28.01.2024, автор Жандос Асылбеков.
Почему растет число казахов, делающих выбор в пользу русских классов?
25.04.2024, автор Жандос Асылбеков.
RU
KZ
EN
В российских СМИ пропагандистского толка нередко можно встретить публикации, авторы которых обвиняют власти Казахстана в методичном выдавливании русского языка из всех сфер, включая образовательную. С другой стороны, чиновники из Министерства просвещения РК заявляют о ежегодном росте числа родителей, выбирающих для своих детей казахские классы. Тем самым как бы подразумевая, хотя и не констатируя прямо, что «ареал» русскоязычного школьного образования сокращается. Но какова ситуация на самом деле?
Обратная тенденция
На протяжении первой четверти века независимого существования Казахстана доля школьников, получающих образование на казахском языке, неуклонно росла, причём даже после того, как волна массовой эмиграции славянского и немецкого населения пошла на убыль. В итоге за этот период (1991-2016) она увеличилась более чем вдвое – с 32,4 до 65,9 процента. Тогда как доля обучающихся на русском примерно в такой же пропорции уменьшилась – с 63,1 до 30,5 процента. Есть ещё узбекские, уйгурские, таджикские классы, но в них всегда было немного детей – порядка 3-х процентов от общего количества школьников.
Казалось, эта динамика сохранится и далее, поскольку после 2016-го соотношение удельного веса казахов, с одной стороны, и славян, с другой, в общем составе населения РК продолжало меняться в пользу первых, причём, по демографическим меркам, довольно быстро: согласно данным Бюро национальной статистики, за период с 2016-го до начала 2023-го доля титульного этноса возросла на 4,3, а доля представителей славянских народов, напротив, снизилась на 5,1 процентных пункта.
Изучение предыдущих аналогичных сборников (а они выходят ежегодно) позволяет сделать вывод, что эта тенденция началась как раз в 2017-м и сохранялась на протяжении всего прошедшего с той поры времени. Более того, можно предположить, что она усилится. Ведь, хотя представители профильного министерства ежегодно заявляют об увеличении доли родителей первоклассников, выбирающих для своих чад обучение на государственном языке, официальные данные говорят об обратном.
Так, в августе 2022-го СМИ со ссылкой на чиновников тогдашнего МОН сообщили, что из более чем 400 тысяч детей, которые впервые переступят школьный порог, 70 процентов будут получать знания на казахском. А теперь заглянем в «Национальный доклад состояния и развития образования РК (по итогам 2022 года)», обнародованный тоже недавно и всё тем же центром «Талдау». В нём есть одна таблица, из которой следует, что в тот год в первые классы казахстанских школ пошли 404,1 тысячи детей, в том числе 265,6 тысячи, или 65,7 процента, – в казахские классы, 128,3 тысячи, или 31,7 процента, – в русские, остальные 10,2 тысячи – в узбекские, уйгурские, таджикские.
Почему так происходит?
В абсолютном выражении за последние семь лет количество учащихся русских классов увеличилось с 871,4 до 1082,5 тысячи. Этот прирост в 211,1 тысячи обеспечили самые разные этносы, проживающие в нашей стране, но наибольший вклад – 167,1 тысячи – внёс титульный. Сравните: в 2016-м школьное образование на «великом и могучем» получали 273,3 тысячи казахских детей, а в прошлом году – уже 440,4 тысячи.
Если более детально проанализировать данные за рассматриваемый период, то можно выявить тенденцию, которая и вовсе обескуражит тех (а таких очень много), кто считает, что представители государствообразующего этноса должны грызть гранит науки непременно на родном языке. Доля казахских детей, обучающихся в русских классах, в эти годы постоянно росла: в 2016-м она составила 12,93 процента, а в 2023-м достигла уже 16,13 процента.
Причём этот тренд характерен для всех тюркских стран постсоветского пространства. Скажем, в Азербайджане доля учащихся русских классов в общем контингенте школьников начала расти десять лет назад и за прошедшее время увеличилась с 6,4 до 9,3 процента, хотя доля славянского населения упала до 1,6 процента. В Узбекистане за этот же период данный показатель вырос с 8,9 до 10,2 процента.
