11.06.2024, автор Женис Байхожа.
Были ли популярны в СССР казахстанские фильмы?
20.06.2024, автор Бахыт Жанаберген.
RU
KZ
EN
В одной из публикаций «Как котировалось казахское кино в Советском Союзе?» мы рассказали о том, как оценивались фильмы, снятые в нашей республике, на всесоюзных фестивалях. Сегодня речь пойдёт о степени их популярности у зрителей, то есть о прокатной судьбе. Заодно предлагаемый анализ можно рассматривать как дополнение к разговору, начатому в недавней нашей статье «Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит».
На первом месте – «Конец атамана»
Сразу следует отметить, что в СССР самую большую кассу обычно приносили не картины, признававшиеся лучшими с точки зрения жюри киносмотров, экспертов или читателей массового журнала «Советский экран», который выходил почти двухмиллионным тиражом, а те, что были сняты в лёгких жанрах, – комедии, приключенческие ленты, душещипательные мелодрамы. Исключения, конечно, случались, но редко.
Если вы взглянете на топ-10 фильмов, собравших наибольшую зрительскую аудиторию за всю историю послевоенного советского кино, то увидите, что абсолютным лидером стала мексиканская мелодрама «Есения», которую за год после выхода на экраны посмотрели 91,4 миллиона человек. Помимо неё, в десятку самых популярных вошли четыре остросюжетные ленты, включая две снятые в СССР («Пираты 20-го века», «Экипаж») и две зарубежные, а также четыре комедии, в том числе две от Леонида Гайдая, и знакомая всем «Москва слезам не верит». Каждая из них собрала 70 миллионов и больше зрителей. Или, возьмите, например, результаты 1969-го: в первой пятёрке оказались сразу три индийские мелодрамы. То есть, скажем так, прокатный потенциал фильмов редко когда коррелировал с их художественной ценностью.
В то время взрослый билет на киносеанс стоил в среднем 30 копеек. Несложно подсчитать, что кассовый сбор этого фильма составил примерно 9 миллионов рублей, тогда как на его производство затратили раз в десять меньше: средняя себестоимость одной серии по Союзу оценивалась примерно в 450 тысяч рублей, а «Конец атамана» был двухсерийным. Вообще, если учесть, что средняя посещаемость каждой картины, снятой в СССР, в разные годы колебалась от 12 до 15 миллионов, то вывод очевиден: киноиндустрия в тот период была очень прибыльной отраслью.
20 миллионов зрителей и больше
Совсем немного уступил фильму Шакена Айманова по количеству просмотров боевик «Тайны мадам Вонг», вышедший на экраны в 1986-м, хотя с точки зрения качества он ему сильно проигрывал. Режиссёр Степан Пучинян, приписанный к московской киностудии имени Горького, снял его на «Казахфильме» по сценарию Станислава Говорухина, привлёк «звёздных» актёров – Армена Джигарханяна, Александра Абдулова, Альгимантаса Масюлиса и других, а главную роль доверил известному на весь Союз боксёру Серику Конакбаеву. Но то, что в итоге получилось, кинокритики нещадно раскритиковали. Тем не менее, лента собрала 30,1 миллиона зрителей, заняв 4-е место за тот год среди всех советских картин – так высоко продукция казахской киностудии больше никогда не поднималась.
У кого-то может возникнуть вопрос: почему при меньшем, чем у «Конца атамана», количестве просмотров «Тайны мадам Вонг» расположились выше в общесоюзном годовом «реестре»? Да потому, что к тому времени уровень конкуренции в прокате снизился – вследствие сокращения в СССР посещаемости кинотеатров, причиной чему стало в том числе появление телевизоров практически в каждой семье. Для сравнения: в начале 1970-х их имели лишь около половины советских граждан.
