АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстанская наука: есть ли прок от создания отдельного министерства?

Казахстанская наука: есть ли прок от создания отдельного министерства?

21.08.2024, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Прошло более двух лет с того времени, как было создано отдельное Министерство науки и высшего образования. За это решение особенно ратовали сами ученые – в надежде на то, что после такой реорганизации государство начнет уделять им и науке в целом больше внимания. Оправдались ли их ожидания? Чего удалось добиться новому ведомству, а с чем оно так и не справилось? И какие шаги следует предпринять для оздоровления этой сферы? Слово экспертам.

Виктор Тейфель, д.ф-м.н., профессор, член Международного астрономического союза:
«У семи нянек дитя без глазу»

- Если бы созданное два года назад министерство было главным и единственным «уполномоченным органом», в ведении которого находится весь научный потенциал республики, то можно было бы рассчитывать на реальный прогресс. Но фактически этой сферой командуют не менее семи наднаучных «органов».

Среди них Национальный совет по науке при президенте, другие министерства, Комитет науки, Комитет по обеспечению качества в сфере науки и высшего образования (КОКСОН), Национальный центр государственной научно-технической экспертизы (ГНТЭ) и, наконец, две национальные академии наук, которые никак не могут прийти к единому статусу. К этому списку следует добавить национальные научные советы (ННС), играющие роль внутренней инквизиции в отношении ученых, и, конечно, Министерство финансов, «щедро» обеспечивающее науку, выделяя ей 0,18 процента от ВВП (разворовывается гораздо больше!).

У меня такое впечатление, что МНВО больше обеспокоено проблемами вузов, нежели проблемами научных институтов. Особенно тех, которые по чьей-то недоброй воле более 20 лет пребывают в непонятном статусе неких ТОО, как-то странно акционированных государством, не принося прибыли, если это институты фундаментального или фундаментально-прикладного характера, ведущие исследования с финансированием из республиканского бюджета.

Беда еще в том, что министры у нас слишком часто меняются и, как следствие, не несут никакой ответственности перед обществом за то, что ими сделано или, скорее, не сделано. Если, конечно, не вникать в отдельные моменты.

Следует положительно оценить то, что хотя бы отчасти, но появилось базовое финансирование некоторых фундаментальных исследований без «лотерейных» конкурсов. Однако пока это не открыло возможности для пополнения работающих научных коллективов молодыми специалистами – по причине как ограниченного финансирования, так и низких зарплат даже у докторов и кандидатов наук. Не говоря уже о том, что в вузах министерство повышает надбавки за ученые степени, а в институтах на протяжении десятков лет такие надбавки просто отсутствуют.

Но главным пороком, если не преступлением, является грантовая система финансирования научных исследований – соответствующая норма была введена в Закон «О науке» в 2011 году, причем в последний момент и вопреки уже прошедшему обсуждение проекту. Она радует обладателей грантов, но разрушает науку, не позволяет ей устойчиво развиваться. Об этом уже много сказано и написано, однако ни один из министров не вник в целый ряд негативных последствий этой системы. Да и зачем напрягаться, если через пару лет придется пересаживаться в другое кресло…


Марат Молдабеков, председатель отраслевого профсоюза работников науки, инновационных и образовательных организаций:
«Толчок развитию науки даст индустриализация»

- Создание МНВО, чего научное сообщество добивалось много лет, стало большим шагом со стороны государства, направленным на развитие науки и коммерциализацию ее результатов. На протяжении двух прошедших лет наш профсоюз по просьбе ученых поднимал различные вопросы, касающиеся определения качественного состава национальных научных советов, прозрачности их работы, требований конкурсной документации, финансирования научных проектов и т.д. И надо отметить, что за рассматриваемый период МНВО издал достаточно много нормативно-правовых актов по этим вопросам.

Например, в соответствии с направлениями развития науки на 2023-25 годы обновлены составы ННС с увеличением в них доли ученых (более 50%) относительно представителей госорганов, общественных организаций и т.д. Из компетенции правительства в компетенцию уполномоченного органа передана функция утверждения составов ННС с целью их приведения в соответствие с установленными требованиями. Кроме того, при отборе членов таких советов теперь рассматривается вопрос их аффилированности с ведомственными организациями, а также наличия публикаций в хищнических и сомнительных журналах. Плюс для обеспечения прозрачности работы ННС внедрены обязательные онлайн-трансляции их заседаний, на которых открытым голосованием принимаются решения по финансированию научных проектов.

Также были внесены изменения в «Правила базового и программно-целевого финансирования научной и научно-технической деятельности, грантового финансирования и коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, финансирования научных организаций, осуществляющих фундаментальные научные исследования». В соответствии с этими изменениями 11 НИИ получают посредством прямого финансирования гарантированную заработную плату вне конкурных процедур.

Наиболее существенным вкладом МНВО стал принятый по его инициативе 1 июля 2024 года новый Закон «О науке и технологической политике», где закреплены упомянутые и другие новшества и изменения. Таким образом, ведомство создало законодательную базу для дальнейшего развития науки и улучшения условий работы ученых. Впрочем, не исключено появление со временем новых проблем в данном направлении. А пока, кроме индивидуальных пожеланий, коллективного недовольства со стороны ученых не наблюдается.

Вместе с тем, нужно признать, что успешное развитие науки и технологий будет зависеть не столько от МНВО, сколько от решимости правительства проводить политику индустриализации Казахстана. То есть от того, насколько поднимется промышленный потенциал страны. Законодательная база для этого создана, в том числе принят Закон «О промышленной политике» (в 2021 году). Его целью является обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.


Очевидно, что обязательным условием появления таких производств является присутствие отечественной науки. Еще одним неизбежным фактом должно стать перепрофилирование тех зданий торгово-развлекательных центров, в которых прежде располагались заводы и фабрики, обратно в производственные площадки. Самим же ученым необходимо громче говорить не только о каких-то проблемах, связанных с научной деятельностью, но и о необходимости развития промышленности в Казахстане.

Будем надеяться, что последовательные шаги правительства по индустриализации страны на базе двух законов «О промышленной политике» и «О науке и технологической политике» станут основой для научного обеспечения всех производств. И именно это, а не какие-то надуманные критерии, будет главной оценкой эффективности вклада науки в экономику.

Анатолий Грибановский, д.т.н., академик НАН РК, лауреат Госпремии СССР в области науки и техники:
«Все вопросы науки надо возложить на НАН РК»

- Создание отдельного Министерства науки и высшего образование было логичным решением. Ведь дошло до того, что руководство прежнего МОН разрабатывало «сверхгениальные» до тупости требования и нормативы к научным направлениям, научным работникам, академикам Национальной академии наук и т.д.

По-хорошему, все вопросы науки, в том числе выбор научных исследований, координацию работы, их бюджетное финансирование стоит возложить на Национальную академию наук, преобразовав ныне существующую в полностью государственную научную организацию. Хватит уже реформировать ее весьма непрофессионально. Это же не какая-то отраслевая академия, коих в Казахстане несчетное количество...


Продолжение следует

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Аида Балаева, Ермек Турсунов и кино, которое мало кто смотрит
11.06.2024, автор Женис Байхожа.
Что больше всего разочаровало казахстанцев в уходящем году?
29.12.2023, автор Сауле Исабаева.
После потопа в Казахстане: почему это произошло, кто виноват и что делать?
30.04.2024, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Взгляд » Казахстанская наука: есть ли прок от создания отдельного министерства?