10.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как котировалось казахское кино в Советском Союзе?
3.05.2024, автор Бахыт Жанаберген.
RU
KZ
EN
В нынешнем году исполнится 90 лет казахскому кинематографу: его летопись началась с создания в 1934-м Алма-Атинской киностудии. Будет и другой юбилей: 60 лет назад снятая в нашей республике художественная картина (а точнее, занятая в ней актриса) впервые получила премию всесоюзного кинофестиваля. Впрочем, если говорить в целом, на этих главных в СССР киносмотрах наши фильмы завоевали меньше призов, чем, скажем, киргизские и узбекские.
Популярный – не значит лучший
Первый всесоюзный кинофестиваль прошёл летом 1958-го. Он и следующие два считаются как бы пробными, а на постоянной основе эти кинофорумы стали проводиться с 1964-го: сначала раз в два года, а потом ежегодно. Последний состоялся в 1988-м. В общей сложности за тридцать лет были организованы 24 фестиваля. Чаще других его принимали Ленинград, Киев и Минск – по три раза. Дважды он наведывался в Алма-Ату, а также в Тбилиси и Баку. В столицах остальных союзных республик его проводили по одному разу. Единственное исключение составил Ташкент, на который возложили другую миссию – в чётные годы туда со своими фильмами приезжали кинематографисты стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В 1960-е и в 1970-е по всему СССР ежегодно снимали в среднем от 130 до 150 художественных фильмов, в 1980-е – чуть больше. При этом самые кассовые из них крайне редко становились лауреатами всесоюзных фестивалей. Из тех, что входят в топ-10 по количеству зрительских просмотров за всю историю, лишь два получили премии в номинации «лучшие фильмы». Например, ни разу в такие списки не попали чрезвычайно популярные комедии Леонида Гайдая, боевики вроде «Пиратов 20-го века». Организаторы и жюри обычно отдавали предпочтение социальным и военным драмам, историческим кинолентам, фильмам-притчам, так называемому авторскому кино. А если среди призёров и оказывались комедии, то только лирические – такие, как, скажем, «Мимино» или «Осенний марафон».
В том, что касается количества картин, которые попадали в списки лучших по итогам фестивалей, не было какого-то единообразия: в одних случаях таковыми объявляли три-четыре, в других – до шести-семи. Путаницу вносило и постоянное изменение формулировок – то главный приз и несколько первых, то первые и вторые премии. Иногда лауреатов называли в таком порядке: обладатель специального приза, а уже потом получивший или получившие главные премии. Иными словами, было не совсем понятно, какие же фильмы признаны «самыми-самыми». Также нужно иметь в виду, что нередко режиссёры снимали ленты на «чужих» киностудиях, что были совместные проекты: «Казахфильма» с «Киргизфильмом», «Узбекфильма» с «Таджикфильмом» и т.д.
За 30 лет – лишь два лауреата
Поэтому при анализе с целью выяснить, кинематографисты каких республик чаще побеждали на всесоюзных фестивалях, мы решили учитывать все фильмы, которые упоминались в списках лучших – то есть, получали главные, первые, вторые премии, специальные призы. А их «географическую» принадлежность определять по прописке главных режиссёров – тех, от кого, прежде всего, и зависит успех той или иной картины.
Большие надежды связывались с двухсерийным экранным воплощением народной легенды «Кыз-Жибек». Однако на фестивале 1972-го жюри отдало предпочтение другому киноэпосу – снятому на студии «Таджикфильм» фильму «Рустам и Сухраб», которому досталась одна из первых премией. А казахская эпическая драма, вошедшая в золотой фонд отечественного кино, награждённая Государственной премией Казахской ССР, довольствовалась призом «за лучшее художественное оформление»: его получила художник по костюмам Гульфайрус Исмаилова, которая, к слову, была и актрисой – в «Кыз-Жибек» она сыграла роль матери главной героини.