Среди казахстанских фильмов, которые посмотрели от 20 до 28 миллионов зрителей, есть ещё две приключенческие ленты. Это «Там, где цветут эдельвейсы» (1966), снятый Ефимом Ароном и Шарипом Бейсембаевым и рассказывающий о пограничниках, а также «Транссибирский экспресс» (1976) Эльдора Уразбаева, где исполнитель главной роли Асанали Ашимов снова, как и в фильме «Конец атамана», предстал в образе чекиста Касымхана Чадьярова. Их аудитория – соответственно 25,3 и 23,5 миллиона. Но они уступили музыкальной комедии «Девушка-джигит» режиссёра Павла Боголюбова: она вышла на экраны в далёком 1955-м, и на неё пришли в общей сложности 27,8 миллиона человек – это 3-й показатель за всю историю казахского кино. «Ангел в тюбетейке» Шакена Айманова, относящийся к этому же жанру и появившийся в прокате в конце 1960-х, замыкает топ-6 с цифрой 20,9 миллиона.
Лидерство Шакена Айманова
Следом с заметным отставанием в пять миллионов и больше идут ещё одна приключенческая лента о событиях на границе «У заставы «Красные камни» (1970) Шарипа Бейсембаева, а также две кинодрамы – «Игла» (1988) Рашида Нугманова с очень популярным тогда Виктором Цоем и «Перекрёсток», снятый в 1963-м Шакеном Аймановым. Последний из названных фильмов мало кто помнит, а это неплохая экранная история, затрагивающая темы ответственности, справедливости и, конечно, любви с Фаридой Шариповой и Асанали Ашимовым в главных ролях. Картина заслуживает внимания хотя бы потому, что, снятая в довольно серьёзном жанре, она собрала 14,7 миллиона зрителей.
Закрывает топ-10 «Песнь о Маншук» Мажита Бегалина, посвященная первой казахской девушке – Герою Советского Союза. Также 10 миллионов и больше людей пришли на сеансы ещё трёх казахстанских фильмов – приключенческой «Погони в степи» (1980), снятой Абдуллой Карсакпаевым по повести Сакена Сейфуллина «Хамит в погоне за бандитом», комедии об Алдар-Косе «Безбородый обманщик» (1965) Шакена Айманова и детектива «Потерпевшие претензий не имеют» (1986) Болата Шманова.
Относительно последнего вспоминается рецензия в очень серьёзном московском журнале «Искусство кино» под заголовком «Потерпевшие претензий не имеют. Их имеют посмотревшие» (имелись в виду посмотревшие этот фильм). Хотя лента далеко не самая провальная, но в то же время и не оставившая особого следа в летописи казахстанского кинематографа. Кстати, то же самое относится к снятой в том же году военно-приключенческой картине Лейлы Аранышевой «Тройной прыжок «Пантеры», которая совсем немного недобрала до 10-миллионной отметки.
А что наши соседи?
Между тем, например, у наших соседей-узбеков картин, на которые было продано 10 миллионов и больше билетов, оказалось 21. Самую большую кассу собрала осуществлённая совместно с индусами экранизация сказки про Али-Бабу и сорок разбойников, на которую пришли в общей сложности 52,8 миллиона человек. В 1980-м она заняла 5-е место в советском прокате, а первую тройку в тот год составили вошедшие в топ-10 за всю историю «Пираты 20-го века», «Москва слезам не верит» и «Экипаж».
Из других узбекских фильмов выделяется военная драма с элементами детектива «В 26-го не стрелять» (1967), которую посмотрели 32,9 миллиона зрителей. Вообще, в отличие от «Казахфильма», продукция «Узбекфильма», хорошо пошедшая в прокате, была более разножанровой. Например, поэтическая, полная света мелодрама «Влюблённые» (1970), выбивавшаяся из рамок соцреализма, собрала более 20 миллионов зрителей, киноповесть «Ты не сирота» (1962) об узбекской семье, усыновившей четырнадцать эвакуированных детей, и историческая «Поэма двух сердец» – свыше 15 миллионов. Ну и, конечно, на «Узбекфильме» снимали неплохие приключенческие фильмы и детективы.
