15.10.2024, автор Асем Избасарова.
Можно ли говорить о картельном сговоре в системе электронного образования?
12.11.2024, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
Набирает обороты скандал с подписанием Меморандума о сотрудничестве по созданию Единой национальной образовательной платформы между Министерством просвещения и компанией Freedom Holding. Всплывают интересные юридические нюансы: Меморандум заключен между Минпросом и Freedom Holding, а на уровне региональных управлений образования почему-то всплывает ТОО «Bilim Land» как структура, на программное обеспечение которой переводят школы.
Но ведь это не вытекает из заключенного между Минпросом и Freedom Holding меморандума. В самом тексте данного соглашения ТОО «Bilim Land» вообще не фигурирует. И никакого открытого тендера Министерства просвещения на разработку Единой национальной образовательной платформы (ЕНОП) ТОО «Bilim Land» также не выигрывало.
Появляется логичный и закономерный вопрос: а на каком юридическом основании областные управления образования привлекают к работе над ЕНОП исключительно ТОО «Bilim Land»? Разве таким образом должна создаваться Единая образовательная платформа?
Ранее консорциум казахстанских EdTech-компаний уже направил несколько открытых писем Президенту и Правительству с просьбой защитить рынок от искусственной монополизации.
Итак, ТОО «Bilim Land». Как оно работает, что поставляет и кому, какого качества программные решения предлагает? Почему эта компания имеет такое привилегированное положение на рынке образовательных услуг?
В открытых источниках фигурирует следующая структура ее учредителей:
• Частная компания TURLOV PRIVATE HOLDING Ltd
• Коммандитное товарищество DA VINCI EMERGING TECHNOLOGIES-FUND III LP
• Рауан Кенжеханулы
• Тимур Муктаров
• Александр Савченко
При этом TURLOV PRIVATE HOLDING Ltd – это юридическое лицо Тимура Турлова, по совместительству основного акционера Freedom Holding.
В свою очередь ТОО «Bilim Land» само выступает в качестве учредителя большого количества юридических лиц. Вот их неполный перечень из открытых источников: ТОО «InCraft», ТОО «Bilim Media Group», ТОО «EduTech Solutions», ТОО «Intellicademy», ТОО «KnowledgeWave», ТОО «AcademiaTech», ТОО «LearnLogic», ТОО «Skyline Enterprises», ТОО «RahatOqu», ТОО «Ұлттық аударма бюросы» - всего 46 юридических лиц, работающих в системе электронного образования.
Учредителем практически всех компаний является ТОО «Bilim Land», а руководителем либо сам Рауан Кенжеханулы, либо его партнеры-соучредители – Тимур Муктаров и Александр Савченко. И, наконец, все эти компании расположены по одному и тому же юридическому адресу в Астане.
Такое большое количество дочерних компаний, возможно, было необходимо для того, чтобы имитировать конкуренцию в рамках госзакупок, осуществляемых управлениями и отделами образования в регионах и подотчетными им организациями образования (которые в свою очередь также подотчетны Министерству просвещения). Если в рамках государственной закупки конкурентов нет, то спарринг-партнером выступает лишь одна из дочерних компаний.
Вот, например, как это выглядит в открытом доступе на сайте госзакупок:
Каждый читатель может сам удостовериться в этом по номеру закупки. Мы приводим лишь отдельные примеры – а таких закупок много.
Но как только в этом процессе появляется реальный рыночный поставщик, который потенциально способен «забрать» госзаказ, то на госзакупку сразу же приходит множество «союзных» юридических лиц. Которые, как нам видится, специально созданы для того, чтобы сбить цену предложения до уровня ниже точки самоокупаемости.
И тогда закупки начинают выглядеть следующим образом – обратите внимание на просто фантастическое количество потенциальных поставщиков:
Точно так же каждый желающий может проверить это на сайте госзакупок по номеру объявления и найти большое количество аналогичных примеров.
