АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Бюджетный кризис в Казахстане: не пора ли начать жить по средствам?

Бюджетный кризис в Казахстане: не пора ли начать жить по средствам?

Сегодня, 06:41, автор Баян Ахмет.

RU KZ EN
В нынешнем году в Казахстане заговорили не просто о бюджетном дефиците, а о бюджетном кризисе. Правительство пытается закрыть разрастающуюся дыру всё новыми и новыми трансфертами из Национального фонда. На конец августа из него изъяли около 3,45 триллиона тенге, или чуть ли не весь объём, запланированный на год. Эксперты не исключают вероятности того, что для покрытия дефицита бюджета власти могут пойти на существенное ослабление курса национальной валюты, что приведёт к разгону инфляции, а значит, к обесцениванию зарплат и пенсий.

Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать бюджетный дефицит, надо либо больше зарабатывать (рост доходной части), либо меньше тратить (сокращение государственных расходов). С первым у нас серьёзные проблемы, решение которых невозможно без количественного и, что не менее важно, качественного экономического роста, что потребует изменения всей модели хозяйствования, а значит, немалого времени. Остаётся второе – начать жить по средствам.

В любой из сфер жизнедеятельности есть свои резервы экономии – где-то больше, где-то меньше. Возможно, в некоторых из них они не столь велики, чтобы оказывать серьёзное влияние на общую ситуацию с бюджетным дефицитом, но, как говорят казахи, «Тамшыдан тама берсе, дария болар» - «Из капель образуется река». Действуя по этому принципу, правительство РК сократило, например, на 1,7 миллиарда тенге финансирование недавно прошедших Всемирных игр кочевников, а в августе урезало ряду министерств расходы на вроде бы незначительные – в республиканском масштабе – суммы в сотни миллионов тенге для каждого.

Возьмём такой подход за основу и обратим внимание, например, на социальную сферу, включающую в себя образование, здравоохранение, культуру, спорт… Здесь можно обнаружить немало статей бюджетных расходов, необходимость которых (точнее, выделяемых по ним сумм) не выглядит очевидной.

Скажем, на «обеспечение кадрами с высшим и послевузовским образованием» профильное министерство – МНВО – в нынешнем году должно было получить 481,8 миллиарда тенге, а на следующий запланированы 523,2 миллиарда. Это без учёта тех государственных средств, которые выделяются по линии Минздрава (медицинские университеты), Минкульта (академии искусств, консерватория и т.д.), силовых ведомств. Речь идёт, прежде всего, об оплачиваемых государством грантах на обучение студентов.

В нынешнем году только на бакалавриат их было выделено около 80 тысяч. В том числе 19 тысяч, или почти четверть, – на подготовку кадров для промышленности, строительства, транспорта, энергетики и связи (к слову, примерно таким же был общий набор первокурсников на аналогичные специальности в 1980-е годы в Казахской ССР, где названные отрасли занимали в экономике республики куда более высокий удельный вес, чем сейчас), и 11 тысяч – на обучение профессиям, связанным с информатизацией, цифровизацией, программированием. Но нужны ли стране столько специалистов этих направлений?

Не секрет, что многие бюджетные места на инженерных факультетах остаются невостребованными казахстанской молодёжью. Можно назвать, как минимум, с десяток специальностей, по которым ежегодно фиксируется значительный недобор, и высвободившиеся гранты (а их тысячи) перераспределяются в пользу абитуриентов, выбравших другие направления, – соответственно, там нас ожидает «перепроизводство» кадров. В инженеры идут в основном молодые люди, еле-еле преодолевшие на ЕНТ пороговый уровень (соответственно не очень грамотные), после получения вузовских дипломов мало кто находит работу по специальности, в итоге они так и остаются без практических навыков, уходят в другие сферы. То есть те, кто утверждает, что государство готовит таких специалистов на перспективу, когда Казахстан станет развитой индустриальной державой, мягко говоря, лукавят.

Налицо абсолютно нерациональное использование бюджетных средств. Да и вообще, создаётся впечатление, что при планировании государственного образовательного заказа во главу угла ставятся не интересы и потребности страны, а две другие задачи: во-первых, как-то устроить на четыре года молодёжь, чтобы она не болталась без дела и не создавала социальное напряжение, а, во-вторых, потрафить могущественному вузовскому лобби, которое заинтересовано в увеличении количества грантов, поскольку за ними в университеты идут немалые деньги – в среднем около пяти миллионов тенге за каждым студентом (с учётом четырёхлетнего срока обучения).


