АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Как остановить «самокатный беспредел» в городах Казахстана?

Как остановить «самокатный беспредел» в городах Казахстана?

17.06.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Казахстанские города столкнулись с нашествием самокатчиков, которые создают ощущение хаоса на улицах, травмируют прохожих, калечатся сами, провоцируют ДТП. Пора бы всерьез заняться наведением порядка в сфере микромобильного транспорта, дабы снизить аварийность с их участием, но, как выясняется, задача эта не из простых.

С недавних пор начали раздаваться призывы вовсе запретить самокаты, поскольку никаких других эффективных мер, способных решить проблему, граждане не видят. Однако это будет означать лишение людей права на передвижение, что в принципе недопустимо и незаконно. К тому же такой запрет автоматически затронет все средства индивидуального передвижения (СИМ), в том числе велосипеды, мопеды, гироскутеры и прочие.

Тем временем только по улицам Алматы, судя по последним данным, ежедневно передвигаются, как минимум, 50 тысяч электросамокатов. С начала года в мегаполисе зарегистрировано 38 ДТП с участием водителей альтернативного транспорта и 42 случая получения травм, выписано 7,5 тысячи административных протоколов по фактам нарушения ими ПДД.

И это лишь вершина айсберга – реальные масштабы «самокатного бедствия» оценить сложно. Ведь главная проблема заключается в том, что привлечь нарушителей к ответственности очень трудно. Сделать это можно лишь тогда, когда момент происшествия успели зафиксировать камеры (смартфона или уличного наблюдения). В остальных случаях что-либо доказать практически невозможно. Поэтому зачастую самокатчики остаются безнаказанными. Максимум, что им грозит, – это небольшой штраф или предупреждение. Тогда как их жертвы вынуждены тратить немалые средства и время на восстановление здоровья.

Одно то, что ежедневно в городские больницы поступают пострадавшие от наезда самокатчиков, мопедистов и велосипедистов, а в органах полиции лежат кипы заявлений на них, заставляет бить тревогу и требует принятия более эффективных мер борьбы. Причем борьбы не столько с СИМ, сколько с их неопытными пользователями, среди которых зачастую оказываются несовершеннолетние. Иначе говоря, ключевые проблемы – это неурегулированность использования данного вида транспорта и низкий уровень культуры вождения им.


Около года назад в Казахстане вступили в силу поправки в Закон «О дорожном движении», которые предусматривают правила езды на электросамокатах. Какой они дали эффект? Может, есть смысл ввести более серьезное наказание для самокатчиков и велосипедистов, нарушающих правила? И как в целом можно изменить ситуацию, сократить количество несчастных случаев с участием СИМ? Слово экспертам.

Тимур Джуркашев, член инициативной группы "ВелоАлматы":
«Реакция будет только после резонансного ДТП»

- Решение понятное - для такого огромного числа средств индивидуальной мобильности нужна своя инфраструктура: велодорожки, обособленные велополосы, парковки. Иначе не избежать большого числа конфликтов на дорогах. Плюс необходима огромная просветительская и административная работа с этой массой участников дорожного движения.

К такой работе обязательно нужно привлекать прокатные конторы. Почему они не следят и не ограничивают скорость самокатов-велосипедов на тротуарах? Почему не наказывают за припаркованные как попало на тротуарах, на велополосах самокаты?

Много вопросов и к акиматам. Почему они до сих пор не установили пластиковые конусы, хоть как-то защищающие велополосы от автомашин? Прокат в Алматы запустили еще в марте, и только в апреле начали готовить тендер на их установку. Прошел май, на дворе июнь! И что? Работы не начались.

Я каждый день вижу ДТП с участием мопедистов и самокатчиков, много опасных ситуаций. При этом полное безразличие, бездействие властей. Увы, как мне кажется, реакция будет только после резонансного происшествия. Тогда да, проведут типа акцию и все остальное.


А так, если разобраться, то, согласно правилам дорожного движения, самокаты с моторами считают мопедами, соответственно проблемы и вопросы тут одинаковые. Кстати, многие из мопедов считаются уже мотоциклами. И то, что по новым ПДД им запретили передвигаться по велодорожкам и велополосам, а скорость СИМ на тротуарах ограничили в 6 км/ч, – в реальности не работает.

Безнаказанность порождает хаос...

Ануар Джусупов, специалист по вопросам микромобильности:
«Нам нужна госпрограмма, которая бы решала все эти проблемы»

- Лично я против какой-либо демонизации СИМ, в том числе электросамокатов. Да, количество пользующихся микромобильным транспортом растет стремительными темпами, и это уже необратимая тенденция. Вы и сами наверняка ее ощущаете по своему окружению. Все-таки на том же самокате (или совмещая его с общественным транспортом) передвигаться дешевле и быстрее, чем, к примеру, на такси. Просто тут, как правило, срабатывает эффект новизны, когда люди склонны более эмоционально и критично воспринимать нечто новое, в отличие от старого/привычного.