А теперь отдельная «вишенка на торте»:
В тендере на закупку программного обеспечения, предоставляемого и поддерживаемого только и исключительно ТОО «Bilim Land» (поскольку компания обладает авторскими правами на продукты iTest, iMektep и др.), вдруг появляются 58 альтернативных поставщиков. Абсурд!
Вот как определяет понятие «картельный сговор» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан на своем официальном сайте:
«Это незаконное соглашение между предприятиями, направленное на ограничение конкуренции на рынке… Картельный сговор является противозаконным и может повлечь за собой административные и уголовные наказания, а также значительные финансовые штрафы… В целях выявления и пресечения такого рода нарушений в АЗРК имеется специальное Управление по борьбе с картелями».
Теперь вопросы к Управлению по борьбе с картелями АЗРК, внутреннему государственному аудиту, а также Высшей аудиторской палате РК:
1) Почему внутренний государственный аудит, в чью обязанность входит проверка закупок на соответствие законодательству, не видит фактов, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, которые смогли обнаружить журналисты?
2) Почему внутренний государственный аудит на уровне камерального контроля пропускает закупки услуг с подобными наименованиями «Услуги по предоставлению доступа к комплексному виртуальному обучению по программе подготовки к ЕНТ – «iTest», мультимедийному курсу начальной школы «iMektep», «Образовательной платформе – «BilimLand», коллекция обучающих фильмов «Twig-bilim»? Такая формулировка предполагает получение преимущественных возможностей одним поставщиком перед другими, что прямо запрещено сразу несколькими нормами законодательства о госзакупках.
3) Будет ли Управление по борьбе с картелями АЗРК реагировать на признаки картельного и ценового сговора?
В заключение полезно будет напомнить некоторые установки и поручения, которые транслирует Президент Касым-Жомарт Токаев всему бизнес-сообществу:
«Деятельность монополий и приближенных к власти бизнесменов препятствовала развитию конкуренции, лишала добросовестных предпринимателей шанса на успех... Поэтому перед нами стоит задача демонополизации отечественной экономики».
Нам представляется, что профильные государственные органы обязаны принять к исполнению поручения Президента.
Но ведь это не вытекает из заключенного между Минпросом и Freedom Holding меморандума. В самом тексте данного соглашения ТОО «Bilim Land» вообще не фигурирует. И никакого открытого тендера Министерства просвещения на разработку Единой национальной образовательной платформы (ЕНОП) ТОО «Bilim Land» также не выигрывало.
Появляется логичный и закономерный вопрос: а на каком юридическом основании областные управления образования привлекают к работе над ЕНОП исключительно ТОО «Bilim Land»? Разве таким образом должна создаваться Единая образовательная платформа?
Ранее консорциум казахстанских EdTech-компаний уже направил несколько открытых писем Президенту и Правительству с просьбой защитить рынок от искусственной монополизации.
Итак, ТОО «Bilim Land». Как оно работает, что поставляет и кому, какого качества программные решения предлагает? Почему эта компания имеет такое привилегированное положение на рынке образовательных услуг?
В открытых источниках фигурирует следующая структура ее учредителей:
• Частная компания TURLOV PRIVATE HOLDING Ltd
• Коммандитное товарищество DA VINCI EMERGING TECHNOLOGIES-FUND III LP
• Рауан Кенжеханулы
• Тимур Муктаров
• Александр Савченко
При этом TURLOV PRIVATE HOLDING Ltd – это юридическое лицо Тимура Турлова, по совместительству основного акционера Freedom Holding.
В свою очередь ТОО «Bilim Land» само выступает в качестве учредителя большого количества юридических лиц. Вот их неполный перечень из открытых источников: ТОО «InCraft», ТОО «Bilim Media Group», ТОО «EduTech Solutions», ТОО «Intellicademy», ТОО «KnowledgeWave», ТОО «AcademiaTech», ТОО «LearnLogic», ТОО «Skyline Enterprises», ТОО «RahatOqu», ТОО «Ұлттық аударма бюросы» - всего 46 юридических лиц, работающих в системе электронного образования.