Больше, чем у нас, выпустили кинолент, преодолевших в прокате 10-миллионный рубеж, и в маленьком Таджикистане, – 16. Помимо остросюжетных картин и комедий, кинематографистам этой республики удалось создать несколько кинопроизведений на основе национального эпоса, которые затем собрали хорошую кассу. В этом ряду можно назвать такие, как «Рустам и Сухраб», «Легенда о Сиявуше», «Сказание о Рустаме», которые посмотрели соответственно 19,1 - 17,1 – 14,3 миллиона человек. Тогда как, например, лучший казахский фильм в этом жанре «Кыз-Жибек» собрал менее чем 8-миллионную аудиторию. Хотя в СССР казахов, то есть потенциальных зрителей, было почти вдвое больше, чем таджиков – 8,1 миллиона против 4,2 миллиона.
А вот прокатная судьба киргизских картин была менее впечатляющей – лишь на четыре из них пришли 10 миллионов и больше. Лидером же стала «Волчья яма» (1983), которую посмотрели 21,4 миллиона человек. В этой весьма качественной криминальной драме Болота Шамшиева одну из главных ролей наряду с Талгатом Нигматулиным сыграл казахский актёр Кененбай Кожабеков. Надо сказать, что ведущие киргизские кинорежиссёры не гнались за «кассой» – они снимали преимущественно серьёзное и глубокое кино, часто побеждавшее на всесоюзных фестивалях, но не особо популярное у так называемого массового зрителя…
На первом месте – «Конец атамана»
Сразу следует отметить, что в СССР самую большую кассу обычно приносили не картины, признававшиеся лучшими с точки зрения жюри киносмотров, экспертов или читателей массового журнала «Советский экран», который выходил почти двухмиллионным тиражом, а те, что были сняты в лёгких жанрах, – комедии, приключенческие ленты, душещипательные мелодрамы. Исключения, конечно, случались, но редко.
Если вы взглянете на топ-10 фильмов, собравших наибольшую зрительскую аудиторию за всю историю послевоенного советского кино, то увидите, что абсолютным лидером стала мексиканская мелодрама «Есения», которую за год после выхода на экраны посмотрели 91,4 миллиона человек. Помимо неё, в десятку самых популярных вошли четыре остросюжетные ленты, включая две снятые в СССР («Пираты 20-го века», «Экипаж») и две зарубежные, а также четыре комедии, в том числе две от Леонида Гайдая, и знакомая всем «Москва слезам не верит». Каждая из них собрала 70 миллионов и больше зрителей. Или, возьмите, например, результаты 1969-го: в первой пятёрке оказались сразу три индийские мелодрамы. То есть, скажем так, прокатный потенциал фильмов редко когда коррелировал с их художественной ценностью.
Вот и среди продукции, созданной на единственной в Казахской ССР киностудии, самыми «смотрибельными» оказались приключенческие и комедийные картины. Первую строчку в этом списке занял «Конец атамана» Шакена Айманова, на сеансах которого в течение года после премьеры (здесь и далее будет учитываться именно годичный срок проката в кинотеатрах) побывали 30,6 миллиона человек. То есть, воплощённая на экране и изрядно сдобренная вымыслом история ликвидации джаркентскими чекистами генерала Дутова, скрывавшегося на приграничной территории Китая, привлекла интерес не только казахстанцев, но и большого числа жителей других союзных республик. По итогам 1971-го она замкнула топ-10 лидеров советского проката (за вычетом иностранной кинопродукции), а в целом за всё послевоенное время заняла 236-е место среди картин, снятых в СССР, и общее 357-е (с учётом кинолент, приобретённых за рубежом).
В то время взрослый билет на киносеанс стоил в среднем 30 копеек. Несложно подсчитать, что кассовый сбор этого фильма составил примерно 9 миллионов рублей, тогда как на его производство затратили раз в десять меньше: средняя себестоимость одной серии по Союзу оценивалась примерно в 450 тысяч рублей, а «Конец атамана» был двухсерийным. Вообще, если учесть, что средняя посещаемость каждой картины, снятой в СССР, в разные годы колебалась от 12 до 15 миллионов, то вывод очевиден: киноиндустрия в тот период была очень прибыльной отраслью.
