АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Экономическое неравенство: как его сгладить? Главная миссия «Справедливого Казахстана». Часть 3-я

Экономическое неравенство: как его сгладить? Главная миссия «Справедливого Казахстана». Часть 3-я

13.06.2024, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Куат Акижанов, PhD, Институт ЦАРЭС

«Цель – ничто, движение – всё». Эта фраза принадлежит немецкому социал-демократу и политическому деятелю начала 20-го века Эдуарду Бернштейну. Если точнее, цитата звучит так: «То, что социализм вообще называют конечной целью, для меня ничего не значит, движение — это всё».

В начале прошлого столетия в результате демократизации политической жизни, роста популярности социалистических идей и усиления профсоюзной деятельности капитал становится сговорчивее. Он начинает делиться, решив, что не надо ждать социальной революции и классовой войны, что прогрессивные силы должны вести социальные реформы здесь и сейчас. Надо развивать фабричное законодательство, расширять политическую франшизу (избирательное право для класса эксплуатируемых и женщин), обеспечивать социализацию основных средств производства и демократизацию трудового законодательства. Появляются 8-часовой рабочий день с пятидневной рабочей неделей, страхование по безработице и, одно из главных достижений социал-демократии, происходит легитимизация стачечного движения, чтобы у рабочих была возможность доводить до правящего класса свои требования и быть услышанными.

Коллеги Бернштейна - социал-демократы, в то время являвшиеся ортодоксальными марксистами, заклеймили его ревизионистом. Но именно бернштейновская парадигма утвердилась в послевоенный период в Западной Европе и Северной Америке, да и вообще практически во всех индустриально развитых странах. Конечно, исторические реалии были сложнее: после двух мировых войн и Великой депрессии, показавшей бесперспективность капиталистического развития, рабочий класс уже не собирался мириться с беспощадной эксплуатацией. Тем более что к тому времени уже существовало первое в мире социалистическое государство – СССР, возникновение которого было во многом предопределено нежеланием правящего класса Российской империи проводить социальные реформы. Если ближе к нашей теме, то последние включали в себя, прежде всего, механизмы государственного устройства, обеспечивавшие перераспределение общественного пирога на более эгалитарных, т.е. справедливых, началах. Это в свою очередь трансформировало капитализм «баронов-разбойников» и плутократии правящего класса в современные социал-демократии и обеспечило создание государства всеобщего благосостояния.

В Казахстане же период «первоначального накопления капиталов» неприлично затянулся, ввергнув нас в состояние, когда уровень имущественного неравенства приближается к тем же диспропорциям, которые существовали накануне Февральской, а затем Октябрьской революций в Российской империи и Великой депрессии в 1930-х годах. Кстати, в 1990-х наши плутократы очень любили злоупотреблять этим марксистским термином, пытаясь оправдать разграбление страны. Однако разграбл…, пардон, неравномерная концентрация капиталов в Казахстане всё продолжается и продолжается…


Поэтому, если перейти от обсуждения всех этих терминов и концепций о новой экономике, ее цифровизации и модернизации, удвоении ВВП, «носорогах» и «черных лебедях» к рассматриваемой теме, то надо заняться политической экономией применительно к имущественному неравенству. Напомню, главная задача политической экономии (матери экономической науки, поскольку последняя «отпочковалась» именно от нее) – определить законы, которые управляют распределением доходов. Это как раз то, чем у нас не хотят заниматься и что необходимо сделать в «Справедливом Казахстане», иначе мы скоро обнаружим себя в нео-назарбаевской эпохе – несколько обновленной версии «Старого Казахстана».

1. Экономическая демократия способна стать тем самым направлением, которое начнет воплощать в реальность идею «Справедливого Казахстана». Справедливость может пониматься по-разному. Но без роста реальной заработной платы трудящихся, без реального повышения материального достатка населения реформы в стране будут рассматриваться как оторванные от действительности и от нужд людей. Даже если они будут считаться самыми прогрессивными с точки зрения либералов.

Доля оплаты труда в структуре ВВП Казахстана катастрофически низкая, особенно если учесть, что мы формально относимся к странам с доходами выше средних. У нас эта доля составляет ниже 40%, а по некоторым данным, варьируется между 20% и 30%. Для сравнения: в индустриально развитых государствах она колеблется между 60%-70%, в РФ – около 54%, в Польше – 48%, в Турции – 35% (на конец 2022 года).

Как говорили шведские социалисты, «демократия не должна останавливаться у ворот завода». Иными словами, без обеспечения демократического контроля над средствами производства любимым занятием любого казахстанского правительства будет «возвращение незаконно полученных активов». Оно позволяет имитировать бурную деятельность, периодически озвучивать какие-то цифры.

Необходимо разработать проекты законов о рабочем управлении на предприятиях и о реальном представительстве рабочих в советах директоров во всех наших флагманских и поменьше предприятиях. У нас экономика рентная, держится в основном на экспорте природных ресурсов, право собственности на которые закреплено Конституцией за народом. Значит, народ (рабочие на предприятиях) должны участвовать в решении вопросов, касающихся распределения доходов от ренты, от продажи наших ресурсов.


То же самое относится к проведению политики солидарной заработной платы, которая приведет к сокращению разрыва в уровнях оплаты труда. А то у нас сейчас наемные менеджеры, в том числе в национальных компаниях, получают до 1 млн. тенге в день (!), а оклад учительницы в провинциальном городке не дотягивает до 200 тысяч в месяц. Да, согласен, у них разные нагрузки и ответственность. У учительницы – выше!