Значительно чаще удостаивались премий в номинации «лучший фильм» картины, созданные в Литве и Грузии (десять и более раз). Даже туркменские и таджикские кинематографисты превзошли в этом плане своих казахстанских коллег – они получали их по три раза. А безусловными лидерами в Центральной Азии были Узбекская и Киргизская ССР.
«Киргизский феномен»
Особенно впечатляют результаты Киргизии: художественные ленты режиссёров из этой маленькой республики, где ежегодно их снимали вдвое меньше, чем в Казахстане (от силы три-четыре фильма), семь раз фигурировали среди лауреатов всесоюзных фестивалей.
Дебютный успех датируется 1970-м, когда в число трёх обладателей первой премии (главная досталась «Мёртвому сезону», который рассказывал о советских разведчиках периода «холодной войны») попал «Выстрел на перевале Караш», снятый Болотом Шамшиевым по мотивам повести Мухтара Ауэзова. Второй тоже связан с именем классика казахской литературы: вольная экранизация его рассказа «Коксерек», за которую взялся другой киргизский режиссёр Толомуш Океев, довольно далеко ушедший от первоисточника, получила первую премию на фестивале 1974-го.
Причём она оказалась в очень солидной компании: другая аналогичная премия досталась не нуждающемуся в представлениях фильму «В бой идут одни старики» Леонида Быкова (Украина), а главная – кинодраме Василия Шукшина «Калина красная», считающейся одним из лучших произведений в истории советского кино. Хотя «Лютый» (так называлась картина Океева) был снят на «Казахфильме» и на «казахском» литературном материале, это всё-таки продукт кинематографистов из соседней республики, которые выбрали нашу киностудию в силу маломощности собственной.
Позже в списки лучших фильмов по итогам всесоюзных фестивалей попали две картины Океева – социальная драма «Золотая осень» (1981) и снятый по мотивам киргизских народных сказаний «Потомок Белого Барса» (1985). Последний значился в списке трёх кинопроизведений, получивших главную премию. Но выше них были перечислены три киноленты, удостоенные специальных призов, – две о войне (в тот год отмечали 40-летие Победы) и «Лев Толстой», выпущенный к 75-летию смерти писателя. Определить, какие номинации были более важными, сегодня сложно. Также следует назвать киноповесть «Среди людей», снятую Шамшиевым совместно с Артыкпаем Суюндыковым и попавшую вместе с уже упомянутой экранизацией романа «Кровь и пот» в список лауреатов на фестивале 1979-го.
А ещё Океев получил специальные призы за дебют («Небо нашего детства», 1967) и за режиссуру («Улан», 1978). В последнем была поднята очень острая для того времени тема деградации человеческой личности вследствие алкоголизма, и его сюжет, драматический накал вместе с убедительной игрой исполнителя главной роли Суйменкула Чокморова вызывали у зрителя сильные эмоции. Такого рода фильмов в казахстанском кино советского периода, нужно признать, так и не появилось. К слову, в списках лауреатов всесоюзных фестивалей Океев упоминается пять раз, то есть, чаще, чем ведущие российские режиссёры, а Шамшиев – четырежды.
Нельзя не вспомнить и про Динару Асанову, чьи кинодрамы дважды назывались в числе лучших детских фильмов (хотя в них поднимались серьёзные проблемы, касающиеся не только подростков, но и их отношений с миром взрослых), – «Ключ без права передачи» (1977) и «Пацаны» (1984). Она разрабатывала, по сути, новое направление в советском кино. Да, главные свои картины Асанова создала на «Ленфильме», но первые кинематографические шаги делала в родной для неё Киргизии, после чего поступила во ВГИК. К сожалению, она слишком рано ушла из жизни.
Другие номинации
Теперь о лауреатах в номинациях «лучший актёр» и «лучшая актриса». Ими в разные годы становилось разное количество исполнителей, причём в одних случаях определялись обладатели первых и вторых премий, а в других формировался общий список. Мы решили учитывать всех.
