АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Саммит ШОС: тренд на усиление экономического сотрудничества

Саммит ШОС: тренд на усиление экономического сотрудничества

10.07.2024, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
В Астане 4 июля завершился саммит глав государств, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества. Традиционно участники таких саммитов делали акцент на теме безопасности, однако встреча в Астане продемонстрировала любопытную тенденцию – повестка ШОС стала существенным образом дополняться экономическими инициативами.

Чтобы заметить смещение акцентов в деятельности организации, достаточно посмотреть на то, как менялась официальная повестка в период с 2014-го по 2024-й. На протяжении семи лет (до 2021-го) количество отдельных итоговых документов, посвященных экономическим вопросам, колебалось в пределах 1-2 единиц. С 2022 года наблюдалась некоторая интенсификация работы, которая привела к увеличению общего количества утвержденных документов, а также отдельных договоренностей в сфере экономики до 5 единиц. Число же принятых итоговых документов по теме безопасности в 2014-2024 годах обычно оставалось на уровне от 2 до 5 единиц. Таким образом, кейсы ШОС по безопасности и экономике практически уравновесили друг друга.

Лидеры стран-участниц достигли приемлемого уровня взаимной гарантированной безопасности и переносят приоритеты работы организации в экономическую плоскость. Выступая в Астане, главы государств Центральной Азии особо подчеркнули значимость именно этой повестки. Скажем, Касым-Жомарт Токаев и Шавкат Мирзиёев говорили в основном о:

• наращивании товарооборота;

• развитии транспортной инфраструктуры;

• привлечении инвестиций;

• энергетических проектах.

Общими в выступлениях Токаева и Мирзиёева стали также темы изменения климата и «зеленой энергетики». Президент Кыргызстана Садыр Жапаров присоединился к коллегам, затронув вопрос дефицита воды. Эта проблема может значительно усугубить риски в Центральной Азии уже в ближайшие пару лет – особенно с учетом начала строительства в северном Афганистане нового канала, который заберет существенную часть стока Амударьи.


Афганистан в целом стал одной из ключевых тем многих выступлений – пространство Большой Евразии не может оставаться фрагментированным, а потому страны-участницы ШОС пытаются найти различные инструменты интеграции Афганистана в созданные форматы сотрудничества. Пока это удается с трудом – сказывается нерешённость проблемы политического признания движения «Талибан» как легитимной правящей силы в стране.

В целом официальные выступления глав государств Центральной Азии отражали внутреннюю повестку стран региона, которая за последние пару лет предсказуемо трансформировалась.

В информационном поле перед и во время саммита ШОС неоднократно мелькали тезисы о создании «антизападной коалиции», которую, мол, собираются анонсировать 4 июля Китай и Россия. Эти прогнозы не оправдались. Причин несколько:

• Открыто обозначать ШОС как антизападный блок не нужно самим Китаю и России. На фоне острого конфликта с Западом в глазах Москвы центральноазиатский регион остаётся удобным маршрутом для параллельного импорта и альтернативным рынком сбыта. Для Китая же Центральная Азия – удобная территория для диверсификации транспортных потоков и источник сырья. В условиях начавшейся глобальной трансформации западного миропорядка ключевые игроки Большой Евразии предпочитают действовать, а не делать громкие публичные заявления.

• В свою очередь страны Центральной Азии вступать в прямую конфронтацию с кем-либо не хотят. Это невыгодно, а, следовательно, не нужно. Казахстан публично и неоднократно подчеркивал, что он сотрудничает со всеми, сохраняет внешнеполитический нейтралитет и ни с кем не ссорится. Узбекистан действует менее демонстративно, но, по сути, аналогично. Кыргызстан и Таджикистан традиционно играют в аукцион по продаже своей лояльности без обязательств.

С февраля 2022 года в Центральной Азии резко возросли объемы реэкспорта. Причем по некоторым товарам они увеличились в десятки раз. Это стимулировало расширение транспортной инфраструктуры, строительство торгово-логистических мощностей, открытие промышленных объектов и т.д. Сейчас страны Центральной Азии хорошо зарабатывают на параллельном импорте.

В складывающихся геополитических условиях уже сложно говорить о свободной конкуренции на мировых рынках. Наоборот, все чаще главным критерием доступа к внешним рынкам ставятся политические и геополитические требования:

С одной стороны, страны Центральной Азии плотно интегрированы в мировую систему разделения труда (как периферийные сырьевые экономики), несут обязательства перед ВТО. С другой, они находятся в центре пространства Большой Евразии и имеют наибольший товарооборот с государствами, бросившими вызов однополярному миру.

Таким образом, политические элиты стран региона рано или поздно будут поставлены перед выбором: либо Запад, либо Большой Евразийский проект (ШОС, а в перспективе и БРИКС). Этот выбор сейчас идеологизирован Западом, но постепенно экономическая и геополитическая прагматика будут замещать навязанный Вашингтоном дискурс.


Итоги Астанинского саммита вскрыли и ряд проблем. Одной из объективных слабостей ШОС, как и многих других подобных быстрорастущих интеграционных объединений, по-прежнему остается отсутствие отлаженного механизма реализации проектов – как в области безопасности, так и в экономической сфере.

Прежде основная функция ШОС – поддержание безопасности, борьба с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом – обеспечивалась с помощью совместных военных учений, встреч представителей силовых ведомств для обмена опытом, консультаций, обмена разведданными, обучения военных и так далее. Со временем функционал обеспечения безопасности конкретизировался и расширился. Так, в Астанинской декларации 2024 года появились пункты о:

• создании Антинаркотического центра ШОС;

• открытии Центра по противодействию международной организованной преступности;

• продолжении работы над предотвращением рисков и повышением безопасности в сфере искусственного интеллекта;

• сохранении космического пространства свободным от оружия любого вида;

• укреплении режима нераспространения ядерного оружия.

Кроме того, в последние несколько лет звучат предложения нарастить военно-техническое сотрудничество и внедрять современные образцы вооружения и техники. Эти инициативы пока находится на стадии обсуждения.

Аналогичная ситуация складывается с отдельными экономическими проектами ШОС. Расширение экономического кейса уже выходит за рамки китайской инициативы «Один пояс - Один путь» и требует создания новых регулирующих структур, выработку правил взаимодействия, механизмов реализации и получения согласия всех постоянных участников ШОС. Неизвестно, на какой именно стадии забуксовали инициативы создания Фонда развития и Банка развития ШОС, озвученные в 2010 и 2013 годах, но предложения открыть их звучат каждый год. Чаще всего этими проектами интересуются страны Центральной Азии.

Кроме того, в дополнительном стимулировании нуждаются проекты, связанные с:

- энергетической безопасностью;

- промышленной кооперацией;

- транспортными коридорами «Север - Юг» и «Восток - Запад».

Сейчас ШОС переживает очередной этап трансформации, пересматривая свою роль в системе международных отношений. Насколько в итоге объединение окажется устойчивым к новым вызовам и угрозам, сможет ли оно преодолеть противоречия и в полной мере стать платформой для строительства нового миропорядка - станет ясно через несколько лет.

Похожие статьи

От пограничных споров до противостояния Западу: какое будущее ждет ШОС?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Бизнесмены Центральной Азии ратуют за единый рынок
28.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Футбол: как Казахстан может попасть на чемпионат Европы или мира?
13.06.2024, автор Женис Байхожа.
Кто и за чей счет внедряет в Казахстане «демократические ценности»
1.02.2024, автор Гульнар Муканова.
SPIK.KZ » Аналитика » Саммит ШОС: тренд на усиление экономического сотрудничества