1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Русским классам школ Казахстана грозит острый дефицит учителей?
13.05.2024, автор Жандос Асылбеков.
RU
KZ
EN
В нашей недавней публикации «Почему всё больше казахов делают выбор в пользу русских классов?» на основе анализа официальной статистики был сделан вывод о том, что количество русскоязычных школьников в нашей стране растёт, как минимум, не меньшими темпами, чем казахскоязычных, и что ряды первых активно пополняются юными представителями государствообразующего этноса. Но не приведёт ли эта тенденция к тому, что в скором времени мы столкнёмся с нехваткой для них школ и учителей, как это произошло в других тюркских странах постсоветского пространства?
Большая разница
За последние семь лет (2016-2023), если исходить из данных, которые содержатся в ежегодных выпусках национального сборника «Статистика образования Казахстана» от центра «Талдау» при Министерстве просвещения РК, был зафиксирован примерно одинаковый относительный рост численности учащихся как казахских, так и русских классов государственных школ – в 1,24 раза. При этом количество учителей-предметников, преподающих на языке Абая, за этот же период увеличилось почти в такой же пропорции (в 1,23 раза), тогда как их коллег, дающих уроки на «великом и могучем», стало больше лишь в 1,07 раза. Есть ещё педагоги, занимающиеся с детьми на «смешанном языке» (так указано в сборнике, причём безо всякой расшифровки) и составляющие 7,6 процента всего учительского корпуса, но их мы рассматривать не станем.
Взять, например, самые крупные в нашей стране населённые пункты. В Алматы количество детей, обучающихся на казахском и русском языках, примерно одинаковое (151,8 и 147,3 тысячи). Тогда как число учителей сильно отличается – соответственно 10,4 и 7,3 тысячи. Таким образом, в казахскоязычном сегменте школьного образования южной столицы соотношение педагогов и учеников составляет 1 к 14,6, а в русскоязычном – 1 к 20,2. Согласитесь, существенная разница. А в Астане и Шымкенте она ещё больше. К слову, в главном городе страны на каждого учителя русских классов приходятся в среднем 25 учащихся, в Шымкенте – 23, в Алматы, как уже сказано, – 20. Это значительно превышает среднереспубликанский уровень.
Для справки: в среднем по странам ОЭСР, которые могут служить ориентиром, данный показатель составляет 13. То есть если в казахских классах в целом по республике нагрузка на педагогические коллективы на 2,3 ниже, чем в большинстве самых развитых государств мира, то в русских она на 1,8 выше. А в трёх самых крупных городах Казахстана плюс в Атырауской, Мангистауской и Алматинской областях на каждого учителя, преподающего на языке Пушкина, приходится в полтора-два раза больше учащихся, чем в странах ОЭСР.
Откуда взять педагогов?
В недавно обнародованном «Национальном докладе о состоянии и развитии образования РК (по итогам 2022 года)», который подготовлен тем же центром «Талдау», говорится: «Наиболее остро проблема повышенной нагрузки стоит в городах Алматы и Астана, где почти треть педагогов работают более чем на 1,5 ставки». А говоря о нехватке кадров в целом по стране, авторы доклада констатируют: «Дефицит педагогов школ с русским языком обучения значительно выше, чем с казахским языком обучения». И приводят таблицу, из которой видно, что по состоянию на 2022 год учителей начальной школы в русскоязычном сегменте требовалось почти в пять раз больше, чем в казахскоязычном, истории и основ права – вдвое, математики и информатики – в 1,4, физики – в 1,2 раза... Это при том, что в русских классах обучаются примерно вдвое меньше детей, чем в казахских.
Судя по всему, данная тенденция будет лишь усугубляться. Почему?
В последние годы при публикации итогов распределения государственного образовательного заказа на подготовку кадров в высших учебных заведениях не даётся разбивка по языкам обучения. Но, например, в 2018-м такая разбивка была, и применительно к педагогическим специальностям она весьма красноречива. Так, в тот год гранты получили 425 молодых людей, решивших стать учителями математики, и лишь 82 из них, или менее пятой части, поступили на русские отделения. Похожая картина была с будущими школьными преподавателями физики, химии, истории, других дисциплин.
Возможно, за прошедшее с тех пор время и произошли определённые изменения, но мы о них не знаем, поскольку, как уже сказано выше, в последние годы разбивка по языкам обучения не даётся. Мониторит ли ситуацию само Министерство просвещения? Чем оно может объяснить то, что выпускники русских классов не жалуют педагогические специальности, несмотря на ежегодный 25-процентный рост окладов школьных учителей? Предпринимаются ли какие-то меры во избежание острого дефицита кадров в обозримом будущем?