Между тем, процент автомобильных аварий существенно выше, чем происшествий с участием СИМ. К примеру, по данным полиции Алматы и шеринговых компаний, количество пользователей электросамокатов в мегаполисе увеличивается ежегодно в два-три раза, при этом количество спровоцированных ими ДТП не растет, а где-то даже сокращается. Связано это с тем, что меняется в лучшую сторону культура вождения. Так, в 2023 году в Алматы на шеринговых самокатах было совершено более 14 миллионов поездок, и при этом случилось 27 дорожно-транспортных происшествий. Тогда как ДТП с участием автомобилей зафиксировано более трех тысяч!

Плюс никто не отменял так называемую социальную память. Если мимо вас на «большой скорости» проедет самокатчик, то это может оставить эмоциональный след. Хотя, если разобраться, технически он не может двигаться быстрее, чем со скоростью 15-20 км в час – такое ограничение установил производитель. Конечно, электросамокат способен разогнаться до 25 км в час, но разве что на взлетной полосе или на свободной трассе. А на городских улицах, где постоянно нужно притормаживать, это сделать сложно. По сути, 15-20 км в час – это скорость профессионального бегуна. То есть если рядом столь же быстро пробежит человек либо проедет машина, вы не испугаетесь, тогда как самокат вызовет тревогу, потому как, повторюсь, это нечто новое для восприятия.

Очевидно, что электросамокаты постепенно становятся обыденным явлением. За каких-то 5-7 лет появился целый класс людей, предпочитающих микромобильный транспорт. Вопрос в том, как сделать его максимально безопасным для всех участников дорожного движения. Сразу скажу, что ужесточение мер не поможет. Можно вводить сколько угодно запретов, но у нас не хватит людей, чтобы отслеживать нарушителей. Органы правопорядка даже толком не разобрались в новых правилах управления электросамокатами. Бывает, что они штрафуют людей на велодорожках, хотя запрещено ездить без шлема и водительского удостоверения только на проезжей части...


Считаю, единственное правильное решение, способное дать эффект, – это активная работа с населением. Причем начинать надо со школ, поскольку за рулем самокатов часто оказываются дети. Помню, раньше у нас были уроки вождения. Подобно им можно ввести в учебных заведениях краткосрочные курсы езды на самокатах, где разъяснять детали, в том числе правила безопасности. Ведь научиться кататься подростки пытаются самостоятельно, а вот то, как правильно это делать, чтобы не подвергать себя и окружающих опасности, они в большинстве своем не знают. Плюс надо подключить к этой работе СМИ. Я постоянно сталкиваюсь с негативными публикациями об электросамокатах, при этом еще не видел статей или телерепортажей, которые бы учили грамотному вождению.

Ну и, конечно, нужно развивать инфраструктуру микромобильного транспорта. А это большая и сложная проблема, требующая комплексных решений. Мало организовать велодорожки в разных частях города. Это должна быть целая велосеть, чтобы самокатчик или велосипедист мог без разрывов передвигаться по городу, не мешая пешеходам и автоводителям. Но для этого нужно провести анализ улиц, разработать стратегию, выделить немалые средства из бюджета и т.д. Возможно, Алматы еще потянет такой проект, а вот остальные города – вряд ли.

Кроме того, у нас нет органа, который бы отвечал за сферу СИМ и наводил там порядок. По сути, это бесхозный участок. Логично, чтобы такой орган находился в Министерстве транспорта, но пока об этом речи не идет. Плюс отсутствуют стандарты проектирования и строительства велополос - данный процесс осуществляется хаотично на усмотрение местных властей со всеми вытекающими из этого последствиями.


По-хорошему, нам нужна полноценная госпрограмма, которая бы решала все эти проблемы. По такому пути пошли, скажем, Англия и страны Юго-Восточной Азии, где созданы комфортные условия для средств индивидуальной мобильности. Впрочем, у нас тоже есть неплохой пример в виде госпрограммы по комплексному благоустройству дворовых территорий. Следует взять его на вооружение при создании безопасной среды для микромобильного транспорта в Казахстане. Только при таком подходе можно в течение нескольких лет значительно изменить ситуацию.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Информационный буллинг в Казахстане: чем он опасен и можно ли его побороть?
10.05.2024, автор Сауле Исабаева.
Жилищный вопрос в РК: реально ли его решить и как это сделать?
26.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Межэтника, язык, религия: кто и как должен обсуждать эти темы в Казахстане?
14.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Пойдут ли власти Казахстана на пересмотр самых громких уголовных дел?
27.03.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Как остановить «самокатный беспредел» в городах Казахстана?