24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахские национальные символы: кому и как позволительно их использовать?
27.06.2024, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
В Казахстане очень многие весьма трепетно относятся к национальным символам и одежде. Стоит медийной личности появиться на публике в красивом традиционном казахском костюме, как тут же ее авторитет в глазах поклонников возрастает. И совершенно обратный эффект мы наблюдаем, когда граждане усматривают в таком наряде хоть малейший намек на провокацию.
Недавно в Казнете на этой почве разразился очередной скандал. После совместного выступления группы КешYOU и американского рэпера Snoop Dogg в соцсетях случилась перепалка между продюсером Баян Алагузовой и комментаторами. Последние высказали недовольство тем, что девушки были в вызывающих нарядах с казахским орнаментом: мол, тем самым они унижают национальные символы и позорят страну. На что продюсер возразила, заявив, что она с подопечными хотя бы так представляют Казахстан на международном уровне и продвигают его имидж.
Примерно тогда же в соцсетях разошелся видеоролик, на котором хореограф Алишер Султанбекулы с двумя девушками исполняют в юрте откровенный танец на высоких каблуках и в казахских камзолах. Клип вызвал возмущение не только у рядовых граждан, но и у мажилисменов. Депутат Самат Мусабаев потребовал от Генеральной прокуратуры и Комитета национальной безопасности принять конкретные меры в отношении его авторов.
С учетом этого, а также того обстоятельства, что в Казахстане идет активная кампания по популяризации одежды в казахском стиле и что даже президент страны призывает молодежь носить ее в повседневной жизни, мы вместе с экспертами из разных сфер решили разобраться: а должно ли как-то регламентироваться использование артистами национальных символов и национальной одежды или же каждый волен применять их как хочет?
Ерлан Акчалов, доцент кафедры «Режиссура экранных искусств» КазНАИ им. Т. Жургенова:
«Ведь это шоу. Не мешайте им»
- Сначала я хотел написать о пассионарности кочевников. О том, что территория современного Казахстана на протяжении веков стояла на границе двух цивилизаций – Востока и Запада и вбирала в себя все лучшее и современное от них. О том, что многие современные футурологи называют казахов одной из самых перспективных наций на планете, потому что казахи любят и умеют учиться. О сотнях казахстанских юношей и девушек, которые берут десятки призов на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, робототехники… О том, что современный Казахстан – это часть глобального мира, хотим мы этого или не хотим. О том, что современная молодежь смело и отчаянно меняет расхожие представления о странах с приставкой «стан». О том, что понятие «массовая культура» давно перестала нести негативный оттенок. О том, что есть определенные правила в современном шоу-бизнесе. О свободе, независимости и красоте казахских женщин. О том, что юрта хоть и сакральное, но все же просто жилище… Но не стал.
Я хотел написать о миллионных кредитах, которые берут на проведение тоев. Об отношениях свекрови и келинки. О токалках и о тайном никахе. О насилии в семье. Об агашках в ночных клубах и борделях. О том, что национальная культура живет только тогда, когда развивается и берет в себя самое современное и передовое. Что традиции – это основа и база для развития, а не замшелый камень с иероглифами, который, кстати, дает очень многое для понимания того, как развиваться дальше. Что национальная идентификация и самоидентификация – это не отворачивание от всего мира, а, наоборот, смело принимающее вызовы сегодняшнего мира. Что казахский мир красив и разнообразен. Но тоже не стал.
И тогда они поменяют свои цели – от золотого унитаза перейдут к покорению космоса, освоению планет и прекращению войн. Время стремительно. Оно развивается. Аутсайдеры отстают навсегда. Я не хочу, чтобы моя любимая страна осталась в аутсайдерах. Молодое поколение достойно бОльшего.