2. Тогда и идея удвоения ВВП станет более ясной. Для чего и для кого мы увеличиваем экономику? Для того, чтобы олигархи стали еще богаче, а иностранные инвесторы вывезли еще больше сырья? Ответ: для повышения благосостояния всех граждан страны. В 1980-х годах (да и сейчас) мейнстримные экономисты правого уклона говорили: «Прилив поднимает все лодки». Это такой афоризм, призывающий сосредоточиться на росте экономики, от которого всем станет хорошо. А последнее связывали со снижение налогов для богатых. Якобы если они будут платить их меньше, то станут инвестировать в экономику и создавать рабочие места.

Налоги в абсолютном большинстве стран, как в индустриально развитых, так и в развивающихся, включая Казахстан, действительно снизили. Причем снижали на протяжении всех последних сорока лет. Количество миллиардеров стало зашкаливать что в самой крупной экономике мира (США), что в Казахстане. Вот только США, являясь самой богатой страной мира, до сих пор не могут позволить себе универсальную систему здравоохранения, предоставляющую бесплатные услуги, а реальные заработные платы рабочих там все эти десятилетия стагнируют. Так же, как и в Казахстане. Но зато финансовых активов в офшорах и всевозможных налоговых убежищах стало столько, что ими можно искоренить глобальную нищету и бедность три раза (!).

Поэтому в последние годы и ученые, и политики были вынуждены признать, что акцент на росте экономики без проведения перераспределительной политики наподобие той, которую осуществляли в развитых странах после Второй мировой войны, возвращает мир в эпоху «баронов-разбойников» - первых капиталистов в США. Сегодня экономические советники американских президентов констатируют, что в отсутствие соответствующей политики «прилив поднимет некоторые лодки, но другие сядут на мель». Вслед за ними британские депутаты заявляют: «Раньше говорили, что прилив поднимает все лодки. Теперь прилив, кажется, поднимает только супер-яхты».

Отсюда вывод: в Казахстане идею об удвоении ВВП нужно изначально привязать к решению вопросов об имущественном неравенстве и перераспределении. Пора ввести прогрессивную шкалу налогообложения: учитель средней школы в Аркалыке платит 10%, президент компании «Эйр Астана» - 60-80% и так далее. Это относится не только к заработным платам, но и к видам экономической деятельности. Как отмечалось выше, наша экономика – рентная, и казахстанские богачи – это в основном рантье. Их основная экономическая деятельность сводится к получению ренты от эксплуатации активов – финансовых, земельных, природных, недвижимости, радиочастот и т.д. Рента не создает ценность. Это паразитическая деятельность, которую нельзя поощрять. Сюда же следует отнести потребление предметов роскоши, которое надо обложить налогом.


3. Де-либерализация финансовых рынков позволит сохранить и аккумулировать в стране колоссальные ресурсы. Сейчас они экспроприируются в частные руки потому, что в Казахстане имеет место нечестивый союз финансового сектора, госаппарата и олигархии. Последние используют банки для ведения ростовщической деятельности и извлечения прибыли из доходов населения, которое ввиду низких заработных плат подсело на потребительские кредиты. В 2022 году 7,8 млн. казахстанцев имели задолженность по кредитам, а общая сумма их долгов достигала 14,3 трлн. тенге.

Придется принять политическое решение по Международному финансовому центру «Астана», который фактически является офшором на территории страны и прикрывает спекулятивную деятельность и утечку капиталов. Контроль над банковской деятельностью (репрессивная финансовая политика) позволит обеспечить инвестирование в промышленность, а не в «жилищные и финансовые пузыри» и будет отвечать целям политики ре-индустриализации. В странах, где проводили такую политику, финансовые спекуляции и возникновение «мыльных пузырей» были исключены.

4. Нео-кейнсианская экономическая политика включает в себя отказ от оголтелого монетаризма и пересмотр роли Национального банка. Последний делает чрезмерный акцент на борьбе с инфляцией, которая в Казахстане, в свою очередь, носит немонетарный характер. Базовая процентная ставка (стоимость денег для предпринимателей, от которой отталкиваются банки второго уровня) на апрель 2024-го составляла 14,75%. Тем самым практически загублена самостоятельная экономическая деятельность предпринимателей, которые не могут инвестировать в экономику и создавать рабочие места.

В части государственных расходов политика государства должна быть направлена на защиту групп населения с низкими доходами. Это означает регулирование цен на жилье, поддержку строительства кооперативных квартир и домов для владельцев-рабочих, финансирование универсального общественного здравоохранения. Деньги в бюджете для таких программ появятся, как только начнется реализация политики прогрессивного налогообложения.

В целом переход к более активной политике государства в перераспределении приведет к более равномерному распределению доходов. Это поднимет покупательную способность населения, которое получит возможность увеличить потребление, что будет стимулировать экономическую активность. А отсюда – рост экономики.


Если выражаться совсем просто, деньги в стране есть, весь вопрос в том, как мы их перераспределяем – на яхты для 0.0001% или на товары первой необходимости для 99% казахстанцев.

Похожие статьи

Политические реформы Токаева: что они дали и почему поставлены «на паузу»?
10.06.2024, автор Замир Каражанов.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономическое неравенство: почему оно губительно для Казахстана? Часть 2-я
3.06.2024, автор Spik.kz.
Стоит ли надеяться на казахстанскую армию в случае серьезной угрозы?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Экономическое неравенство: как его сгладить? Главная миссия «Справедливого Казахстана». Часть 3-я