АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Какое будущее ждет страну, где молодежь рвется в муллы и физруки?

Какое будущее ждет страну, где молодежь рвется в муллы и физруки?

16.08.2024, автор Бауыржан Маханов.

RU KZ EN
Обнародованные недавно итоги распределения государственных образовательных грантов, которые правительство РК выделило на 2024/2025 учебный год, заставляют задуматься. И думы эти большей частью горестные. Выясняется, что нынешнее «племя младое, незнакомое» в массе своей не хочет заниматься производством материальных благ. Зато рвущихся в «непыльные» профессии хоть отбавляй. Если такая тенденция сохранится, то уже скоро Казахстан может стать яркой иллюстрацией пословицы «Один с сошкой, семеро с ложкой».

Предел мечтаний – профессия учителя физкультуры?

Можно понять высокий конкурс среди абитуриентов, выбравших такие специальности, как «международные отношения и дипломатия» (проходной балл составил 130 из 140 возможных) или «менеджмент и управление» (126). Во-первых, они всегда считались престижными, сулящими заманчивые карьерные возможности, а во-вторых, грантов по ним было выделено немного – соответственно 108 и 288.

Но вот чем объяснить столь же сильную тягу молодых казахстанцев, например, к профессии учителя физкультуры? Статусной её не назовёшь, зарплата на уровне среднестатистической по стране, каких-то особых перспектив в ней не просматривается. Всю жизнь заниматься тем, чтобы учить детей, как бегать, прыгать, подтягиваться на перекладине, – неужели это предел мечтаний почти шести тысяч юношей и девушек, принявших участие в конкурсе, который составил десять человек на каждый выделенный грант?

В результате возможность бесплатно обучаться в вузах на школьных физруков получили более пятисот молодых казахстанцев, причём сплошь отличников: средний балл аттестата поступивших по грантам – 5, проходной балл по общему конкурсу – 125, по сельской квоте – 124.

Допустим, прав был поэт, писавший почти сто лет назад, что «все профессии важны, все профессии нужны». Но, тем не менее, где здоровые амбиции, которые должны быть у мало-мальски способной и образованной молодёжи? Да и с точки зрения государственных интересов, наверное, было бы куда лучше, если бы юноши и девушки, хорошо учившиеся в школе, выбрали те специальности, которые являются приоритетными для страны, имеют особую значимость для её социально-экономического развития.


В данном же случае выбор, скорее всего, был предопределён тем обстоятельством, что работа учителя физкультура, при всём к ней уважении, не требует интеллектуальных сверхусилий, необходимости постоянного самосовершенствования, обретения дополнительных навыков. То есть она привлекательна для тех, кто не ставит перед собой высоких задач и готов довольствоваться малым.

Можно было бы особо не акцентировать внимание на таком выборе абитуриентов, если бы не один момент. В эту профессию идут далеко не только грантники, но и те, кто готов за возможность выучиться на неё платить деньги – собственные или родительские. Причём, судя по всему, за последнее десятилетие соответствующие дипломы получили очень много молодых людей. Согласно данным, которые содержатся в сборнике «Статистика образования Казахстана» за 2023-й, в школах нашей страны сегодня работают 29.175 учителей физкультуры. Это больше, чем преподавателей математики и русского языка, а также больше, чем учителей физики, химии и биологии вместе взятых. Средняя нагрузка на каждого из школьных физруков – 120 учащихся.

Тогда как, скажем, в России она почти вдвое выше – 228 (там на 17,8 миллиона учеников приходятся 78 тысяч учителей физкультуры). При этом в РФ физическое воспитание школьников организовано, как минимум, не хуже, чем в нашей стране.

Трудно сказать, как оно поставлено в Узбекистане, но факт то, что там лучше готовят спортсменов (а их взращивание начинается как раз таки в школе с уроков физкультуры) – это лишний раз показала недавняя летняя Олимпиада в Париже. Между тем, в общеобразовательных учреждениях соседней республики трудятся около 26 тысяч физруков (меньше, чем у нас) при почти вдвое большей численности учащихся. Средняя нагрузка – 254 детей на каждого. Кстати, примерно такой же она была и в СССР, который с точки зрения организации физического воспитания школьников мог служить образцом для очень многих стран мира.

Иными словами, нынешнее количество учителей физкультуры в Казахстане является явно избыточным. И при столь высоком спросе на эту специальность со стороны абитуриентов (даже если исключить её из госзаказа, на что профильное министерство вряд ли пойдёт, останутся платные отделения университетов, которые продолжат принимать студентов) неизбежно возникнет ситуация, когда тысячи выпускников вузов с такими дипломами окажутся невостребованными.