Газиз Абишев, политолог:
«Все вправе заниматься творчеством с использованием нацсимволов»
- Не считаю, что применение национальных символов должно регламентироваться. Если их намеренно используют для прямого оскорбления национального достоинства целого народа, то по этому поводу, конечно, надо проводить разбирательство и такое оскорбление доказывать. Если же символы используются в свободном творчестве в фоновом режиме или для передачи каких-то смыслов, не имеющих прямой задачи оскорбить, то регулировать это нельзя.
Эксперт, пожелавший остаться неназванным:
«Рискуем докатиться до уровня некоторых постсоветских стран»
- Считаю, что профанирование национальной символики вряд ли служит продвижению имиджа Казахстана за рубежом. И делать это «хотя бы так» ни в коем случае не нужно. В то же время, законодательно регламентируя использование национальных символов и (особенно) национальной одежды, мы рискуем докатиться до уровня некоторых постсоветских стран, далеко отстающих от Казахстана по общему уровню развития.
Кроме того, для такого регулирования сначала нужно составить реестр “национальных символов”, что само по себе не такая легкая задача, как может показаться. Поскольку понятно, что речь тут не идет о госсимволах Республики Казахстан, использование которых регламентируется отдельно.
Расул Социал, дизайнер:
«Сценические образы артистов могут быть разными»
- Не вижу в нарядах девушек из группы «КешYOU» ничего постыдного. Сценические образы артистов могут быть разными. Такое сочетание - современного стиля и национального колорита - вполне нормально и допустимо. К тому же эти костюмы создала талантливый отечественный дизайнер Назым Карпыкова под своим брендом «Аруназ». Считаю, в данном случае нет и намека на то, чтобы унизить традиционную казахскую одежду. Если что и является провокацией, так это, на мой взгляд, эротический танец мужчины на каблуках в казахской юрте.
Недавно в Казнете на этой почве разразился очередной скандал. После совместного выступления группы КешYOU и американского рэпера Snoop Dogg в соцсетях случилась перепалка между продюсером Баян Алагузовой и комментаторами. Последние высказали недовольство тем, что девушки были в вызывающих нарядах с казахским орнаментом: мол, тем самым они унижают национальные символы и позорят страну. На что продюсер возразила, заявив, что она с подопечными хотя бы так представляют Казахстан на международном уровне и продвигают его имидж.
Примерно тогда же в соцсетях разошелся видеоролик, на котором хореограф Алишер Султанбекулы с двумя девушками исполняют в юрте откровенный танец на высоких каблуках и в казахских камзолах. Клип вызвал возмущение не только у рядовых граждан, но и у мажилисменов. Депутат Самат Мусабаев потребовал от Генеральной прокуратуры и Комитета национальной безопасности принять конкретные меры в отношении его авторов.
С учетом этого, а также того обстоятельства, что в Казахстане идет активная кампания по популяризации одежды в казахском стиле и что даже президент страны призывает молодежь носить ее в повседневной жизни, мы вместе с экспертами из разных сфер решили разобраться: а должно ли как-то регламентироваться использование артистами национальных символов и национальной одежды или же каждый волен применять их как хочет?
Ерлан Акчалов, доцент кафедры «Режиссура экранных искусств» КазНАИ им. Т. Жургенова:
«Ведь это шоу. Не мешайте им»
- Сначала я хотел написать о пассионарности кочевников. О том, что территория современного Казахстана на протяжении веков стояла на границе двух цивилизаций – Востока и Запада и вбирала в себя все лучшее и современное от них. О том, что многие современные футурологи называют казахов одной из самых перспективных наций на планете, потому что казахи любят и умеют учиться. О сотнях казахстанских юношей и девушек, которые берут десятки призов на международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, робототехники… О том, что современный Казахстан – это часть глобального мира, хотим мы этого или не хотим. О том, что современная молодежь смело и отчаянно меняет расхожие представления о странах с приставкой «стан». О том, что понятие «массовая культура» давно перестала нести негативный оттенок. О том, что есть определенные правила в современном шоу-бизнесе. О свободе, независимости и красоте казахских женщин. О том, что юрта хоть и сакральное, но все же просто жилище… Но не стал.
