АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Экономические фантазии: каким видят будущее Казахстана наши «стратеги»?

Экономические фантазии: каким видят будущее Казахстана наши «стратеги»?

19.08.2024, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Петр Своик, экономист

В самом конце июля, за месяц до Послания президента народу Казахстана, в котором, кроме последствий паводков и подготовки к зиме, все равно пришлось бы говорить и об исполнении его программных поручений, глава государства утвердил-таки «Национальный план развития РК до 2029 года». Чрезвычайно показательный документ, демонстрирующий то, насколько правительство и АП способны реально оценивать нынешнюю ситуацию, тенденции на перспективу и соответственно насколько адекватно они смогут выстраивать свои действия.

Утвержденный «Национальный план-2029» состоит из тематических топиков, описывающих текущую ситуацию по всем важным экономическим и социальным аспектам и формулирующих дальнейшие приоритеты. Сложившаяся на сегодня ситуация характеризуется весьма критически: ни в одном топике не зафиксировано благополучие, везде – множащиеся и требующие решений проблемы. Эта часть «Плана-2029», несомненно, будет полезной для тех, кто хотел бы получить самое сжатое, но достаточно полное представление о накапливающемся в Казахстане социально-экономическом кризисе.

Те топики, которые посвящены приоритетным направлениям деятельности по решению имеющихся проблем, тоже, безусловно, полезны – но студентам экономических вузов, чтобы подготовиться к сдаче зачетов по теории рынка. Практическая же ценность этих «приоритетов» - ровно такая же, что и во времена составления Плана нации «Сто шагов» десятилетней давности. Как и тогда – никакая.

Ставка на привлечение в Казахстан транснациональных компаний и иностранных инвесторов, готовых вкладываться в развитие несырьевых направлений, на превращение МФЦ «Астана» в реальный инвестиционный хаб, на дальнейшую приватизацию, дерегулирование и минимизацию участия государства в экономике, не работала тогда и не будет работать теперь. По причине, которая была совершенно очевидна с самого начала формирования «вывозной» экономической модели, то есть еще четверть века назад, но до сих пор не осознана
.

Это «неосознание» и проявляется (неосознанно) при разработке постоянно обновляемых и заведомо невыполнимых программ дальнейшей либерализации казахстанской экономики.

От слов – к таблице

Помимо топиков, «Национальный план» содержит фактически никак не связанную с ними таблицу, в которой по годам расписаны численные показатели, касающихся 39 отобранных неким образом приоритетов. Откуда взялся первый из них, известно – это задание президента страны к 2029 году удвоить ВВП. Соответственно таблица начинается с показателей валового национального продукта: они даны по годам с таким расчетом, чтобы достичь искомого удвоения – только не к 2029-му, а к 2030-му, то есть к окончанию года, в котором завершаются полномочия ныне действующего главы государства.

Практическая ценность этой таблицы определяется вот чем. Для выполнения поставленной задачи нужно в нынешнем году нарастить ВВП на 6,4%, в следующем – на 9,6%, а впоследствии выйти почти на 11%. Тогда как к концу первого полугодия, на момент утверждения Национального плана, краткосрочный экономический индикатор показывал рост только на 3,7%, а значит, планируемый годовой результат в 6,4% был уже за гранью достижимого. И тем более нет оснований рассчитывать на темпы в 9-11 процентов в следующие годы – это в рамках все той же «вывозной» модели, давно уже не ускоряющей развитие страны, а все более тормозящей.

Таким образом, исполнение главного целевого показателя Национального плана до 2029 (2030) года рискует оказаться сорванным уже на старте. Соответственно «посыплются» контрольные цифры и по остальным 38 приоритетам. А потому правительство и АП, по всей вероятности, предпочтут не слишком акцентировать внимание на таком документе – утверждено и забыто. Как это было и с предыдущей версией, и с той, что была до нее. И как это было с Планом нации «Сто конкретных шагов» 2015 года рождения, главные пункты которого (привлечение транснациональных компаний, превращение РФЦ «Астана» в региональный финансовый хаб) не были реализованы, после чего о нем забыли.


