АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Национальные ценности: что они из себя представляют и кто их должен защищать?

Национальные ценности: что они из себя представляют и кто их должен защищать?

Вчера, 17:00, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В Казахстане очень часто говорят о необходимости культивирования, сохранения и защиты национальных ценностей. Например, такие призывы то и дело звучат с парламентской трибуны, а недавно сенатор Сакен Арубаев даже предложил создать республиканский центр по их изучению. Однако не совсем понятно, что конкретно депутаты вкладывают в это понятие. Может, есть смысл составить свод национальных ценностей, чтобы общество, особенно представители подрастающего поколения, могли в них ориентироваться? И если да, то кто и как этим должен заняться? Поразмышлять на сей счет мы попросили наших экспертов.

Кайнар Капанов, политолог:
"Государство не может навязать ценности, но оно может навязать задачу по их поиску»

- Под национальными ценностями понимаются духовные достижения общества или народа, которые представляют основу его нравственного развития. Они создаются на протяжении всей истории существования той или иной нации под воздействием ее материальной и духовной культуры. Например, три высшие ценности Античности - истина, благо, красота.

Ценности формируют целостность и обеспечивают устойчивость социальных систем, а при выработке политики становятся ее основами. Ценностной доминантой, характеризующей облик политической системы страны, должно быть развитие, а политическая структура не должна быть поражена клиентелизмом. Кроме того, ценности – это признаки качества жизни (личной, деловой, социальной) и ее благ. Они есть самое значимое в жизни, лучшее из того, что она может нам дать, будь то в личной сфере, работе, человеческих отношениях, поиске своего будущего. То есть ценности первичны, цели вторичны.

Переоценка ценностей - процесс сложный и неоднозначный. За последние несколько десятилетий в мышлении и сознании миллионов граждан произошли драматические сдвиги. Они и привели к этой самой переоценке, изменению мировосприятия и способа взаимодействия с другими людьми и окружающим миром. Одна из причин заключается в том, что люди начали понимать: погоня за приобретением модной одежды, престижных авто и роскошных домов ведет их, в конце концов, к пустоте, которую они пытались заполнить накоплением имущества и денег.


Тем не менее, все еще преобладают невнимание к коллективным ценностям, агрессивный антропоцентризм. Духовные, нравственные принципы сменяются потребительскими. Вообще, общество потребления сильно исказило сущность человека, превратив его в вещь, и продолжает развивать сверхпотребление, консьюмеризм, эскапизм. Произошёл ценностный разрыв между элитой и обществом. Последнее характеризуется так называемыми фиолетовыми ценностями – семья, род, племя, ближнее окружение.

Еще Кант указывал, что Вселенная состоит из трех частей: материи (физика), мышления (логика) и этики (нравственность). Это означает, что законы нравственности действуют столь же неумолимо, как и законы физики. То есть те, кто нарушает законы нравственности, будут вычеркнуты из исторического процесса (касается всех – как стран, так и отдельных людей). Поэтому прежде, чем подобрать себе здоровые ценности и приоритеты, нужно сначала усомниться в нынешних.

В целом переоценка ценностей - всегда переговорный процесс, а потому нужно обсуждать и договариваться. Важно понимать, что, если нет дискуссии на общие темы, то не кристаллизируются и ценности, поскольку они рождаются в этой самой дискуссии. Как говорил Ф.Ницше: «Не вокруг творцов нового шума, а вокруг новых ценностей неслышно вращается мир». Увы, большинство людей не умеют отвечать на вопрос «почему», и это мешает им осознавать свои ценности.

На мой взгляд, сегодня важнейшей социальной ценностью стала ответственность. А ещё следует напомнить слова Авраама Линкольна: «Труд стоит выше капитала и выступает в качестве главной ценности». Это значит, что необходимо широко пропагандировать трудолюбие. Руки нации каждый день должны искать лопату. Не зря говорят, что родиться человеком – это чудо, а остаться человеком – это труд. Ну и, конечно, из поколения в поколение должна передаваться такая жизненная истина: нет ничего ценнее знаний.


Что касается инициативы депутатов, то надо понимать: государство не может навязать ценности, но оно может навязать задачу по их поиску.