Как бы не проспать…
С острым дефицитом русскоязычных педагогов уже столкнулись другие тюркские страны постсоветского пространства. Например, в русском секторе (так он там называется) школьного образования Азербайджана по причине их нехватки нередко вынуждены прибегать к услугам учителей, преподающих на государственном языке и слабо владеющих «великим и могучим». Профильное министерство даже пошло на снижение проходного балла для поступающих на русские отделения педагогических факультетов, но особого эффекта это не дало. В ведомстве констатируют, что спрос на русскоязычное обучение в стране, особенно в больших городах, растёт (в глазах немалой части азербайджанцев оно считается более престижным, открывающим больше жизненных перспектив, нежели обучение на государственном языке), о чём говорит и официальная статистика, но удовлетворить его из-за дефицита учителей не удаётся.
Аналогичная картина и в соседнем с нами Узбекистане. В связи с нехваткой кадров там вынуждены переуплотнять школы с русским языком обучения (35-40 детей в классе – явление уже привычное) и тоже привлекать к проведению уроков преподавателей, знающих его не очень хорошо. Для решения проблемы в этой республике с 2018-го увеличили приём студентов на соответствующие отделения, а в 2020-м её власти инициировали реализацию совместной узбекско-российской программы, в рамках которой сотни учителей из РФ ежегодно приезжают в Узбекистан, чтобы оказывать практическую помощь местным педагогам, работающим в русских школах, и содействие в повышении их квалификации.
В своё время наше Министерство образования и науки, как оно тогда называлось, вместе с другими ведомствами, призванными осуществлять долгосрочное стратегическое планирование, по сути, «проспало» значительный демографический рост (усугубленный миграцией населения в крупные города), что привело к серьёзному дефициту в Казахстане, особенно в мегаполисах, ученических мест. Теперь государству приходится в срочном порядке заниматься строительством новых школ, изыскивать на это огромные суммы. И далеко не факт, что темпы их возведения будут поспевать за темпами роста количества учащихся.
Большая разница
За последние семь лет (2016-2023), если исходить из данных, которые содержатся в ежегодных выпусках национального сборника «Статистика образования Казахстана» от центра «Талдау» при Министерстве просвещения РК, был зафиксирован примерно одинаковый относительный рост численности учащихся как казахских, так и русских классов государственных школ – в 1,24 раза. При этом количество учителей-предметников, преподающих на языке Абая, за этот же период увеличилось почти в такой же пропорции (в 1,23 раза), тогда как их коллег, дающих уроки на «великом и могучем», стало больше лишь в 1,07 раза. Есть ещё педагоги, занимающиеся с детьми на «смешанном языке» (так указано в сборнике, причём безо всякой расшифровки) и составляющие 7,6 процента всего учительского корпуса, но их мы рассматривать не станем.
К чему это в итоге привело? Если в 2016-м в целом по стране на каждого учителя-предметника в казахских классах приходилось 10,6 учащихся, а в русских – 12,8, то в 2023-м разница оказалась более значительной – соответственно 10,7 и 14,8. Да, отчасти её можно объяснить тем, что среди казахскоязычных учащихся удельный вес детей, которые ходят в сельские школы, выше, чем среди получающих образование на русском (в аулах средняя нагрузка на педагогических работников традиционно более низкая). Однако, судя по всему, причина не только в этом.
Взять, например, самые крупные в нашей стране населённые пункты. В Алматы количество детей, обучающихся на казахском и русском языках, примерно одинаковое (151,8 и 147,3 тысячи). Тогда как число учителей сильно отличается – соответственно 10,4 и 7,3 тысячи. Таким образом, в казахскоязычном сегменте школьного образования южной столицы соотношение педагогов и учеников составляет 1 к 14,6, а в русскоязычном – 1 к 20,2. Согласитесь, существенная разница. А в Астане и Шымкенте она ещё больше. К слову, в главном городе страны на каждого учителя русских классов приходятся в среднем 25 учащихся, в Шымкенте – 23, в Алматы, как уже сказано, – 20. Это значительно превышает среднереспубликанский уровень.
Для справки: в среднем по странам ОЭСР, которые могут служить ориентиром, данный показатель составляет 13. То есть если в казахских классах в целом по республике нагрузка на педагогические коллективы на 2,3 ниже, чем в большинстве самых развитых государств мира, то в русских она на 1,8 выше. А в трёх самых крупных городах Казахстана плюс в Атырауской, Мангистауской и Алматинской областях на каждого учителя, преподающего на языке Пушкина, приходится в полтора-два раза больше учащихся, чем в странах ОЭСР.
Откуда взять педагогов?
