АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Паводки: что делать с министрами и акимами, для которых слово «долг» – пустой звук?

Паводки: что делать с министрами и акимами, для которых слово «долг» – пустой звук?

5.04.2024, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Почему даже в маловодных регионах Казахстана стали возможными разрушительные паводки? Кто в этом виноват? Кто и какую ответственность должен понести за огромный ущерб, нанесённый тысячам наших соотечественников и государству в целом? На эти вопросы мы попросили ответить ветерана водной отрасли, инженера-гидротехника, кандидата технических наук Даулетьяра Баялимова.

Такого разгула паводковой воды, таких масштабных последствий от её разливов не было на протяжении всех предыдущих тридцати с лишним лет существования независимого Казахстана. Почему? Что случилось? Зимой выпало рекордное количество снега? Но если даже допустить такое, то, спрашивается, куда смотрели государственные органы и учреждения, которые обязаны заниматься мониторингом природной среды? Отслеживали ли они это, сигнализировали ли в правительство о возможных угрозах? Если такие сигналы были, то почему руководители министерств и ведомств не среагировали вовремя? Чем занимались и о чём думали акимы? Они, что, не знали ситуацию во вверенных им областях и районах? Тогда зачем держать там таких бастыков?

В советские годы мне довелось поработать в обкомах партии двух областей, а также заместителем председателя райисполком. В то время первые секретари обкомов, райкомов начинали каждый день с изучения метеорологических сводок и прогнозов. И, даже находясь в далёких командировках, звонили своим подчинённым, интересовались. Ведь от температуры воздуха, от количества осадков зависело, когда лучше начинать посевную, стрижку овец, каким будет урожай, нет ли вероятности наводнений или, наоборот, засухи, пожаров и т.д. Мало того, во время поездок по сёлам они, даже будучи коммунистами и как бы атеистами, обязанными доверять только научным данным, встречались со старожилами, которые умели по народным приметам и личным наблюдениям определять, какой будет погода в ближайшие месяцы, когда ждать таяния снега, вскрытия льда на реках… Вся эта информация, полученная из разных источников, позволяла принимать правильные решения и упреждающие меры.

Похоже, нынешним руководителям областей и районов, да и министрам тоже на всё это, грубо говоря, наплевать. Потому они и «проспали» паводковую угрозу.

Большая вода уже натворила много бед, нанесла огромный имущественный урон населению и государству. Но последствия могут этим не ограничиться. Ведь затоплено множество надворных туалетов, скотомогильников, и теперь все нечистоты, "дремавшие" бактерии, вирусы поднялись на поверхность, смешались с речной водой. Тут и до эпидемий недалеко. Неужели всё это нельзя было просчитать?


Не надо быть пророком, чтобы предсказать, как поведёт себя вода в той или иной ситуации. Наука и практический опыт уже давно дали ответы на этот вопрос. Плюс выработали рецепты на случай угрозы затоплений. Один из них – прорыть заранее каналы для того, чтобы отвести ожидаемую избыточную воду. Благо Казахстан – далеко не густонаселённая страна, территории у нас огромные (по плотности населения в расчёте на каждый квадратный километр мы занимаем 184-е место среди примерно двухсот государств мира). Надо просто в режиме нон-стоп мониторить ситуацию и делать всё вовремя. И тогда паводки будут приносить не бедствия, а пользу – ведь избыточную воду можно где-то аккумулировать, после чего использовать для создания рыбных озёр, орошения пастбищ, залива сенокосных угодий.

Однако мы не только не извлекаем уроков из прошлых ошибок, наступая на одни и те же грабли, но и с постоянством, достойным лучшего применения, совершаем новые. Причём из года в год ситуация становится только хуже. И нынешние катастрофические наводнения, самые масштабные в истории Казахстана, охватившие, как минимум, добрую треть его регионов (к слову, многие из этих областей не имеют больших рек), говорят лишь об одном: кризис в сфере управления водными ресурсами достиг критической отметки.