Евфрат Имамбек, социоантрополог:
«Формирование моральных ценностей возможно только на базе традиционной культуры»

- Мне кажется, депутаты путают понятия «мәдени құндылықтар» и «мәдени мұра». Первое включает в себя как материальные, так и нематериальные культурные ценности, и, конечно, к ним можно отнести традиции и произведения искусства, включая современные. Но в широком обиходе под «мәдени құндылықтар» часто понимают ещё и «рухани құндылықтар» – нравственные принципы и нормы вроде свободы, чести, справедливости, верности, уважения к старшим, чадолюбия, гостеприимства, взаимовыручки и т.д., которые чтились казахами во все времена. Да, безусловно, эти нормы важны и сегодня, ведь без их соблюдения общество и государство рискуют скатиться в пучину жестокости, нетерпимости, алчности по примеру некоторых воюющих стран, в том числе находящихся неподалёку от нас. Однако эти ценности должны формироваться другими методами, отнюдь не административными. Официоза в таких делах народ не приемлет.

Но я все-таки надеюсь, что депутаты имели в виду именно «мәдени мұра» – культурное наследие, в особенности его нематериальную составляющую. То есть то, что нам оставили далекие предки и что мы должны во что бы то ни стало сохранить для будущих поколений. В этом случае, конечно, нельзя не приветствовать инициативу по созданию специального института, который бы занимался изучением, защитой и пропагандой нематериального культурного наследия. Я бы даже сказал, что эта инициатива несколько запоздала…

К сожалению, долгое время в нашем правительстве особо не понимали всей важности нематериального культурного наследия. Культуру там рассматривали, прежде всего, как искусство (музыку, живопись, театр, кино, литературу), которое можно транслировать международному сообществу. Но в этом стремлении протиснуться в глобальное культурное пространство с его блеском и мишурой мы чуть не упустили самое главное - возможность явить себя миру настоящими, Самими собой (в смысле das Selbst Карла Юнга). А таковыми нас способна сделать только наша собственная традиционная культура.


Нематериальное культурное наследие должно стать для нас своего рода Иппокреной, откуда мы будем черпать силы для развития, в том числе современного искусства. И находится этот источник духовной самости в казахском ауле, где живут люди, которые еще пытаются самостоятельно сохранить подлинную казахскую культуру и передать ее молодому поколению. Вот куда надо обратить наш взор и все усилия. Ключевой задачей должно стать выявление этих сообществ и их всяческая поддержка. И я очень рад, что депутаты мажилиса начинают придавать этой проблеме общественную значимость.

Лично я убежден, что формирование моральных ценностей возможно только на базе традиционной культуры казахов, произведений народного искусства. И это должно быть глубокое погружение, а не просто красивая картинка, которую мы видим на праздниках и экранах. Да, у нас есть такие фильмы, как «Мiржақып. Оян, қазақ!», «Жаужүрек мың бала», но они являются пусть яркими, но всё-таки отдельными событиями в нашей общественной жизни. Это я к тому, что давно не появлялось у нас равнозначных им по силе воздействия на общество оперных, драматических спектаклей… А ведь именно театр был и остаётся интеллектуальным центром влияния на наиболее мыслящую и совестливую часть нации.

Как замечательно по этому поводу сказал мой старший товарищ – экс-министр культуры и духовного развития Республики Саха, таланливый театральный режиссер, который получил Госпремию СССР уже за дипломную свою работу (спектакль «Желанный голубой берег мой» по повести «Пегий пёс, бегущий краем моря» Чингиза Айтматова), Андрей Саввич Борисов: «Спектакль надо ставить так, чтобы якутЫ зашли в театр толпой, а вышли народом Саха».

Надеюсь, наши депутаты и правительство тоже начинают понимать значимость и важность этой работы, если хотят иметь не просто атомизированное население, а развитое стабильное общество. (Полную версию интервью читайте в ближайшее время)

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Смогут ли казахи обеспечить ценностный консенсус в стране?
17.01.2024, автор Сауле Исабаева.
Что должно быть в приоритете – знание казахского языка или профессионализм?
5.07.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Национальные ценности: что они из себя представляют и кто их должен защищать?