В недавно обнародованном «Национальном докладе о состоянии и развитии образования РК (по итогам 2022 года)», который подготовлен тем же центром «Талдау», говорится: «Наиболее остро проблема повышенной нагрузки стоит в городах Алматы и Астана, где почти треть педагогов работают более чем на 1,5 ставки». А говоря о нехватке кадров в целом по стране, авторы доклада констатируют: «Дефицит педагогов школ с русским языком обучения значительно выше, чем с казахским языком обучения». И приводят таблицу, из которой видно, что по состоянию на 2022 год учителей начальной школы в русскоязычном сегменте требовалось почти в пять раз больше, чем в казахскоязычном, истории и основ права – вдвое, математики и информатики – в 1,4, физики – в 1,2 раза... Это при том, что в русских классах обучаются примерно вдвое меньше детей, чем в казахских.
Судя по всему, данная тенденция будет лишь усугубляться. Почему?
В последние годы при публикации итогов распределения государственного образовательного заказа на подготовку кадров в высших учебных заведениях не даётся разбивка по языкам обучения. Но, например, в 2018-м такая разбивка была, и применительно к педагогическим специальностям она весьма красноречива. Так, в тот год гранты получили 425 молодых людей, решивших стать учителями математики, и лишь 82 из них, или менее пятой части, поступили на русские отделения. Похожая картина была с будущими школьными преподавателями физики, химии, истории, других дисциплин.
И дело тут, скорее всего, отнюдь не в какой-то дискриминации по языковому признаку. Просто выпускники русских классов, в отличие от своих сверстников, учившихся на казахском, крайне неохотно идут в педагоги. Об этом свидетельствует огромная разница в проходных баллах. В том же 2018-м будущим учителям математики для поступления по общему конкурсу на казахское отделение требовалось набрать 106 баллов, тогда как на русское было достаточно 72-х, физики – соответственно 97 и 72, химии – 114 и 84, биологии – 112 и 87, истории – 108 и 90. И т.д. То есть, конкурс среди русскоязычных абитуриентов был очень маленький, а выбор – явно недостаточный. Эту ситуацию можно смело проецировать и на тех, кто поступает в вузы на платной основе.
Возможно, за прошедшее с тех пор время и произошли определённые изменения, но мы о них не знаем, поскольку, как уже сказано выше, в последние годы разбивка по языкам обучения не даётся. Мониторит ли ситуацию само Министерство просвещения? Чем оно может объяснить то, что выпускники русских классов не жалуют педагогические специальности, несмотря на ежегодный 25-процентный рост окладов школьных учителей? Предпринимаются ли какие-то меры во избежание острого дефицита кадров в обозримом будущем?
Как бы не проспать…
С острым дефицитом русскоязычных педагогов уже столкнулись другие тюркские страны постсоветского пространства. Например, в русском секторе (так он там называется) школьного образования Азербайджана по причине их нехватки нередко вынуждены прибегать к услугам учителей, преподающих на государственном языке и слабо владеющих «великим и могучим». Профильное министерство даже пошло на снижение проходного балла для поступающих на русские отделения педагогических факультетов, но особого эффекта это не дало. В ведомстве констатируют, что спрос на русскоязычное обучение в стране, особенно в больших городах, растёт (в глазах немалой части азербайджанцев оно считается более престижным, открывающим больше жизненных перспектив, нежели обучение на государственном языке), о чём говорит и официальная статистика, но удовлетворить его из-за дефицита учителей не удаётся.
Аналогичная картина и в соседнем с нами Узбекистане. В связи с нехваткой кадров там вынуждены переуплотнять школы с русским языком обучения (35-40 детей в классе – явление уже привычное) и тоже привлекать к проведению уроков преподавателей, знающих его не очень хорошо. Для решения проблемы в этой республике с 2018-го увеличили приём студентов на соответствующие отделения, а в 2020-м её власти инициировали реализацию совместной узбекско-российской программы, в рамках которой сотни учителей из РФ ежегодно приезжают в Узбекистан, чтобы оказывать практическую помощь местным педагогам, работающим в русских школах, и содействие в повышении их квалификации.
В своё время наше Министерство образования и науки, как оно тогда называлось, вместе с другими ведомствами, призванными осуществлять долгосрочное стратегическое планирование, по сути, «проспало» значительный демографический рост (усугубленный миграцией населения в крупные города), что привело к серьёзному дефициту в Казахстане, особенно в мегаполисах, ученических мест. Теперь государству приходится в срочном порядке заниматься строительством новых школ, изыскивать на это огромные суммы. И далеко не факт, что темпы их возведения будут поспевать за темпами роста количества учащихся.
Как бы не проспать ещё одну тенденцию – ту, что связана с повышением запроса в нашем обществе, в том числе и в казахской его части, на русскоязычное образование…
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Почему растет число казахов, делающих выбор в пользу русских классов?
25.04.2024, автор Жандос Асылбеков.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Казахские дети в русских классах: есть ли смысл возмущаться?
28.01.2024, автор Жандос Асылбеков.