9.08.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахстан в поисках наивного инвестора
27.08.2024, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Наши власти все ждут, когда иностранные инвесторы «проснутся» и побегут вкладывать деньги в казахстанскую экономику. При этом старательно обходят вопрос: почему этого не произошло в предыдущие тридцать лет? На самом деле ожидания от инвесторов неоправданно завышены, а так называемая инвестиционная привлекательность Казахстана – иллюзия, живущая только в воображении чиновников.
Задача привлечения прямых иностранных инвестиций в размере 150 миллиардов долларов обозначена Касым-Жомартом Токаевым как одно из ключевых условий удвоения ВВП страны. Под эти инвестиции сейчас подводится обширная база приватизации объектов практически во всех сегментах экономики. И если в горнодобывающем и топливном комплексах особых проблем с поиском финансирования не предвидится, то остальные отрасли практически неинтересны иностранцам.
С чем сталкивается среднестатистический бизнесмен (особенно иностранный), когда пытается работать в Казахстане?
Во-первых, наш внутренний рынок небольшой, плюс к тому же поделен формальными и неформальными монополиями. Попытки проникновения на него пресекаются жесткими рейдерскими захватами бизнеса. Поэтому любой инвестиционный проект должен иметь «неформального покровителя» из числа политических тяжеловесов. Соответственно бизнесмены должны заранее закладывать в инвестиционную модель издержки коррупционной ренты, которую в будущем будут выплачивать бюрократии. Эта нигде не прописанная рента такова, что зачастую «обнуляет» доходы от инвестирования, делает его просто бессмысленным.
В-третьих, выход на внешние рынки (как региональные, так и глобальные) с товарами и услугами, произведенными в Казахстане, затруднен, поскольку они давно аналогичным образом формально и неформально поделены на сферы влияния. Там есть свои игроки, которые уже генерируют коррупционную ренту и которым местные власти помогают монополизировать рынок. Исключением могут стать только некие уникальные продукты (или услуги), которые будут действительно новыми для внешних потребителей. Но даже они дадут конкурентное преимущество лишь на ограниченный срок – пока местные конкуренты не начнут их копировать.
В-четвертых, инфраструктура Казахстана перегружена, следствием чего стали постоянный дефицит электро- и тепловой энергии, воды, недостаточная пропускная способность железнодорожного и автомобильного транспорта… У соседей – Китая, России и Узбекистана – ситуация с инфраструктурой чуть лучше, да и внутренние рынки больше. Поэтому при прочих равных условиях инвесторы стараются уйти туда. Интересный индикатор – несмотря на масштабные санкции в отношении России, даже по прошествии почти двух с половиной лет после того, как они были введены, тенденции к переносу западными компаниями своих производств в Казахстан не наблюдается. Разговоры о их релокации так и остались лишь разговорами.
В-пятых, любой действующий бизнес в стране воспринимается центральными и местными властями как «дойная корова». В случае форс-мажорной ситуации иностранный инвестор столкнется с необходимостью дополнительных расходов в рамках корпоративной социальной ответственности на центральном или местном уровне. Наиболее свежий пример – помощь регионам, пострадавшим от паводков. При этом подобные расходы бессистемны и принципиально не прогнозируемы, а потому тоже могут превратить любой инвестиционный проект в убыточный.
Есть еще один немаловажный момент. Прежде чем вступать в игру, любой иностранец сначала проанализирует: а как выживают местные компании? Посмотрит он, например, на банковское кредитование и увидит, что казахстанские банки, даже имеющие все мыслимое и немыслимое влияние на бюрократическую машину, оказывается, не хотят кредитовать местное производство. А львиную долю их кредитного портфеля занимает потребительское кредитование населения. Отсюда иностранный инвестор может сделать вывод, что местный бизнес в реальный сектор экономики не идет, поскольку ему это невыгодно.
Здесь необходимо небольшое отступление. Значительное количество так называемых международных компаний, работающих в Казахстане, – это на самом деле франшизы, купленные «старой элитой» в 1990-е годы. Какие именно компании – установить сложно, поскольку вся эта информация содержится в соглашениях о разделе продукции. Сами же СРП в открытом доступе отсутствуют якобы по причине «коммерческой тайны». А следовательно, работают эти «иностранные инвесторы» по схеме, указанной выше в пункте номер два: «аффилированный бизнес». Пусть никого из читателей не смущает тот факт, что в этих компаниях сидят иностранные топ-менеджеры. Это просто наемный персонал.
Словом, образ Казахстана как чуть ли не райского места для потенциальных инвесторов существует только в чиновничьем воображении. На самом деле наша страна не предлагает им каких-либо уникальных преференций, уникальных условий по сравнению с соседними государствами. Принципы работы специальных экономических зон в Узбекистане или территорий опережающего развития в России примерно сопоставимы с теми, что предлагает Казахстан. А доступ к более объемным рынкам соседних стран делает вложения в их экономики более перспективными, чем в нашу.
Задача привлечения прямых иностранных инвестиций в размере 150 миллиардов долларов обозначена Касым-Жомартом Токаевым как одно из ключевых условий удвоения ВВП страны. Под эти инвестиции сейчас подводится обширная база приватизации объектов практически во всех сегментах экономики. И если в горнодобывающем и топливном комплексах особых проблем с поиском финансирования не предвидится, то остальные отрасли практически неинтересны иностранцам.