Самые непрестижные специальности – инженерные

Какие ещё специальности привлекают молодых казахстанцев? «Мода, дизайн» – проходной балл 125, «хореография» – 124, «исполнительское искусство» – 123, «досуг» (организация культурно-досуговой работы) – 122, «аудиовизуальные средства и медиа» – 122, «театральное искусство» – 121. В общем, всё, что так или иначе связано с индустрией отдыха и развлечений, шоу-бизнесом, возможностью стать «звездой».

Ещё больший конкурс, сопоставимый с тем, который был на гранты, предусмотренные для учителей физкультуры, оказался среди абитуриентов, решивших поступать на специальность «религия и теология». Если иметь в виду, что подавляющее большинство из 270 обладателей таких грантов будет учиться в Исламском университете «Нур-Мубарак», то становится понятным: речь идёт в основном о будущих имамах. Чтобы иметь возможность получить высшее религиозное образование за счёт налогоплательщиков, требовалось набрать на ЕНТ 125 баллов, а претендовавшим на прохождение по сельской квоте – 120. Вообще, ситуация, когда государство, провозгласившее себя светским, финансирует подготовку священнослужителей, не может не вызывать вопросов.

Высокий проходной балл нужно было набрать для получения грантов по специальностям «журналистика и репортёрское дело», «переводческое дело», «востоковедение», «политология» (от 127 до 118). Привлекают юношей и девушек также профессии, связанные с организацией туризма (113) и ресторанного дела (110). Не так-то просто было поступить на «библиотечное дело», где по общей квоте требовалось набрать не меньше 111 баллов. Это при том, что, согласно данным Министерства культуры и информации, в прошлом году средняя зарплата работников библиотек в нашей стране составила всего-то 164 тысячи тенге.

А вот куда выпускники школ идут крайне неохотно, так это на факультеты, которые готовят инженеров, технологов. Например, на специальности «механика и металлообработка», «химическая инженерия и процессы», «транспортные сооружения», «текстиль, одежда, обувь и кожаные изделия», «горное дело и добыча полезных ископаемых» и некоторые другие можно было поступить по гранту, набрав минимальный проходной балл – 50. То есть значительная часть принятого на них студенческого контингента – это молодые люди, не имеющие достаточных базовых знаний. Смогут ли они освоить более сложную вузовскую учебную программу, стать квалифицированными инженерами и технологами – большой вопрос. Да и выбрали многие из них соответствующие факультеты лишь потому, что там не было никакого конкурса. Можно сказать, гранты сами упали им в руки.


Но даже при этом на большинство из названных специальностей студентов набрали намного меньше, чем планировалось. Скажем, из 1800 бюджетных мест, выделенных на «механику и металлообработку», оказались занятыми лишь 736. Из 945 грантов, на которые государство собиралось выучить будущих профессионалов в сфере химической инженерии, своих владельцев обрели всего-то 135. И т.д. Неосвоенную часть образовательного госзаказа профильное министерство перераспределило между другими специальностями. В результате на «архитектуру» приняли почти две тысячи грантников вместо 478, на «кадастр и землеустройство – 1639 вместо 300. О том, что потом делать с таким количеством дипломированных зодчих и землеустроителей, похоже, никто не задумывался.

По сути, не было конкурса на основные сельскохозяйственные специальности – «растениеводство» и «животноводство»: будущим агрономам и зоотехникам, которые призваны поднимать отечественное аграрное производство, для получения грантов достаточно было набрать те же минимальные 50 баллов. Аналогичная ситуация с «ветеринарией», «водными ресурсами и водопользованием»…

Похоже, те, кто формирует государственный образовательный заказ, и молодые казахстанцы, на которых он рассчитан, живут в совершенно разных, не пересекающихся мирах. А ещё все мы, видимо, напрочь забыли, что подрастающее поколение нужно не только учить наукам, но и готовить к взрослой жизни, давать правильные ориентиры, связанные с выбором будущей профессии….

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Гранты: Саясат Нурбек и его ведомство снова наступают на те же грабли?
4.06.2024, автор Жандос Асылбеков.
«Водный» университет в Казахстане: много слов и мало дела…
27.08.2024, автор Женис Байхожа.
Высшее образование в РК: грантов все больше, а толковых специалистов все меньше
19.07.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Взгляд » Какое будущее ждет страну, где молодежь рвется в муллы и физруки?