Я хотел написать о миллионных кредитах, которые берут на проведение тоев. Об отношениях свекрови и келинки. О токалках и о тайном никахе. О насилии в семье. Об агашках в ночных клубах и борделях. О том, что национальная культура живет только тогда, когда развивается и берет в себя самое современное и передовое. Что традиции – это основа и база для развития, а не замшелый камень с иероглифами, который, кстати, дает очень многое для понимания того, как развиваться дальше. Что национальная идентификация и самоидентификация – это не отворачивание от всего мира, а, наоборот, смело принимающее вызовы сегодняшнего мира. Что казахский мир красив и разнообразен. Но тоже не стал.
Потому что чушь это все! Пусть плюются, скрипят зубами. Но будущее Казахстана будут строить эти самые молодые люди. И я уверен, что это новое поколение не будет ставить своей целью приобрести айфон 13-го поколения и иметь дома джакузи. Ведь это мы, старшее поколение, сделали их такими инфантильными и ограниченными, навязав им свои «ценности». Коррупция и стяжательство – вот что мы оставили молодому поколению. А теперь брезгливо отворачиваемся от красивого, по сути, танца, представления. Ведь это шоу. Не мешайте им.
И тогда они поменяют свои цели – от золотого унитаза перейдут к покорению космоса, освоению планет и прекращению войн. Время стремительно. Оно развивается. Аутсайдеры отстают навсегда. Я не хочу, чтобы моя любимая страна осталась в аутсайдерах. Молодое поколение достойно бОльшего.
Газиз Абишев, политолог:
«Все вправе заниматься творчеством с использованием нацсимволов»
- Не считаю, что применение национальных символов должно регламентироваться. Если их намеренно используют для прямого оскорбления национального достоинства целого народа, то по этому поводу, конечно, надо проводить разбирательство и такое оскорбление доказывать. Если же символы используются в свободном творчестве в фоновом режиме или для передачи каких-то смыслов, не имеющих прямой задачи оскорбить, то регулировать это нельзя.
Все же национальные символы не относятся к числу государственных символов, юридически обозначающих суверенитет и независимость. Они принадлежат всем, и все вправе заниматься творчеством с их использованием.
Эксперт, пожелавший остаться неназванным:
«Рискуем докатиться до уровня некоторых постсоветских стран»
- Считаю, что профанирование национальной символики вряд ли служит продвижению имиджа Казахстана за рубежом. И делать это «хотя бы так» ни в коем случае не нужно. В то же время, законодательно регламентируя использование национальных символов и (особенно) национальной одежды, мы рискуем докатиться до уровня некоторых постсоветских стран, далеко отстающих от Казахстана по общему уровню развития.
Кроме того, для такого регулирования сначала нужно составить реестр “национальных символов”, что само по себе не такая легкая задача, как может показаться. Поскольку понятно, что речь тут не идет о госсимволах Республики Казахстан, использование которых регламентируется отдельно.
Расул Социал, дизайнер:
«Сценические образы артистов могут быть разными»
- Не вижу в нарядах девушек из группы «КешYOU» ничего постыдного. Сценические образы артистов могут быть разными. Такое сочетание - современного стиля и национального колорита - вполне нормально и допустимо. К тому же эти костюмы создала талантливый отечественный дизайнер Назым Карпыкова под своим брендом «Аруназ». Считаю, в данном случае нет и намека на то, чтобы унизить традиционную казахскую одежду. Если что и является провокацией, так это, на мой взгляд, эротический танец мужчины на каблуках в казахской юрте.
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Информационный буллинг в Казахстане: чем он опасен и можно ли его побороть?
10.05.2024, автор Сауле Исабаева.
Исмаил Юсупов: почему замалчивают имя бывшего главы Казахстана?
12.04.2024, автор Бахыт Жанаберген.