С чем сталкивается среднестатистический бизнесмен (особенно иностранный), когда пытается работать в Казахстане?
Во-первых, наш внутренний рынок небольшой, плюс к тому же поделен формальными и неформальными монополиями. Попытки проникновения на него пресекаются жесткими рейдерскими захватами бизнеса. Поэтому любой инвестиционный проект должен иметь «неформального покровителя» из числа политических тяжеловесов. Соответственно бизнесмены должны заранее закладывать в инвестиционную модель издержки коррупционной ренты, которую в будущем будут выплачивать бюрократии. Эта нигде не прописанная рента такова, что зачастую «обнуляет» доходы от инвестирования, делает его просто бессмысленным.
Во-вторых, все действительно «вкусные» инвестиционные проекты уже распределены между акиматами, национальными компаниями, отраслевыми министерствами. На подобные проекты допускаются только аффилированные с центральными либо местными властями игроки. «Войти» в них не поможет даже готовность платить коррупционную ренту.
В-третьих, выход на внешние рынки (как региональные, так и глобальные) с товарами и услугами, произведенными в Казахстане, затруднен, поскольку они давно аналогичным образом формально и неформально поделены на сферы влияния. Там есть свои игроки, которые уже генерируют коррупционную ренту и которым местные власти помогают монополизировать рынок. Исключением могут стать только некие уникальные продукты (или услуги), которые будут действительно новыми для внешних потребителей. Но даже они дадут конкурентное преимущество лишь на ограниченный срок – пока местные конкуренты не начнут их копировать.
В-четвертых, инфраструктура Казахстана перегружена, следствием чего стали постоянный дефицит электро- и тепловой энергии, воды, недостаточная пропускная способность железнодорожного и автомобильного транспорта… У соседей – Китая, России и Узбекистана – ситуация с инфраструктурой чуть лучше, да и внутренние рынки больше. Поэтому при прочих равных условиях инвесторы стараются уйти туда. Интересный индикатор – несмотря на масштабные санкции в отношении России, даже по прошествии почти двух с половиной лет после того, как они были введены, тенденции к переносу западными компаниями своих производств в Казахстан не наблюдается. Разговоры о их релокации так и остались лишь разговорами.
В-пятых, любой действующий бизнес в стране воспринимается центральными и местными властями как «дойная корова». В случае форс-мажорной ситуации иностранный инвестор столкнется с необходимостью дополнительных расходов в рамках корпоративной социальной ответственности на центральном или местном уровне. Наиболее свежий пример – помощь регионам, пострадавшим от паводков. При этом подобные расходы бессистемны и принципиально не прогнозируемы, а потому тоже могут превратить любой инвестиционный проект в убыточный.
Есть еще один немаловажный момент. Прежде чем вступать в игру, любой иностранец сначала проанализирует: а как выживают местные компании? Посмотрит он, например, на банковское кредитование и увидит, что казахстанские банки, даже имеющие все мыслимое и немыслимое влияние на бюрократическую машину, оказывается, не хотят кредитовать местное производство. А львиную долю их кредитного портфеля занимает потребительское кредитование населения. Отсюда иностранный инвестор может сделать вывод, что местный бизнес в реальный сектор экономики не идет, поскольку ему это невыгодно.
Вышеперечисленного вполне достаточно, чтобы понять, почему за все тридцать с лишним лет независимости инвестиции шли только в горнодобывающий сектор – чтобы сырье можно было просто «выкопать» и сразу вывезти из страны. Безо всяких промежуточных стадий обогащения и глубокой переработки.
Здесь необходимо небольшое отступление. Значительное количество так называемых международных компаний, работающих в Казахстане, – это на самом деле франшизы, купленные «старой элитой» в 1990-е годы. Какие именно компании – установить сложно, поскольку вся эта информация содержится в соглашениях о разделе продукции. Сами же СРП в открытом доступе отсутствуют якобы по причине «коммерческой тайны». А следовательно, работают эти «иностранные инвесторы» по схеме, указанной выше в пункте номер два: «аффилированный бизнес». Пусть никого из читателей не смущает тот факт, что в этих компаниях сидят иностранные топ-менеджеры. Это просто наемный персонал.
Словом, образ Казахстана как чуть ли не райского места для потенциальных инвесторов существует только в чиновничьем воображении. На самом деле наша страна не предлагает им каких-либо уникальных преференций, уникальных условий по сравнению с соседними государствами. Принципы работы специальных экономических зон в Узбекистане или территорий опережающего развития в России примерно сопоставимы с теми, что предлагает Казахстан. А доступ к более объемным рынкам соседних стран делает вложения в их экономики более перспективными, чем в нашу.
Реализация президентского «плана по инвестициям» потребует от вертикали власти действительно неординарных, креативных решений. Однако их вариантов у исполнителей данного поручения пока нет…
Похожие статьи
Плюс три нахлебника... Что дало Казахстану создание трех новых областей?
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
В ожидании Послания президента: что нам скажут про бюджетный кризис?
28.08.2024, автор Spik.kz.