатели, если народ их не читает?
4.01.2024, автор Женис Байхожа.
Власти и соцсети в Казахстане: заигрывание, вынужденный диалог или что-то другое?
19.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Исламским проповедникам-ортодоксам в Казахстане всё позволено?