Между тем, один только Суйменкул Чокморов оказывался в списках лучших актёров столько же раз, сколько все казахстанцы, вместе взятые. Так высоко были оценены его роли в фильмах «Алые маки Иссык-Куля», «Лютый», «Улан», «Мужчины без женщин». Пожалуй, Чокморова можно назвать всесоюзным рекордсменом. Кроме него, премии получали ещё два киргизских исполнителя – Чаробек Думанаев («Водопад», 1974) и Бекен Кадыкеева («Зеница ока»,1977).
В чём более или менее преуспели казахские кинематографисты, так это в производстве детских фильмов: лауреатами всесоюзных фестивалей в соответствующей номинации становились «Алпамыс идёт в школу» Абдуллы Карсакпаева (1977), «Сладкий сок внутри травы» Аманбека Альпиева и Сергея Бодрова (1985), «Мой дом на зелёных холмах» Аси Сулеевой (1986). Впрочем, детские киноленты, например, из Туркмении тоже трижды оказывались в таких списках...
Популярный – не значит лучший
Первый всесоюзный кинофестиваль прошёл летом 1958-го. Он и следующие два считаются как бы пробными, а на постоянной основе эти кинофорумы стали проводиться с 1964-го: сначала раз в два года, а потом ежегодно. Последний состоялся в 1988-м. В общей сложности за тридцать лет были организованы 24 фестиваля. Чаще других его принимали Ленинград, Киев и Минск – по три раза. Дважды он наведывался в Алма-Ату, а также в Тбилиси и Баку. В столицах остальных союзных республик его проводили по одному разу. Единственное исключение составил Ташкент, на который возложили другую миссию – в чётные годы туда со своими фильмами приезжали кинематографисты стран Азии, Африки и Латинской Америки.
В 1960-е и в 1970-е по всему СССР ежегодно снимали в среднем от 130 до 150 художественных фильмов, в 1980-е – чуть больше. При этом самые кассовые из них крайне редко становились лауреатами всесоюзных фестивалей. Из тех, что входят в топ-10 по количеству зрительских просмотров за всю историю, лишь два получили премии в номинации «лучшие фильмы». Например, ни разу в такие списки не попали чрезвычайно популярные комедии Леонида Гайдая, боевики вроде «Пиратов 20-го века». Организаторы и жюри обычно отдавали предпочтение социальным и военным драмам, историческим кинолентам, фильмам-притчам, так называемому авторскому кино. А если среди призёров и оказывались комедии, то только лирические – такие, как, скажем, «Мимино» или «Осенний марафон».
В том, что касается количества картин, которые попадали в списки лучших по итогам фестивалей, не было какого-то единообразия: в одних случаях таковыми объявляли три-четыре, в других – до шести-семи. Путаницу вносило и постоянное изменение формулировок – то главный приз и несколько первых, то первые и вторые премии. Иногда лауреатов называли в таком порядке: обладатель специального приза, а уже потом получивший или получившие главные премии. Иными словами, было не совсем понятно, какие же фильмы признаны «самыми-самыми». Также нужно иметь в виду, что нередко режиссёры снимали ленты на «чужих» киностудиях, что были совместные проекты: «Казахфильма» с «Киргизфильмом», «Узбекфильма» с «Таджикфильмом» и т.д.
За 30 лет – лишь два лауреата
Поэтому при анализе с целью выяснить, кинематографисты каких республик чаще побеждали на всесоюзных фестивалях, мы решили учитывать все фильмы, которые упоминались в списках лучших – то есть, получали главные, первые, вторые премии, специальные призы. А их «географическую» принадлежность определять по прописке главных режиссёров – тех, от кого, прежде всего, и зависит успех той или иной картины.
