12.02.2024, автор Баян Ахмет.
Строительство АЭС: опыт Узбекистана на заметку Казахстану
29.05.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Официальный Ташкент выразил намерение относительно строительства атомной электростанции еще в 2017 году. Однако по прошествии более чем шести лет реальная работа на стройплощадке так и не началась. Кроме того, в ходе последнего визита президента РФ в Ташкент речь шла об изменении проекта – на строительство модульных АЭС небольшой мощности.
Дефицит генерации электроэнергии ощущается в Узбекистане уже давно. Сейчас страна в периоды пикового потребления вынуждена импортировать ее из Кыргызстана и Туркменистана. Поэтому развитие атомной энергетики – во многом безальтернативный шаг.
Первоначально предполагалось, что станция будет строиться по образцу существующей Белорусской АЭС. Стоимость проекта оценивалась в 11-13 млрд. долларов США, первый энергоблок планировалось запустить в 2028 году. Ожидалось, что в результате запуска станция ежегодно могла бы приносить, по предварительным данным, 550-600 миллионов долларов прибыли в год, а общий срок окупаемости оценивался в 20-25 лет.
Важно отметить, что Узбекистан — один из крупнейших мировых поставщиков урана. А потому часть выплат по кредиту на строительство АЭС можно осуществить за счет встречных поставок уранового сырья Российской Федерации (Казахстан тоже может настаивать на аналогичной схеме оплаты строительства АЭС).
Возводить объект решили в Джизакской области – родной для клана президента Шавката Мирзиеева (приоритетной площадкой под будущую атомную станцию был выбран берег озера Тузкан, расположенного в нескольких десятках километров от казахстанской границы). Тем самым политическое руководство Узбекистана собиралось решить сразу несколько задач:
• АЭС станет одним из ключевых предприятий Джизакской области – ранее преимущественно сельскохозяйственной;
• Работу на строительстве станции получит большое количество рядовых жителей области, что усилит неформальный авторитет президента в родном для него регионе;
• Региональные элиты области – представители клана Мирзиеева – получат доступ к строительным подрядам для АЭС;
• В регион будет инвестировано, по разным оценкам, до трети средств от общей стоимости объекта – около 3-4 млрд. долларов;
• Появление мощного и стабильного источника энергии сделает область привлекательной для размещения энергоемких производств.
Энергоблоки типа ВВЭР-1200, которые собирались строить в РУз, относятся к поколению 3+ и предусматривают глубоко эшелонированную систему защиты от возможных аварий, нацеленную на удержание радиоактивных элементов внутри герметичных оболочек.
Но при обсуждении стоимости станции возникли проблемы. Представители Узбекистана рассчитывали ее по аналогии с Белорусской АЭС в 10 млрд долларов. А россияне оценивают проект в 13 млрд. долларов – очевидно, с учетом текущей долларовой инфляции в проекции на предстоящие 10 лет строительства. Именно поэтому стороны до сих пор не смогли договориться о деталях реализации проекта.
Для Узбекистана 13 миллиардов долларов – действительно существенная сумма. А потому вариантов продолжения работы над проектом АЭС не так много. Первый – увеличение сроков строительства и последующей окупаемости кредита (например, с текущих 20-25 лет до 30-35 лет). Второй – комплексное решение: увеличение поставок газа из России в Узбекистан с параллельным строительством малых модульных АЭС.
По заявлениям сторон, прозвучавшим в ходе прошедшего недавно визита президента Путина, можно предположить, что выбран именно второй вариант. Подписан протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение о строительстве АЭС в Узбекистане от 7 сентября 2018 года. В тексте протокола указано, что малые модульные блоки будут призваны восполнить дефицит генерации в 2028-2033 годах. То есть пока не будет построена полноценная АЭС.
Проекты модульных АЭС малой мощности разрабатываются во многих странах. Однако в опытно-промышленную эксплуатацию пока введена лишь одна – ПАТЭС «Ломоносов», плавучая атомная станция, запущенная «Росатомом» на Чукотке в 2019 году. Стоимость проекта по завершении строительства оценивалась всего в 1 миллиард долларов (без учета береговой инфраструктуры и стоимости корпуса баржи). Таким образом, пакет из шести малых модульных АЭС в Узбекистане (каждая мощностью всего 55 МВт) «потянет» всего на 5-6 миллиардов долларов, что вдвое дешевле полноценной атомной станции «белорусского образца».
В настоящий момент «Росатом» предлагает на рынке модульные АЭС нового поколения, на основе реакторов РИТМ 200, которые уже используются на современных атомных ледоколах.
