АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстан на Олимпиаде-2024: вклад регионов, национальный и гендерный состав

Казахстан на Олимпиаде-2024: вклад регионов, национальный и гендерный состав

18.07.2024, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
До официального старта Олимпиады-2024 осталось чуть больше недели. На неё отобрались 80 казахстанцев, что стало абсолютным антирекордом за всю историю участия нашей страны как самостоятельного субъекта международного олимпийского движения в летних Играх. Мы решили проанализировать вклад регионов РК в подготовку спортсменов, квалифицировавшихся на ОИ, а также гендерный и национальный состав атлетической делегации Казахстана, собирающейся отправиться в Париж.

Многоговорящий показатель

Количество путёвок на Олимпиаду в не меньшей степени, чем число завоёванных медалей, отражает состояние спорта в той или иной стране. Взгляните на список лидеров по этому показателю перед предстоящими Играми: США – 592 (столько атлетов поедет в Париж), Франция – 573 (в целом ряде видов спорта французам как хозяевам ОИ выделили дополнительные квоты), Австралия – 460, Германия – 427, Япония – 404, Китай – 388, Италия – 360, Великобритания – 327, Канада – 318, Нидерланды – 258. И все эти десять стран вошли в число 11, получивших наибольшее количество наград на предыдущих летних Играх 2020-го. Ещё одной была Россия, которая после февраля 2022-го попала под санкции МОК и многих международных федераций, поэтому в большинстве видов спорта её представителей не допустили к отборочным соревнованиям. Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что именно перечисленные государства являются ведущими спортивными державами (в зимних видах к ним добавляются скандинавские).

Точно так же по вкладу отдельных регионов в завоевание олимпийских путёвок можно судить о том, какие из них являются лидерами национального спорта, а какие – аутсайдерами. Да, не во всех видах квоты именные (это когда заработавшие их атлеты тем самым гарантируют себе поездку на ОИ), в некоторых они добываются для страны, после чего тренерские советы соответствующих федераций решают, кто более других достоин выступать под её флагом. Но при выборе участников предстоящих Игр от Казахстана эти советы в основном исходили из принципа «кто завоевал путёвку – тот и поедет». Что же касается единственной квоты в велогонках на треке, вокруг которой возник конфликт, то она была выделена нам согласно страновому рейтингу, и соответственно решение по ней отдали на откуп тренерскому штабу. Насколько оно оказалось справедливым – это уже другой вопрос.

Если отталкиваться от того, к каким регионам приписаны будущие участники Олимпиады-2024 от Казахстана, то явными лидерами могут считаться три крупнейших города страны – Астана, Шымкент и Алматы, которые делегируют в Париж от 13 до 11 спортсменов. Далее идут Восточно-Казахстанская область – 7, Туркестанская, Жамбылская и Жетысуская – по 5, Кызылординская – 4, Карагандинская и Абайская – по 3, Акмолинская, Актюбинская, Алматинская, Атырауская, Северо-Казахстанская – по 2, Западно-Казахстанская и Павлодарская – по 1. В данном списке нет трёх областей: Костанайской, Мангистауской и Улытауской.

Но, например, более половины олимпийцев, представляющих Астану, являются натурализованными, то есть сменившими спортивное гражданство, тогда как от двух других городов республиканского значения на ОИ поедут в основном воспитанники отечественного спорта. Кроме того, есть такие, кто вырос как атлет в одном регионе Казахстана, но потом стал выступать за другой. Тут могут быть разные причины. Скажем, бегунья-спринтер Ольга Сафронова, которая на церемонии открытия Игр вместе с боксёром Асланбеком Шымбергеновым понесёт флаг РК, на свою первую Олимпиаду поехала от Караганды, где родилась и выросла, под фамилией Блудова, но потом вышла замуж и перебралась к супругу в Павлодар. А бывает и так, что спортсмен принимает решение выступать за другую область потому, что там посулили лучшие условия, в том числе материальные.

Регионы-лидеры и регионы-аутсайдеры

Так вот, если исходить из того, где прошли базовую спортивную подготовку наши участники Олимпиады-2024, то картина будет выглядеть иначе. Безусловный лидер – Алматы, где выросли 14 из 80 атлетов, собирающихся в Париж. Большинство их выступят в пулевой и стендовой стрельбе (6), фехтовании (3), спортивной гимнастике (2).

Вклад Шымкента – 9 спортсменов, которые будут бороться за высокие места в пулевой и стендовой стрельбе (3), гребле на байдарках и каноэ (2), боксе, греко-римской борьбе, таэквондо, художественной гимнастике. Кстати, этот город сохранил лидерство среди всех регионов страны по такому показателю, как количество олимпийцев в расчёте на миллион жителей.

Астана же с 6 своими воспитанниками впервые поднялась на третью строчку. Тут следует сказать, что на ОИ-2016 от столицы отобрался лишь один доморощенный атлет, на ОИ-2020 – трое. Скорее всего, вклад Астаны будет расти и дальше. Это связано с тем, что во взрослый возраст вступает поколение родившихся в «нулевые» годы, когда население города стало стремительно расти.