За всю тридцатилетнюю историю кинофорума в перечень лучших попали лишь два фильма, снятых кинематографистами Казахской ССР. Один из них – героико-приключенческий «Транссибирский экспресс» Эльдора Уразбаева, получивший вместе с «Мимино» и ещё двумя другими лентами первую премию на фестивале 1978-го. А главным победителем тогда стала драма о детях, опалённых войной, «Подранки» Николая Губенко, в будущем последнего министра культуры СССР. Год спустя аналогичной премии была удостоена экранизация романа «Кровь и пот», осуществлённая Азербайджаном Мамбетовым, который больше известен как театральный постановщик. Главный же приз в тот год получили два фильма, снятые в Грузии и Литве.
Большие надежды связывались с двухсерийным экранным воплощением народной легенды «Кыз-Жибек». Однако на фестивале 1972-го жюри отдало предпочтение другому киноэпосу – снятому на студии «Таджикфильм» фильму «Рустам и Сухраб», которому досталась одна из первых премией. А казахская эпическая драма, вошедшая в золотой фонд отечественного кино, награждённая Государственной премией Казахской ССР, довольствовалась призом «за лучшее художественное оформление»: его получила художник по костюмам Гульфайрус Исмаилова, которая, к слову, была и актрисой – в «Кыз-Жибек» она сыграла роль матери главной героини.
Значительно чаще удостаивались премий в номинации «лучший фильм» картины, созданные в Литве и Грузии (десять и более раз). Даже туркменские и таджикские кинематографисты превзошли в этом плане своих казахстанских коллег – они получали их по три раза. А безусловными лидерами в Центральной Азии были Узбекская и Киргизская ССР.
«Киргизский феномен»
Особенно впечатляют результаты Киргизии: художественные ленты режиссёров из этой маленькой республики, где ежегодно их снимали вдвое меньше, чем в Казахстане (от силы три-четыре фильма), семь раз фигурировали среди лауреатов всесоюзных фестивалей.
Дебютный успех датируется 1970-м, когда в число трёх обладателей первой премии (главная досталась «Мёртвому сезону», который рассказывал о советских разведчиках периода «холодной войны») попал «Выстрел на перевале Караш», снятый Болотом Шамшиевым по мотивам повести Мухтара Ауэзова. Второй тоже связан с именем классика казахской литературы: вольная экранизация его рассказа «Коксерек», за которую взялся другой киргизский режиссёр Толомуш Океев, довольно далеко ушедший от первоисточника, получила первую премию на фестивале 1974-го.
Причём она оказалась в очень солидной компании: другая аналогичная премия досталась не нуждающемуся в представлениях фильму «В бой идут одни старики» Леонида Быкова (Украина), а главная – кинодраме Василия Шукшина «Калина красная», считающейся одним из лучших произведений в истории советского кино. Хотя «Лютый» (так называлась картина Океева) был снят на «Казахфильме» и на «казахском» литературном материале, это всё-таки продукт кинематографистов из соседней республики, которые выбрали нашу киностудию в силу маломощности собственной.
А ещё через два года «Белый пароход» Шамшиева и вовсе получил главный приз всесоюзного кинофестиваля – это был первый и единственный подобный успех фильма, снятого в Центральной Азии. Экранизация замечательной повести Чингиза Айтматова по сей день, хотя прошло уже почти полвека, вызывает восторженные отклики на различных интернет-форумах, посвящённых кино. Спустя четыре года, в 1980-м, экранное воплощение другой повести Айтматова «Ранние журавли» тем же Шамшиевым тоже было удостоено главного приза, но на сей раз вместе с ещё двумя картинами – хорошо знакомым всем любителям кино «Осенним марафоном» Георгия Данелия и антикоррупционной драмой «Допрос» азербайджанского режиссёра Расима Оджагова.