А в Кыргызстане он и вовсе достиг 27 процентов (при том, что славяне составляют лишь 5,1 процента жителей страны), то есть почти вернулся к уровню позднесоветской эпохи. Мало того, как сообщила три года назад вице-министр образования КР Надира Джусупбекова, согласно результатам проведённого опроса, почти половина родителей в Кыргызстане выбрала бы для своих детей школы с русским языком обучения. Останавливает их лишь нехватка таких учебных заведений.
Словом, востребованность русскоязычного школьного образования в тюркских странах растёт. Но в случае с Казахстаном свою роль, возможно, сыграл ещё один фактор. Разворот в сторону увеличения доли казахских детей, чьи родители делают выбор в пользу русских классов, начался тогда, когда у нас всерьёз заговорили о предстоящем переводе государственного языка на латинскую графику, а в 2017-м первый президент РК подписал соответствующий указ, которым устанавливались конкретные сроки внедрения латиницы, в том числе в системе образования (2025 год). Уже в ту пору звучали голоса, что это может привести к оттоку части таких детей в русские классы, однако к предупреждениям не прислушались.
Плюс, что тоже крайне важно, у детей, обучающихся на русском языке, гораздо больше возможностей самостоятельно приобщиться к дополнительным знаниям (помимо получаемых в рамках школьной программы), расширить свой кругозор, чем у их сверстников из казахских классов, которые имеют очень ограниченный выбор развивающего, познавательного, художественного и прочего контента.
И тенденция, о которой идёт речь, показывает, что внутри государствообразующего этноса растёт доля людей, для которых получение детьми качественного образования (насколько это возможно в условиях Казахстана) важнее, чем то, какой язык станет основным в их жизни.
Обратная тенденция
На протяжении первой четверти века независимого существования Казахстана доля школьников, получающих образование на казахском языке, неуклонно росла, причём даже после того, как волна массовой эмиграции славянского и немецкого населения пошла на убыль. В итоге за этот период (1991-2016) она увеличилась более чем вдвое – с 32,4 до 65,9 процента. Тогда как доля обучающихся на русском примерно в такой же пропорции уменьшилась – с 63,1 до 30,5 процента. Есть ещё узбекские, уйгурские, таджикские классы, но в них всегда было немного детей – порядка 3-х процентов от общего количества школьников.
Казалось, эта динамика сохранится и далее, поскольку после 2016-го соотношение удельного веса казахов, с одной стороны, и славян, с другой, в общем составе населения РК продолжало меняться в пользу первых, причём, по демографическим меркам, довольно быстро: согласно данным Бюро национальной статистики, за период с 2016-го до начала 2023-го доля титульного этноса возросла на 4,3, а доля представителей славянских народов, напротив, снизилась на 5,1 процентных пункта.
Однако не тут-то было. Недавно на сайте Национального центра исследований и оценки образования «Талдау» имени А.Байтурсынова при Министерстве просвещения РК появился подготовленный им электронный вариант сборника «Статистика образования Казахстана» за 2023-й. В нём содержатся цифры, которые после несложных арифметических действий дают такой результат: в прошлом году удельный вес учащихся русских классов в нашей стране составил 30,8 процента. То есть за последние семь лет он не только не снизился, но даже немного вырос.
Изучение предыдущих аналогичных сборников (а они выходят ежегодно) позволяет сделать вывод, что эта тенденция началась как раз в 2017-м и сохранялась на протяжении всего прошедшего с той поры времени. Более того, можно предположить, что она усилится. Ведь, хотя представители профильного министерства ежегодно заявляют об увеличении доли родителей первоклассников, выбирающих для своих чад обучение на государственном языке, официальные данные говорят об обратном.
Так, в августе 2022-го СМИ со ссылкой на чиновников тогдашнего МОН сообщили, что из более чем 400 тысяч детей, которые впервые переступят школьный порог, 70 процентов будут получать знания на казахском. А теперь заглянем в «Национальный доклад состояния и развития образования РК (по итогам 2022 года)», обнародованный тоже недавно и всё тем же центром «Талдау». В нём есть одна таблица, из которой следует, что в тот год в первые классы казахстанских школ пошли 404,1 тысячи детей, в том числе 265,6 тысячи, или 65,7 процента, – в казахские классы, 128,3 тысячи, или 31,7 процента, – в русские, остальные 10,2 тысячи – в узбекские, уйгурские, таджикские.