Пересмотр проекта Узбекской АЭС в пользу варианта строительства серии модульных атомных электростанций имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:
• возможность плавного бюджетирования проекта;
• ускорение сроков строительства отдельных модулей (3-5 лет вместо 10-12 для полноценной АЭС);
• возможность расширения проекта при наличии дополнительных средств в бюджете страны;
• снижение требований к электрораспределительным сетям и резервирующим мощностям;
• уменьшение размеров прудов-охладителей.
Минусом данного варианта является несколько более высокая себестоимость строительства на единицу выдаваемой мощности по сравнению с крупными реакторами.
Узбекистан – не первый в регионе Центральной Азии, кто изучает перспективы модульных станций. Например, в 2023 году о необходимости рассмотрения варианта строительства модульной АЭС небольшой мощности высказывались официальные представители Кыргызстана. По той же самой причине – полноформатную АЭС страна финансово «не тянет», а небольшую модульную станцию вполне осилит.
Поэтому официальной Астане при принятии политического решения относительно строительства атомной станции тоже целесообразно просчитать и вариант модульной компоновки. Надо подчеркнуть, что, строго говоря, АЭС в Казахстане уже была. С 1973-го по 1999-й годы в г. Актау эксплуатировался блок БН-350 электрической мощностью 90 МВт. Что как раз и укладывается в энергетические и тепловые параметры новых проектов модульных атомных реакторов (РИТМ 200 и пока только разрабатываемый более мощный РИТМ 400).
Использование модульных АЭС малой мощности теоретически позволяет более равномерно наращивать генерацию, частично ускоряет темпы строительства, дает возможность задействовать под строительство уже существующие в Казахстане площадки – не только поселок Улькен в Алматинской области, но и территорию МАЭК в Мангистауской, а также площадку в городе Курчатов (область Абай).
Дефицит генерации электроэнергии ощущается в Узбекистане уже давно. Сейчас страна в периоды пикового потребления вынуждена импортировать ее из Кыргызстана и Туркменистана. Поэтому развитие атомной энергетики – во многом безальтернативный шаг.
Первоначально предполагалось, что станция будет строиться по образцу существующей Белорусской АЭС. Стоимость проекта оценивалась в 11-13 млрд. долларов США, первый энергоблок планировалось запустить в 2028 году. Ожидалось, что в результате запуска станция ежегодно могла бы приносить, по предварительным данным, 550-600 миллионов долларов прибыли в год, а общий срок окупаемости оценивался в 20-25 лет.
Важно отметить, что Узбекистан — один из крупнейших мировых поставщиков урана. А потому часть выплат по кредиту на строительство АЭС можно осуществить за счет встречных поставок уранового сырья Российской Федерации (Казахстан тоже может настаивать на аналогичной схеме оплаты строительства АЭС).
Возводить объект решили в Джизакской области – родной для клана президента Шавката Мирзиеева (приоритетной площадкой под будущую атомную станцию был выбран берег озера Тузкан, расположенного в нескольких десятках километров от казахстанской границы). Тем самым политическое руководство Узбекистана собиралось решить сразу несколько задач:
• АЭС станет одним из ключевых предприятий Джизакской области – ранее преимущественно сельскохозяйственной;
• Работу на строительстве станции получит большое количество рядовых жителей области, что усилит неформальный авторитет президента в родном для него регионе;
• Региональные элиты области – представители клана Мирзиеева – получат доступ к строительным подрядам для АЭС;
• В регион будет инвестировано, по разным оценкам, до трети средств от общей стоимости объекта – около 3-4 млрд. долларов;
• Появление мощного и стабильного источника энергии сделает область привлекательной для размещения энергоемких производств.
Таким образом, решение президента Мирзиеева строить АЭС в родной области становится и важным внутриполитическим решением – одновременно укрепляющим позиции джизакского клана и обеспечивающим массовую низовую поддержку со стороны жителей области. При этом пресловутые радиофобии экологов станут актуальными только в 2033 году, когда на станцию будет доставлено первое топливо.
Энергоблоки типа ВВЭР-1200, которые собирались строить в РУз, относятся к поколению 3+ и предусматривают глубоко эшелонированную систему защиты от возможных аварий, нацеленную на удержание радиоактивных элементов внутри герметичных оболочек.
Но при обсуждении стоимости станции возникли проблемы. Представители Узбекистана рассчитывали ее по аналогии с Белорусской АЭС в 10 млрд долларов. А россияне оценивают проект в 13 млрд. долларов – очевидно, с учетом текущей долларовой инфляции в проекции на предстоящие 10 лет строительства. Именно поэтому стороны до сих пор не смогли договориться о деталях реализации проекта.