Позже в списки лучших фильмов по итогам всесоюзных фестивалей попали две картины Океева – социальная драма «Золотая осень» (1981) и снятый по мотивам киргизских народных сказаний «Потомок Белого Барса» (1985). Последний значился в списке трёх кинопроизведений, получивших главную премию. Но выше них были перечислены три киноленты, удостоенные специальных призов, – две о войне (в тот год отмечали 40-летие Победы) и «Лев Толстой», выпущенный к 75-летию смерти писателя. Определить, какие номинации были более важными, сегодня сложно. Также следует назвать киноповесть «Среди людей», снятую Шамшиевым совместно с Артыкпаем Суюндыковым и попавшую вместе с уже упомянутой экранизацией романа «Кровь и пот» в список лауреатов на фестивале 1979-го.
А ещё Океев получил специальные призы за дебют («Небо нашего детства», 1967) и за режиссуру («Улан», 1978). В последнем была поднята очень острая для того времени тема деградации человеческой личности вследствие алкоголизма, и его сюжет, драматический накал вместе с убедительной игрой исполнителя главной роли Суйменкула Чокморова вызывали у зрителя сильные эмоции. Такого рода фильмов в казахстанском кино советского периода, нужно признать, так и не появилось. К слову, в списках лауреатов всесоюзных фестивалей Океев упоминается пять раз, то есть, чаще, чем ведущие российские режиссёры, а Шамшиев – четырежды.
Нельзя не вспомнить и про Динару Асанову, чьи кинодрамы дважды назывались в числе лучших детских фильмов (хотя в них поднимались серьёзные проблемы, касающиеся не только подростков, но и их отношений с миром взрослых), – «Ключ без права передачи» (1977) и «Пацаны» (1984). Она разрабатывала, по сути, новое направление в советском кино. Да, главные свои картины Асанова создала на «Ленфильме», но первые кинематографические шаги делала в родной для неё Киргизии, после чего поступила во ВГИК. К сожалению, она слишком рано ушла из жизни.
Другие номинации
Теперь о лауреатах в номинациях «лучший актёр» и «лучшая актриса». Ими в разные годы становилось разное количество исполнителей, причём в одних случаях определялись обладатели первых и вторых премий, а в других формировался общий список. Мы решили учитывать всех.
От нашей республики «первопроходцем» стала Амина Умурзакова, воплотившая образ главной героини в кинодраме казахстанского режиссёра Александра Карпова «Сказ о матери». В 1964-м, то есть 60 лет назад, она вместе с Вией Артмане и Екатериной Савиновой получила приз за лучшую женскую роль на первом «официальном» всесоюзном кинофестивале. Затем аналогичной чести были удостоены Елубай Умурзаков («Земля отцов», 1968), Наталья Аринбасарова («Песнь о Маншук», 1970) и Жанна Куанышбаева («Храни свою звезду», сейчас эта картина больше известна как «Гаухартас», 1976).
Между тем, один только Суйменкул Чокморов оказывался в списках лучших актёров столько же раз, сколько все казахстанцы, вместе взятые. Так высоко были оценены его роли в фильмах «Алые маки Иссык-Куля», «Лютый», «Улан», «Мужчины без женщин». Пожалуй, Чокморова можно назвать всесоюзным рекордсменом. Кроме него, премии получали ещё два киргизских исполнителя – Чаробек Думанаев («Водопад», 1974) и Бекен Кадыкеева («Зеница ока»,1977).
В чём более или менее преуспели казахские кинематографисты, так это в производстве детских фильмов: лауреатами всесоюзных фестивалей в соответствующей номинации становились «Алпамыс идёт в школу» Абдуллы Карсакпаева (1977), «Сладкий сок внутри травы» Аманбека Альпиева и Сергея Бодрова (1985), «Мой дом на зелёных холмах» Аси Сулеевой (1986). Впрочем, детские киноленты, например, из Туркмении тоже трижды оказывались в таких списках...
Похожие статьи
Кунаев и Айманов вынашивали идею создания «Казахвуда»
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как в Советском Союзе пытались спасти Аральское море
20.12.2023, автор Женис Дарменов.
Юбилеи в 2024-м: какие из них в Казахстане отметят, а какие проигнорируют?
8.01.2024, автор Бахыт Жанаберген.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.