Была надежда на то, что создание отдельного министерства позволит хоть как-то улучшить положение дел, но этого не случилось. Мало того, есть ощущение, что оно справляется со своими задачами даже хуже, чем Комитет водных ресурсов, который входил в состав Минэкологии и подвергался нещадной критике.

Руководить Министерством водных ресурсов и ирригации доверили человеку, чуть раньше не сумевшему обеспечить водой (как раз таки для ирригационных целей) всего одну область – ту, которую он возглавлял. Все мы хорошо помним, в какой сложной ситуации оказались земледельцы этого региона. В штат министерства набрали разношёрстную кампанию людей, в большинстве своём очень слабо разбирающихся или вовсе не разбирающихся в водных вопросах. Налицо, как говорят сейчас, депрофессионализация управленческого аппарата.


Два года назад, в марте 2022-го, был создан Водный совет, возглавляемый премьер-министром. С тех пор прошло достаточно времени для того, чтобы он хоть как-то проявил себя. Но никаких результатов его работы не видно. Да и откуда им взяться, если в составе этого консультативно-совещательного органа при правительстве РК собраны сплошь высокопоставленные чиновники и нет ни одного (!) профессионала отрасли, разбирающегося в том, как нужно управлять водными ресурсами. Если об этом узнают где-то за границей, то наверняка засмеют нас.

Вопросы, касающиеся паводков, рассматривались на заседании правительства 20 февраля. Но, видимо, по принципу «поговорили – и разошлись». За целый месяц, остававшийся до начала массового таяния снега и ледохода на реках, практически ничего не было сделано для упреждения возможных негативных последствий. Больше ни на одном из заседаний правительства вплоть до 20-х чисел марта, когда появились первые сообщения о затоплениях, данная тема не обсуждалась – она будто выпала из повестки работы кабинета министров. Зато рассматривались вопросы куда менее значимые и не требующие принятия оперативных решений. Вообще, мы в Казахстане слишком часто отвлекаем своё внимание на темы, далёкие от повседневных нужд населения, – на дискуссии о гербе, переименованиях, насвае…

Теперь что касается ответственности. У многих министров, акимов это чувство, видимо, атрофировалось. Где-нибудь на Западе чиновники, из-за ошибок или недогляда которых случилось бы подобное, сами подали бы в отставку. Наши же лишь либо оправдываются, либо пытаются переложить вину на других. Среди них не нашлось ни одного, кто бы сказал: я виноват, я не справился с возложенными на меня обязанностями, поэтому прошу прощения у пострадавших, готов вернуть зарплату, полученную за время пребывания на этой должности, в счёт компенсации понесённого ими ущерба, и уйти. То есть для этих людей слова «честь», «достоинство», «чувство долга» почти ничего не значат.


А если так, если они сами не хотят уходить, то мы как члены общества, как граждане страны, как налогоплательщики имеем право потребовать привлечения их к ответственности, вплоть до уголовной, и погашения ими, хотя бы частичного, того урона, который они нанесли своей халатностью, равнодушием, бездействием. Ведь за пребывание на занимаемых ими должностях эти люди получали очень высокие зарплаты, а раз теперь выясняется, что они не справились с порученной работой, то должны вернуть их работодателю (в данном случае государству). Это будет соответствовать и принципам рыночной экономики, и провозглашённому курсу на строительство «Справедливого Казахстана».

Возможно, если будет внедрена такая практика, то в органах исполнительной власти, в их руководстве начнут появляться те, для кого слово «ответственность» – далеко не пустой звук. А таких, кто идёт во власть ради собственной корысти и своего комфортного существования, станет меньше….

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Паводки: почему вокруг них в Казахстане каждый год возникает ажиотаж?
18.03.2024, автор Женис Байхожа.
Уроки кордайской трагедии: как преодолеть межэтнический раскол?
6.02.2024, автор Сауле Исабаева.
Паводки: «Казгидромет» проспал, или же правительство и акиматы оказались «слепоглухими»?
2.04.2024, автор Бауыржан Маханов.
Где жить людям в случае разрушительного землетрясения в Алматы и думают ли об этом власти?
15.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Паводки: что делать с министрами и акимами, для которых слово «долг» – пустой звук?