20 миллионов зрителей и больше
Совсем немного уступил фильму Шакена Айманова по количеству просмотров боевик «Тайны мадам Вонг», вышедший на экраны в 1986-м, хотя с точки зрения качества он ему сильно проигрывал. Режиссёр Степан Пучинян, приписанный к московской киностудии имени Горького, снял его на «Казахфильме» по сценарию Станислава Говорухина, привлёк «звёздных» актёров – Армена Джигарханяна, Александра Абдулова, Альгимантаса Масюлиса и других, а главную роль доверил известному на весь Союз боксёру Серику Конакбаеву. Но то, что в итоге получилось, кинокритики нещадно раскритиковали. Тем не менее, лента собрала 30,1 миллиона зрителей, заняв 4-е место за тот год среди всех советских картин – так высоко продукция казахской киностудии больше никогда не поднималась.
Здесь, видимо, сказалось следующее обстоятельство. После выхода на экраны в 1980-м «Пиратов 20-го века» резко возрос спрос на боевики, к тому же в «Тайнах мадам Вонг» обыгрывалась похожая тема, связанная с современными флибустьерами. Ну, и актёрский состав, наверное, тоже повлиял. Следует добавить, что по кассовым сборам этот фильм в 1986-м превзошли только снятый в Латвии детектив «Двойной капкан», российский военный боевик «Одиночное плавание», а также драма «Рейс 222», в основу которого легла история знаменитого артиста балета Александра Годунова, решившего остаться в США, и его жены.
У кого-то может возникнуть вопрос: почему при меньшем, чем у «Конца атамана», количестве просмотров «Тайны мадам Вонг» расположились выше в общесоюзном годовом «реестре»? Да потому, что к тому времени уровень конкуренции в прокате снизился – вследствие сокращения в СССР посещаемости кинотеатров, причиной чему стало в том числе появление телевизоров практически в каждой семье. Для сравнения: в начале 1970-х их имели лишь около половины советских граждан.
Среди казахстанских фильмов, которые посмотрели от 20 до 28 миллионов зрителей, есть ещё две приключенческие ленты. Это «Там, где цветут эдельвейсы» (1966), снятый Ефимом Ароном и Шарипом Бейсембаевым и рассказывающий о пограничниках, а также «Транссибирский экспресс» (1976) Эльдора Уразбаева, где исполнитель главной роли Асанали Ашимов снова, как и в фильме «Конец атамана», предстал в образе чекиста Касымхана Чадьярова. Их аудитория – соответственно 25,3 и 23,5 миллиона. Но они уступили музыкальной комедии «Девушка-джигит» режиссёра Павла Боголюбова: она вышла на экраны в далёком 1955-м, и на неё пришли в общей сложности 27,8 миллиона человек – это 3-й показатель за всю историю казахского кино. «Ангел в тюбетейке» Шакена Айманова, относящийся к этому же жанру и появившийся в прокате в конце 1960-х, замыкает топ-6 с цифрой 20,9 миллиона.
Лидерство Шакена Айманова
Следом с заметным отставанием в пять миллионов и больше идут ещё одна приключенческая лента о событиях на границе «У заставы «Красные камни» (1970) Шарипа Бейсембаева, а также две кинодрамы – «Игла» (1988) Рашида Нугманова с очень популярным тогда Виктором Цоем и «Перекрёсток», снятый в 1963-м Шакеном Аймановым. Последний из названных фильмов мало кто помнит, а это неплохая экранная история, затрагивающая темы ответственности, справедливости и, конечно, любви с Фаридой Шариповой и Асанали Ашимовым в главных ролях. Картина заслуживает внимания хотя бы потому, что, снятая в довольно серьёзном жанре, она собрала 14,7 миллиона зрителей.
Закрывает топ-10 «Песнь о Маншук» Мажита Бегалина, посвященная первой казахской девушке – Герою Советского Союза. Также 10 миллионов и больше людей пришли на сеансы ещё трёх казахстанских фильмов – приключенческой «Погони в степи» (1980), снятой Абдуллой Карсакпаевым по повести Сакена Сейфуллина «Хамит в погоне за бандитом», комедии об Алдар-Косе «Безбородый обманщик» (1965) Шакена Айманова и детектива «Потерпевшие претензий не имеют» (1986) Болата Шманова.