Как видим, доля обучающихся на русском языке среди первоклассников почти на один процентный пункт выше, чем среди общей массы школьников (соответственно 31,7 и 30,8). Это может означать, что и в целом удельный вес получающих образование на языке Пушкина в следующие годы продолжит расти, пусть и медленно
. Почему так происходит?
В абсолютном выражении за последние семь лет количество учащихся русских классов увеличилось с 871,4 до 1082,5 тысячи. Этот прирост в 211,1 тысячи обеспечили самые разные этносы, проживающие в нашей стране, но наибольший вклад – 167,1 тысячи – внёс титульный. Сравните: в 2016-м школьное образование на «великом и могучем» получали 273,3 тысячи казахских детей, а в прошлом году – уже 440,4 тысячи.
Если более детально проанализировать данные за рассматриваемый период, то можно выявить тенденцию, которая и вовсе обескуражит тех (а таких очень много), кто считает, что представители государствообразующего этноса должны грызть гранит науки непременно на родном языке. Доля казахских детей, обучающихся в русских классах, в эти годы постоянно росла: в 2016-м она составила 12,93 процента, а в 2023-м достигла уже 16,13 процента.
В целом за семь лет произошло увеличение на 3,2 процентных пункта. И соответственно на столько же – с 87,02 до 83,83 процента – снизился удельный вес юных представителей титульного этноса, осваивающих школьную программу на «ана тiлi» (ещё около тысячи таких детей ходят в уйгурские и узбекские школы).
Причём этот тренд характерен для всех тюркских стран постсоветского пространства. Скажем, в Азербайджане доля учащихся русских классов в общем контингенте школьников начала расти десять лет назад и за прошедшее время увеличилась с 6,4 до 9,3 процента, хотя доля славянского населения упала до 1,6 процента. В Узбекистане за этот же период данный показатель вырос с 8,9 до 10,2 процента.
А в Кыргызстане он и вовсе достиг 27 процентов (при том, что славяне составляют лишь 5,1 процента жителей страны), то есть почти вернулся к уровню позднесоветской эпохи. Мало того, как сообщила три года назад вице-министр образования КР Надира Джусупбекова, согласно результатам проведённого опроса, почти половина родителей в Кыргызстане выбрала бы для своих детей школы с русским языком обучения. Останавливает их лишь нехватка таких учебных заведений.
Словом, востребованность русскоязычного школьного образования в тюркских странах растёт. Но в случае с Казахстаном свою роль, возможно, сыграл ещё один фактор. Разворот в сторону увеличения доли казахских детей, чьи родители делают выбор в пользу русских классов, начался тогда, когда у нас всерьёз заговорили о предстоящем переводе государственного языка на латинскую графику, а в 2017-м первый президент РК подписал соответствующий указ, которым устанавливались конкретные сроки внедрения латиницы, в том числе в системе образования (2025 год). Уже в ту пору звучали голоса, что это может привести к оттоку части таких детей в русские классы, однако к предупреждениям не прислушались.
Но всё же главная причина видится в уровне преподавания школьных предметов (НИШ и лицеи «Бiлiм-Инновация», где оно относительно высокое, не в счёт, поскольку эти учреждения охватывают лишь два процента учащихся). Да, качество русскоязычного образования в Казахстане тоже вызывает немало претензий, однако в целом оно выглядит получше, нежели казахскоязычное, о чём постоянно свидетельствуют результаты регулярно проводимых независимых международных исследований – PIRLS, PISA и других.
Плюс, что тоже крайне важно, у детей, обучающихся на русском языке, гораздо больше возможностей самостоятельно приобщиться к дополнительным знаниям (помимо получаемых в рамках школьной программы), расширить свой кругозор, чем у их сверстников из казахских классов, которые имеют очень ограниченный выбор развивающего, познавательного, художественного и прочего контента.
И тенденция, о которой идёт речь, показывает, что внутри государствообразующего этноса растёт доля людей, для которых получение детьми качественного образования (насколько это возможно в условиях Казахстана) важнее, чем то, какой язык станет основным в их жизни.
Похожие статьи
Казахские дети в русских классах: есть ли смысл возмущаться?
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
В казахских классах уровень грамотности намного ниже, чем в русских?
14.12.2023, автор Жандос Асылбеков.
Почему в сборных Казахстана мало казахов?
27.12.2023, автор Женис Байхожа.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.