Более чем 100 миллиардов тенге было выделено в нынешнем году на развитие спорта высших достижений только по линии профильного министерства (затраты на капитальное строительство идут по другой статье). Ещё больше средств суммарно заложили в региональных бюджетах на «подготовку и участие членов областных сборных команд по различным видам спорта на республиканских и международных спортивных соревнованиях». В последнем случае значительная часть средств пошла на содержание профессиональных клубов – футбольных, хоккейных и прочих, тогда как в странах, живущих по законам рыночной экономики, они финансируются из негосударственных источников.

В соседнем Узбекистане тамошнее Министерство спорта должно получить в нынешнем году из бюджета 980 миллиардов сумов. А в целом по стране на эту сферу, как сообщил в одном из выступлений президент Шавкат Мирзиёев, запланировано выделить больше 2-х триллионов. Если считать в долларах, то можно прийти к выводу, что узбеки тратят на спорт в 3-3,5 раза меньше, чем мы. При этом они превзошли нас и на Азиаде-2023, и тем более на Олимпиаде-2024, располагаются в текущем мировом рейтинге футбольных сборных на 49 позиций выше и т.д.

Иными словами, мы несём огромные расходы, причём год от года наращивая их, но в итоге имеем обратный эффект: результаты, показываемые нашими атлетами на крупнейших международных соревнованиях, становятся всё хуже и хуже. Похоже, пришла пора оптимизировать систему финансирования отечественного спорта, устранить существующее сегодня дублирование затрат на уровне профильного министерства, с одной стороны, и акиматов, с другой, отвадить от «государственной кормушки» профессиональные клубы, а вместе с ними чиновников и функционеров, делающих на этом свой бизнес.

Или взять расходы республиканского бюджета по программе «повышение конкурентоспособности сферы культуры и искусства, сохранение, изучение и популяризация казахстанского культурного наследия», на которую в прошлом году было выделено 56,7 миллиарда, а в нынешнем – 58,4 миллиарда тенге. Вот объясните: если государство затратило на производство кинофильмов 19 миллиардов тенге, а суммарный кассовый сбор оказался в 12 раз меньше, если из нескольких десятков картин лишь два оправдали вложенные в них средства, а большинство лент зрители, по сути, проигнорировали, то о каком «повышении конкурентоспособности» (в данном случае казахстанского кино, финансируемого за счёт налогоплательщиков) может идти речь? Мало того, некоторые и вовсе не появились на больших экранах.

То же самое касается художественной литературы. По линии Министерства культуры ежегодно на государственные деньги издаётся около двухсот наименований книг, их авторам выплачиваются немаленькие гонорары, для прозаиков, поэтов, драматургов организуются всё новые и новые республиканские конкурсы, лауреатам которых затем выдают премии, исчисляемые миллионами тенге. И никому нет дела до того, что значительная часть этих книг лежит невостребованной, о чём можно судить по их «девственному» состоянию в библиотеках, куда отправляются тиражи.


Этому же министерству в текущем году выделили почти 63 миллиарда тенге на «проведение государственной информационной политики». Как минимум, половина названной суммы идёт на содержание телеканалов, которые, имея огромные бюджеты и многочисленные штаты, проигрывают конкуренцию за зрительскую аудиторию маленьким командам, работающим на YouTube. Такую оценку дал не абы кто, а спикер верхней палаты парламента Маулен Ашимбаев, являющийся, по Конституции, вторым человеком в государстве.

На местах есть свой информационный госзаказ. Например, из бюджета далеко не самой большой в стране Кызылординской области на него в нынешнем году выделили 1,2 миллиарда тенге. Исходя из названной цифры, можно получить примерное представление о том, какая сумма тратится на эти цели по всему Казахстану, – порядка 20-30 миллиардов. Значительная её часть идёт на издание газет акиматов в бумажном формате – областных, городских, районных. При больших расходах на типографские услуги и бумагу они не пользуются интересом у читателей, которые в массе своей черпают информацию из Интернета. По данным Бюро национальной статистики, за 2023-й в стране было реализовано газет и журналов на 281,7 миллиона тенге. Выходит, в среднем каждый взрослый казахстанец за весь год потратил на них около 30 тенге, на которые даже один экземпляр не купишь? Какой тогда смысл ежегодно расходовать десятки миллиардов тенге на издание бумажной периодики?

Это только отдельные статьи бюджетных расходов, которые следовало бы оптимизировать. Наверняка найдётся и масса других - в самых разных сферах экономики и жизнедеятельности...

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Бюджетный кризис в Казахстане: не пора ли начать жить по средствам?