АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Петиции в Казахстане: авторы закона и депутаты «накосячили»?

Петиции в Казахстане: авторы закона и депутаты «накосячили»?

18.06.2024, автор Баян Ахмет.

RU KZ EN
Прошло всего два с половиной месяца с того дня, как в Казахстане появился официальный сайт петиций, а вместе с ним заработали новые нормы, внесенные в конце прошлого года в законодательство по вопросам общественного контроля. Но даже столь короткого срока оказалось достаточно, чтобы понять: профильное министерство, готовившее законопроект, и депутаты, принимавшие его, «накосячили». О том, что он нуждается во внесении корректив, уже заявила глава ведомства Аида Балаева.

Речь идёт, прежде всего, о возникшем теперь намерении втрое (с 50 до 150 тысяч) увеличить минимальное количество поддержавших то или иное обращение, чтобы оно попало на рассмотрение правительства. Но неужели среди разработчиков проекта закона и привлечённых к его подготовке специалистов, экспертов не нашлось ни одного, кто бы ещё в период работы над его текстом задался вопросом: 50 тысяч – не слишком ли мало для страны, где насчитывается свыше 12 миллионов человек, имеющих право голоса (всего-то 0,4 процента населения в возрасте 18 лет и старше)? Неужели такая мысль не пришла в голову никому из депутатов мажилиса и сената, одобривших данный законопроект?

Автор этих строк ещё в сентябре прошлого года, то есть до окончательного принятия документа, поставил под сомнение адекватность цифры в 50 тысяч – см. статью «Петиция петиции рознь. О подводных камнях законодательного нововведения». Логика тут очень простая.

Как известно, в предложенном законопроекте фигурировали 17 пунктов с перечислением тем, которые не могут быть подняты в петициях. Это вопросы, связанные с конституционным и государственным строем, правами и свободами граждан, обеспечением национальной безопасности и общественного порядка, деятельностью специальных и следственных органов, осуществлением правосудия, назначением или отставками руководителей центральных госорганов и глав регионов... Вопросы же социально-экономического характера в перечне «запретных тем» не значились. А именно они в наибольшей степени волнуют население
.

Так вот, если бы разработчики законопроекта и депутаты зашли (как это сделал тогда, в сентябре, ваш покорный слуга) на сайты петиций, открытые ранее по частной инициативе, то обнаружили бы, что абсолютным рекордсменом по числу подписей в поддержку является обращение с требованием снизить возраст выхода женщин на пенсию до 55 лет. Размещённое на alash.online, оно собрало к тому моменту 866 тысяч подписей. Возможно, в данном случае имела место «накрутка», но всё равно такая цифра не кажется нереальной – наверняка в стране есть, как минимум, несколько миллионов человек, которые выступают за то, чтобы они сами, их супруги или матери начали получать пенсионные деньги как можно раньше.

На том же сайте alash.online 126 тысяч казахстанцев поддержали петицию (даже зная, что она не имеет никакой юридической силы) за продление до трёх лет срока выплат пособий по уходу за ребёнком. Если провести опрос на эту тему среди всех граждан страны, то, можно не сомневаться, «за» выскажутся в разы больше людей.

В упомянутой сентябрьской статье было высказано предположение, что теперь следует ждать обращений с требованиями провести кредитную амнистию для населения, предоставить жильё на льготных условиях самым разным группам населения, повысить в несколько раз минимальную заработную плату и размеры всевозможных социальных пособий... И что после того, как будет запущен официальный сайт петиций, такого рода призывы появятся и там. Сегодня мы видим, что это случилось: на epetition.kz теперь есть обращения по поводу «повышения и продления пособий по уходу за ребёнком», «снижения пенсионного возраста для мужчин до 58, а для женщин до 55 лет» и т.д. В том что они соберут искомые 50 тысяч подписей, почти нет сомнений.

Признаем честно: хотя социалистический строй рухнул более тридцати лет назад, общественный запрос на государственный патернализм в Казахстане остаётся очень высоким. Большинство наших сограждан уверено: денег в стране более чем достаточно, и если бы чиновники не воровали, не тратили на всякие излишества вроде Азиады и ЭКСПО, то мы бы жили как коренное население Катара или Эмиратов, ни в чём себе не отказывая. А значит, по мнению немалого числа наших соотечественников, требования значительно поднять зарплаты, пособия, снизить возраст выхода на пенсию, простить кредиты, обеспечить всех квартирами абсолютно справедливы и обоснованны.

В то, что разработчики законопроекта не знали о таких настроениях, имеющих хождение среди миллионов казахстанцев, трудно поверить. А если знали, то почему не просчитали вероятные последствия? Ведь теперь любую петицию, набравшую в свою поддержку 50 тысяч голосов, придётся принять к рассмотрению. Центральный государственный орган, в чьей компетенции находится поднятый в ней вопрос, должен будет организовать публичное обсуждение, создать специальную комиссию или рабочую группу, провести анализ относящейся к данной теме экономической, социологической, статистической и иной необходимой информации.

Это означает, что придётся отвлекать от основной работы большое число госслужащих и сотрудников различных служб. Ведь просто так отмахнуться от петиции, даже если в ней содержится заведомо невыполнимое требование, нельзя – иначе будет дискредитирована сама идея, у граждан появится ещё одно основание не доверять власти.


В такой ситуации увеличение порога до 150 тысяч мало что даст. Вероятно, имеет смысл с учётом казахстанских реалий ввести градацию: по вопросам, не носящим какого-то судьбоносного характера и не предполагающим кардинального изменения социальной, экономической, культурной политики, принимать обращения к рассмотрению при наличии 50 тысяч подписей, по другим установить минимум в 500 тысяч, в миллион или даже в три миллиона (четверть от численности населения страны, достигшего совершеннолетия).

А ещё напрашивается предоставление гражданам возможности голосовать против требования, содержащегося в петиции, поскольку по многим темам в нашем обществе существуют разные, порой полярные точки зрения. Сегодня же на сайте epetition.kz отображается только количество поддержавших, хотя в комментариях можно встретить противоположные мнения. Например, порог в 50 тысяч преодолела петиция с требованием отменить недавно состоявшийся в Казахстане перевод времени. Но мы же не знаем, сколько человек в стране занимают другую позицию - а, судя по разгоревшимся дискуссиям на эту тему, их немало. Завтра они выступят со своим обращением, тоже соберут 50 тысяч. И что, правительство должно будет рассматривать обе петиции, содержащие совершенно противоположные требования?

Впрочем, наверняка в стране есть люди, разбирающиеся в данной теме гораздо лучше, чем автор этих срок, и способные выработать разумные, адекватные во всех смыслах предложения, которые позволят устранить изъяны нынешнего закона.

Сама по себе затея с петициями, конечно, имеет право на жизнь, поскольку она вписывается в концепцию «слышащего государства», может стать одной из действенных форм диалога между властью и общества, даёт возможность гражданам заявить свою позицию, а органам, принимающим решения, понять чаяния казахстанцев. Но, судя по всему, к реализации идеи подошли без должной вдумчивости, не проанализировав как следует имеющийся опыт, не просчитав возможные риски…

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
11.06.2024, автор Женис Байхожа.
После потопа в Казахстане: почему это произошло, кто виноват и что делать?
30.04.2024, автор Женис Байхожа.
Информационный буллинг в Казахстане: чем он опасен и можно ли его побороть?
10.05.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Петиции в Казахстане: авторы закона и депутаты «накосячили»?