Учредителем практически всех компаний является ТОО «Bilim Land», а руководителем либо сам Рауан Кенжеханулы, либо его партнеры-соучредители – Тимур Муктаров и Александр Савченко. И, наконец, все эти компании расположены по одному и тому же юридическому адресу в Астане.
Такое большое количество дочерних компаний, возможно, было необходимо для того, чтобы имитировать конкуренцию в рамках госзакупок, осуществляемых управлениями и отделами образования в регионах и подотчетными им организациями образования (которые в свою очередь также подотчетны Министерству просвещения). Если в рамках государственной закупки конкурентов нет, то спарринг-партнером выступает лишь одна из дочерних компаний.
Вот, например, как это выглядит в открытом доступе на сайте госзакупок:
Каждый читатель может сам удостовериться в этом по номеру закупки. Мы приводим лишь отдельные примеры – а таких закупок много.
Но как только в этом процессе появляется реальный рыночный поставщик, который потенциально способен «забрать» госзаказ, то на госзакупку сразу же приходит множество «союзных» юридических лиц. Которые, как нам видится, специально созданы для того, чтобы сбить цену предложения до уровня ниже точки самоокупаемости.
И тогда закупки начинают выглядеть следующим образом – обратите внимание на просто фантастическое количество потенциальных поставщиков:
Точно так же каждый желающий может проверить это на сайте госзакупок по номеру объявления и найти большое количество аналогичных примеров.
А теперь отдельная «вишенка на торте»:
В тендере на закупку программного обеспечения, предоставляемого и поддерживаемого только и исключительно ТОО «Bilim Land» (поскольку компания обладает авторскими правами на продукты iTest, iMektep и др.), вдруг появляются 58 альтернативных поставщиков. Абсурд!
Вот как определяет понятие «картельный сговор» Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан на своем официальном сайте:
«Это незаконное соглашение между предприятиями, направленное на ограничение конкуренции на рынке… Картельный сговор является противозаконным и может повлечь за собой административные и уголовные наказания, а также значительные финансовые штрафы… В целях выявления и пресечения такого рода нарушений в АЗРК имеется специальное Управление по борьбе с картелями».
Теперь вопросы к Управлению по борьбе с картелями АЗРК, внутреннему государственному аудиту, а также Высшей аудиторской палате РК:
1) Почему внутренний государственный аудит, в чью обязанность входит проверка закупок на соответствие законодательству, не видит фактов, содержащих признаки недобросовестной конкуренции, которые смогли обнаружить журналисты?
2) Почему внутренний государственный аудит на уровне камерального контроля пропускает закупки услуг с подобными наименованиями «Услуги по предоставлению доступа к комплексному виртуальному обучению по программе подготовки к ЕНТ – «iTest», мультимедийному курсу начальной школы «iMektep», «Образовательной платформе – «BilimLand», коллекция обучающих фильмов «Twig-bilim»? Такая формулировка предполагает получение преимущественных возможностей одним поставщиком перед другими, что прямо запрещено сразу несколькими нормами законодательства о госзакупках.
3) Будет ли Управление по борьбе с картелями АЗРК реагировать на признаки картельного и ценового сговора?
В заключение полезно будет напомнить некоторые установки и поручения, которые транслирует Президент Касым-Жомарт Токаев всему бизнес-сообществу:
«Деятельность монополий и приближенных к власти бизнесменов препятствовала развитию конкуренции, лишала добросовестных предпринимателей шанса на успех... Поэтому перед нами стоит задача демонополизации отечественной экономики».
Нам представляется, что профильные государственные органы обязаны принять к исполнению поручения Президента.
Похожие статьи
Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
Чем опасна монополизация больших цифровых данных?
30.09.2024, автор Асем Избасарова.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кто позволяет дилетантам потрошить государственный бюджет?
15.04.2024, автор Гульнар Муканова.