Из ловушки среднего дохода – в когорту богатых

Однако помимо заведомо неосуществимой арифметики, касающейся удвоения ВВП (тоже красноречивое отражение степени адекватности составителей Нацплана), чрезвычайно показательным является и само идеологическое обоснование этой задачи. В преамбуле «Национального плана - 2029» его главная цель так прямо и определена: преодоление «ловушки среднего дохода», формирование прочных институциональных основ и закрепление Казахстана в когорте стран с высоким уровнем ВВП на душу населения.

А это не что иное, как изложенная другими словами цель Стратегии «Казахстан-2050» от 2012 года – стратегии вхождения в тридцатку наиболее конкурентоспособных государств мира. Читай – в когорту наиболее развитых и соответственно наиболее богатых государств, что и должно найти отражение в высоких показателях ВВП на душу населения. Вот в какую компанию второй президент вслед за первым должен, по мнению авторов Плана, привести Казахстан – только уже не к 2050-му, а к 2029-му (2030-му) году.

Арифметика, повторюсь, с самого начала уводит в область недостижимого, но для нас гораздо важнее вот эта крепко вбитая в головы должностных лиц АП и правительства, поставленных на стратегическое планирование, уверенность в том, что в рамках той же «вывозной» экономической модели Казахстан сможет (и ему будет позволено) стать чем-то бОльшим, чем территорией, на которой иностранными пользователями за счет внешнего кредитования и инвестирования осуществляется всячески удешевляемая местным законодательством и правительством добыча энергетического и металлургического сырья на вывоз.

Сомнения – прочь!

Не будь у наших «стратегов» этой искренней, не замутненной никакими сомнениями уверенности – не было бы в утверждаемых на высшем уровне программных документах не только фантастической арифметики, но и фантазий экономических. А будь у них реальное понимание того, какие сегодня происходят геополитические трансформации и какой многополярный мир формируется прямо на наших глазах, то они элементарно воздержались бы от вынесения на публику своих представлений, законсервированных на уровне Давосского форума времен 2012-го.


На самом деле, и с высоты 2024-го года уж это-то пора бы разглядеть, никакой «конкурентоспособной тридцатки» не существует. Весь набор государств, входящих в число «развитых», – это составляющие одной и той же системы, исторически сформировавшейся по итогам Второй мировой войны, а потом в результате распада социалистического лагеря и самого Советского Союза.

В центре этой системы находятся США как производитель мировой валюты с Британским филиалом в роли мирового процессингового центра. Далее идут Германия с образованным вокруг нее Евросоюзом, Япония, Южная Корея и Тайвань как вынесенные на периферию индустриальные форпосты западного мира под защитой американских военных баз. Сюда же верстаются Израиль – филиал США на Ближнем Востоке – и Турция, не допущенная к Евросоюзу, но зато превращенная в филиал НАТО.

Вплоть до мирового кризиса 2007-2008 годов в эту же систему был втянут Китай, причем на уровне почти полного экономического симбиоза с США – «Химерика». А также ельцинская Россия, но только в качестве целевым образом де-индустриализованной сырьевой и монетарной периферии. И Казахстан, разумеется, – в качестве той же де-индустриализованной сырьевой и монетарной периферии, только повышенного (образцового, можно сказать, идеального и к тому же многовекторного) качества.

Капиталистическое соцсоревнование

Подсчитываемые Давосом страновые рейтинги конкурентоспособности внутри этой общей системы, например, между Исландией и Испанией, Мексикой и Латвией, Бразилией и Эстонией, – это примерно как соревнование между подразделениями одной и той же корпорации, между заготовительным и сборочным цехами, между конструкторским бюро и испытательным полигоном, между службами секьюрити и департаментом финансов.

При определенной ловкости в методологии можно добиться более-менее объективного сопоставления оценок, как-то ранжировать места для Индонезии, Парагвая и Литвы, отражающие их реальное качество в глобальной системе разделения труда и компетенций. В частности, чем выше ВВП на душу населения и чем богаче страна, тем выше и ее Давосский рейтинг.