Первое место среди областей делят Жетысуская и Карагандинская – по 5 спортсменов. В частности, мужская команда Казахстана по стрельбе из лука, которая в числе лишь 12 сборных со всего мира отобралась на ОИ полным составом, состоит исключительно из уроженцев Семиречья. Вообще, применительно к Жетысу такой показатель можно назвать отличным. Чего не скажешь о шахтёрском крае – ведь прежде он неизменно входил в лидирующую тройку (вместе с Алматы и Шымкентом), а на предыдущие летние Игры отправил вдвое больше спортсменов – 11. Кто-то скажет, что в те времена в состав Карагандинской области входила территория ныне самостоятельной Улытауской. Но вклад последней всегда был минимальным – вот и теперь она не дала ни одного олимпийца

По 4 участника предстоящей Олимпиады подготовили Кызылординская, Абайская и Жамбылская области – это преимущественно те, кто занимается единоборствами: боксом, борьбой, дзюдо, таэквондо. Если для трёх названных регионов такая цифра является вполне приемлемой, то для Восточно-Казахстанской, которая дала такое же количество участников ОИ-2024, это явно мало. Прежде оттуда выходило куда больше олимпийцев.

Следом идут области, находящиеся на противоположных полюсах карты республики: Туркестанская – 3, Северо-Казахстанская и Акмолинская – по 2. Если иметь в виду, что СКО и на Кокчетавщине население соответственно вчетверо и втрое меньше, чем в самом южном регионе страны, то они выглядят предпочтительнее.

По одному олимпийцу вырастили Костанайская, Западно-Казахстанская, Алматинская и Актюбинская области. Последняя вполне могла составить компанию абсолютным аутсайдерам – Атырауской, Мангистауской, Улытауской и Павлодарской, но благодаря отказу российских борцов от поездки в Париж «ноль» превратился в «единичку»: одна из освободившихся квот перепала актюбинскому палуану.

Мало «титульных» и девушек

Остальные 14 родились и состоялись как спортсмены в других странах: 6 – в России, по 3 – в Узбекистане и Украине, 2 – в Кении. Представители (точнее, представительницы) Чёрного континента впервые будут выступать на Олимпиаде под нашим флагом, и вполне возможно, что в честь одной из них на знаменитом стадионе «Стад де Франс», где пройдут соревнования легкоатлетов, 6 августа этот самый флаг будет поднят.

Впрочем, даже без африканок и других натурализованных атлетов состав олимпийской делегации РК выглядит интернациональным. В ней объединены юноши и девушки, относящиеся к большинству наиболее многочисленных этнических групп, проживающих в Казахстане, а также рождённые в смешанных браках. Например, у гимнаста Милада Карими, одной из главных наших надежд на завоевание медали, отец по национальности иранец, а мать – русская.

Из 66 спортсменов, выросших в Казахстане, 30, или 45,5 процента, – казахи и казашки, доля которых по сравнению с предыдущей Олимпиадой несколько выросла (тогда было 42,2 процента). Однако если учесть, что удельный вес государствообразующего этноса в общей численности населения страны составляет 70,4 процента, то его вклад мог бы и должен быть существенно выше. «Титульные» доминируют в единоборствах – боксе, борьбе, дзюдо, таэквондо (21 из 25 участников). А вот в остальных видах спорта их доля очень мала – всего-то 9 из 41. Впервые в истории на ОИ отобрались казахские фехтовальщики (Ерлик Сертай, Айгерим Сарыбай) и пловец (Адильбек Мусин). Но в целом в «небойцовые» виды представители самого многочисленного в нашей республике этноса идут не очень охотно.

И, наконец, о гендерной составляющей. В конце 20-го и в 21-м веке МОК принял целый ряд решений, имевших целью уравнять количество мужчин и женщин, участвующих в Олимпиадах, а также разыгрываемых ими комплектов наград. И сегодня паритет достигнут. Но если говорить конкретно о Казахстане, то здесь наблюдается обратная тенденция. Если на ОИ-2016 доля женщин в составе атлетической делегации РК составила 46,6 процента, то на следующих летних Играх – 35,4 (или 39,3, если не учитывать мужскую ватерпольную сборную), а теперь – лишь 32,5 процента. Отсюда ещё один вывод: женский спорт в стране надо поднимать…

Похожие статьи

Отбор на Олимпиаду-2024: Казахстану не избежать исторического антирекорда
13.03.2024, автор Женис Байхожа.
Свои в мировой элите: казахстанские фехтовальщики творят историю
26.03.2024, автор Женис Байхожа.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
ОИ-2024: Казахстан недополучит свыше 20 путевок по сравнению с прошлой Олимпиадой
23.04.2024, автор Женис Байхожа.
Перед Кажымуканом стыдно: в Казахстане перевелись палуаны?
21.05.2024, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Взгляд » Казахстан на Олимпиаде-2024: вклад регионов, национальный и гендерный состав