Относительно последнего вспоминается рецензия в очень серьёзном московском журнале «Искусство кино» под заголовком «Потерпевшие претензий не имеют. Их имеют посмотревшие» (имелись в виду посмотревшие этот фильм). Хотя лента далеко не самая провальная, но в то же время и не оставившая особого следа в летописи казахстанского кинематографа. Кстати, то же самое относится к снятой в том же году военно-приключенческой картине Лейлы Аранышевой «Тройной прыжок «Пантеры», которая совсем немного недобрала до 10-миллионной отметки.
Таким образом, набираются 13 кинолент, преодолевших этот рубеж. Четыре из них снял Шакен Айманов, две – Шарип Бейсембаев (правду, одну в соавторстве). В целом же по Союзу фильмов, которые посмотрели не менее 10 миллионов зрителей, набралось порядка полутора тысяч. То есть, продукция «Казахфильма» занимает в этом списке около одного процента. Тогда как на нашей студии ежегодно снималось примерно от четырёх до пяти процентов всех выпускавшихся в СССР художественных кинолент. Иными словами, с точки зрения популярности казахстанские фильмы явно были не в лидерах.
А что наши соседи?
Между тем, например, у наших соседей-узбеков картин, на которые было продано 10 миллионов и больше билетов, оказалось 21. Самую большую кассу собрала осуществлённая совместно с индусами экранизация сказки про Али-Бабу и сорок разбойников, на которую пришли в общей сложности 52,8 миллиона человек. В 1980-м она заняла 5-е место в советском прокате, а первую тройку в тот год составили вошедшие в топ-10 за всю историю «Пираты 20-го века», «Москва слезам не верит» и «Экипаж».
Из других узбекских фильмов выделяется военная драма с элементами детектива «В 26-го не стрелять» (1967), которую посмотрели 32,9 миллиона зрителей. Вообще, в отличие от «Казахфильма», продукция «Узбекфильма», хорошо пошедшая в прокате, была более разножанровой. Например, поэтическая, полная света мелодрама «Влюблённые» (1970), выбивавшаяся из рамок соцреализма, собрала более 20 миллионов зрителей, киноповесть «Ты не сирота» (1962) об узбекской семье, усыновившей четырнадцать эвакуированных детей, и историческая «Поэма двух сердец» – свыше 15 миллионов. Ну и, конечно, на «Узбекфильме» снимали неплохие приключенческие фильмы и детективы.
Больше, чем у нас, выпустили кинолент, преодолевших в прокате 10-миллионный рубеж, и в маленьком Таджикистане, – 16. Помимо остросюжетных картин и комедий, кинематографистам этой республики удалось создать несколько кинопроизведений на основе национального эпоса, которые затем собрали хорошую кассу. В этом ряду можно назвать такие, как «Рустам и Сухраб», «Легенда о Сиявуше», «Сказание о Рустаме», которые посмотрели соответственно 19,1 - 17,1 – 14,3 миллиона человек. Тогда как, например, лучший казахский фильм в этом жанре «Кыз-Жибек» собрал менее чем 8-миллионную аудиторию. Хотя в СССР казахов, то есть потенциальных зрителей, было почти вдвое больше, чем таджиков – 8,1 миллиона против 4,2 миллиона.
А вот прокатная судьба киргизских картин была менее впечатляющей – лишь на четыре из них пришли 10 миллионов и больше. Лидером же стала «Волчья яма» (1983), которую посмотрели 21,4 миллиона человек. В этой весьма качественной криминальной драме Болота Шамшиева одну из главных ролей наряду с Талгатом Нигматулиным сыграл казахский актёр Кененбай Кожабеков. Надо сказать, что ведущие киргизские кинорежиссёры не гнались за «кассой» – они снимали преимущественно серьёзное и глубокое кино, часто побеждавшее на всесоюзных фестивалях, но не особо популярное у так называемого массового зрителя…
Похожие статьи
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
Как котировалось казахское кино в Советском Союзе?
3.05.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.