Но, извините, считать, что «ловушка среднего дохода», в которой оказался Казахстан, это не его законное, твердо определенное и неизменное место в роли сырьевой и монетарной периферии, а нечто транзитное, преодолеваемое простым арифметическим удвоением ВВП, - значит демонстрировать глубокое, добросовестное и фундаментальное … непонимание того, как устроен современный мир и каково место нашей страны в нем.


Разумеется, даже нанятый на клининг работник может дорасти до топ-менеджера, но полагать, что, натирая больше полов и вытирая больше пыли, можно подняться в иерархии, … немножко наивно.

Наив – это опасно

Транслировать же такой наив на годы вперед – планировать переносящую Казахстан в когорту богатых стран арифметику ВВП на 2030-й или 2050-й – означает лишение нашей страны подлинного будущего, фиксацию на любую краткосрочную или долгосрочную перспективу ее роли всей той же придаточной периферии. Только теперь уже под новыми доминирующими центрами, поскольку западно-центричный однополярный мир стремительно и необратимо фрагментируется. И не понимать этого с высоты 2024 года – опасно для будущего.


В этом смысле совершенно интригующе выглядит ситуация с «актуализацией» Стратегии «Казахстан-2050». Задание на ее обновление было выдано президентом одновременно с поручением на переделку «Национального плана развития до 2025 года». Многострадальный План-2029, наконец, утвержден, и мы видим, в каком качестве. Получается, что придется утверждать и новую версию «Стратегии-2050», возможно, уже скоро. А актуализированная Стратегия на четверть века вперед хочешь не хочешь, но даст объективную картину … нет, не отдаленного будущего, а самой что ни на есть сегодняшней реальности, - такой, какой она представляется в АП.

Переломные времена

Декабрь 2012 года - время объявления о досрочном выполнении Стратегии «Казахстан-2030» и выдвижения Стратегии «Казахстан-2050» - был воистину переломным: все уже произошло, но еще не случилось. Уже год, как действует Таможенный союз и еще год до Майдана в Киеве. Еще через год, как раз под киевский Майдан, Казахстан выдаст рекордный для себя показатель ВВП, который вскоре после украинских событий рухнет и до которого потом удастся добраться только к прошлому году.

Но переживаемое нами сейчас историческое время – еще более переломное. Уже ясно, что 2025-й несет за собой следующие масштабные геополитические пертурбации, а до завершения полномочий действующего президента РК в 2029-м в мировом раскладе еще такого будет наворочено…

И на чем, скажите на милость, основывать обновленную «Стратегию-2050»? По-прежнему на вхождении в «тридцатку»? Но это даже при нынешнем состоянии Давоса и его рейтингов несерьезно. Впрочем, разве вообще серьезно разрабатывать для страны программу, которая рассчитана на период, намного-намного превосходящий сроки должностных полномочий ее авторов?

Серьезным политическим поступком стало бы снятие вопроса с повестки и передача «Стратегии-2050» образца 2012 года в Музей истории Казахстана. А затем разработка вместо аккуратно отложенного в сторону «Национального плана» президентской программы «Казахстан-2029», основанной на реальном видении сегодняшней ситуации и ближайших перспектив.


Хотя, с другой стороны, любопытно: что же такого интересного про наше настоящее и будущее, а также про самих разработчиков мы узнаем из новой версии «Казахстан-2050»?

Похожие статьи

Президентский транзит в Казахстане: дальнейший сценарий не написан…
23.07.2024, автор Spik.kz.
Будущее Послание президента РК: что мы услышим и что хотим услышать?
2.08.2024, автор Сауле Исабаева.
Президентский транзит в Казахстане: дальнейший сценарий не написан… Часть 2-я
23.07.2024, автор Spik.kz.
Тупиковый экономический курс: Казахстан заходит на новый круг?
31.05.2024, автор Виктор Долгов.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Экономические фантазии: каким видят будущее Казахстана наши «стратеги»?