Для Узбекистана 13 миллиардов долларов – действительно существенная сумма. А потому вариантов продолжения работы над проектом АЭС не так много. Первый – увеличение сроков строительства и последующей окупаемости кредита (например, с текущих 20-25 лет до 30-35 лет). Второй – комплексное решение: увеличение поставок газа из России в Узбекистан с параллельным строительством малых модульных АЭС.
По заявлениям сторон, прозвучавшим в ходе прошедшего недавно визита президента Путина, можно предположить, что выбран именно второй вариант. Подписан протокол о внесении изменений в межправительственное соглашение о строительстве АЭС в Узбекистане от 7 сентября 2018 года. В тексте протокола указано, что малые модульные блоки будут призваны восполнить дефицит генерации в 2028-2033 годах. То есть пока не будет построена полноценная АЭС.
Проекты модульных АЭС малой мощности разрабатываются во многих странах. Однако в опытно-промышленную эксплуатацию пока введена лишь одна – ПАТЭС «Ломоносов», плавучая атомная станция, запущенная «Росатомом» на Чукотке в 2019 году. Стоимость проекта по завершении строительства оценивалась всего в 1 миллиард долларов (без учета береговой инфраструктуры и стоимости корпуса баржи). Таким образом, пакет из шести малых модульных АЭС в Узбекистане (каждая мощностью всего 55 МВт) «потянет» всего на 5-6 миллиардов долларов, что вдвое дешевле полноценной атомной станции «белорусского образца».
Помимо снижения стоимости и сокращения сроков строительства, модульные АЭС имеют и другое преимущество – перезагрузка малых реакторов производится один раз в 3-7 лет (в то время как на больших АЭС каждые 1-2 года). Вдобавок ко всему мощности таких АЭС легче будет резервировать маневренными электростанциями на время их остановки на загрузку топлива.
В настоящий момент «Росатом» предлагает на рынке модульные АЭС нового поколения, на основе реакторов РИТМ 200, которые уже используются на современных атомных ледоколах.
Пересмотр проекта Узбекской АЭС в пользу варианта строительства серии модульных атомных электростанций имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести:
• возможность плавного бюджетирования проекта;
• ускорение сроков строительства отдельных модулей (3-5 лет вместо 10-12 для полноценной АЭС);
• возможность расширения проекта при наличии дополнительных средств в бюджете страны;
• снижение требований к электрораспределительным сетям и резервирующим мощностям;
• уменьшение размеров прудов-охладителей.
Минусом данного варианта является несколько более высокая себестоимость строительства на единицу выдаваемой мощности по сравнению с крупными реакторами.
Узбекистан – не первый в регионе Центральной Азии, кто изучает перспективы модульных станций. Например, в 2023 году о необходимости рассмотрения варианта строительства модульной АЭС небольшой мощности высказывались официальные представители Кыргызстана. По той же самой причине – полноформатную АЭС страна финансово «не тянет», а небольшую модульную станцию вполне осилит.
Поэтому официальной Астане при принятии политического решения относительно строительства атомной станции тоже целесообразно просчитать и вариант модульной компоновки. Надо подчеркнуть, что, строго говоря, АЭС в Казахстане уже была. С 1973-го по 1999-й годы в г. Актау эксплуатировался блок БН-350 электрической мощностью 90 МВт. Что как раз и укладывается в энергетические и тепловые параметры новых проектов модульных атомных реакторов (РИТМ 200 и пока только разрабатываемый более мощный РИТМ 400).
Использование модульных АЭС малой мощности теоретически позволяет более равномерно наращивать генерацию, частично ускоряет темпы строительства, дает возможность задействовать под строительство уже существующие в Казахстане площадки – не только поселок Улькен в Алматинской области, но и территорию МАЭК в Мангистауской, а также площадку в городе Курчатов (область Абай).
Также важен и внутриполитический аспект – вариант строительства малых модульных АЭС выглядит более приемлемым с точки зрения вынесения вопроса об использовании атомной энергии на республиканский референдум: в этом случае властям будет легче аргументировать её необходимость для развития реального сектора экономики. Особенно с учетом того, что ранее в Республике Казахстан подобная (по мощности) АЭС уже эксплуатировалась.
Похожие статьи
На идее строительства АЭС в Казахстане решили поставить крест?
Казахстан-Россия-Запад: возможна ли нефтяная «сделка века», и что мы от неё получим?
3.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Голод 1930-х в Казахстане: версия геноцида недоказуема и бесперспективна
30.05.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Что Казахстан может сделать как председатель Фонда спасения Арала?
15.01.2024, автор Баян Ахмет.