Казахстан – один из худших в мировом рейтинге владения English

Автор Жандос Асылбеков
RU
KZ
EN
Сдать стандартизированный тест, позволяющий оценить навыки чтения и восприятия английской речи на слух, в онлайн-режиме могли все желающие не младше 18 лет, то есть совершеннолетние люди, окончившие школы. Средний возраст участников, а их на сей раз набралось свыше двух миллионов, составил 26 лет. При этом в итоговый рейтинг были включены только те страны, в каждой из которых тестирование охватило не менее чем 400 человек. Таких оказалось 116 – в большинстве из них количество участников исчислялось тысячами и даже десятками тысяч. В зависимости от показанных результатов они распределены по пяти группам: страны с очень высоким уровнем владения английским – от 700 до 600 баллов, с высоким – от 599 до 550, со средним – от 549 до 500, с низким – от 499 до 450, с очень низким – 449 и меньше.
Наши соотечественники набрали в среднем 427 баллов – на двенадцать больше, чем в прошлом году, что, впрочем, не даёт оснований для оптимизма: прежде показатель Казахстана тоже колебался в пределах от 412 до 426 (он то возрастал, то снижался). А главное – мы остаёмся в компании тех стран, где уровень владения English является одним из самых низких в мире. Согласно классификации EF EPI, это означает, что среднестатистический участник от нашей республики в состоянии понять простые тексты, рассказать о себе в очень общих чертах (назвать имя, возраст, место проживания), а, например, в разговоре с иностранным гостем дать ему элементарные пояснения – но не больше. Следующий же уровень, просто низкий, подразумевает способность ориентироваться в англоговорящей стране в качестве туриста, поддерживать беседу с коллегами, понимать тексты электронных писем средней сложности. На эту ступень, вторую снизу, наша страна за 12 лет участия в EF English Proficiency Index ни разу не поднималась.
Если в прошлом году Казахстан занял в рейтинге 104-е место среди 113 государств, то теперь – 103-е место среди 116. Ниже расположились только Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Ирак, Бенин, Таджикистан, Ангола, Камбоджа, Ливия, Руанда, Кот д,Ивуар, Сомали и Йемен. Тогда как вся Европа, вся Латинская Америка, около трёх десятков азиатских и почти два десятка африканских стран заняли более высокие позиции.
Среди 13 постсоветских республик, включённых в рейтинг, Казахстан стал 12-м, предпоследним. Вот как выглядят показатели стран, прежде входивших в состав СССР: Эстония – 578 баллов, Литва – 560 («высокий уровень»), Грузия – 543, Беларусь – 539, Армения – 537, Молдова – 536, Украина – 535, Россия – 532 («средний уровень»), Азербайджан, занимающий вместе с Турцией два последних места в Европе, – 462, Кыргызстан – 457 («низкий уровень»), Узбекистан – 439, Казахстан – 427, Таджикистан – 412 («очень низкий уровень»). Результат Монголии, которую в советские времена полушутя-полусерьёзно называли 16-й республикой СССР, – 464, или на 37 больше, чем наш. Похожий расклад был и в прошлом году, и в позапрошлом, так что особых изменений не произошло.
В то же время просматривается другая тенденция, которая не может не печалить. Речь идёт о самой младшей возрастной категории участников – тех, кому исполнилось от 18 до 20 лет, то есть вчерашних школьниках. Если в 2022-м представители Казахстана, входившие в эту группу, набрали в среднем 412 балла, то в прошлом году – 359, а в нынешнем – 352 (крайне слабый результат!). Это может означать, что уровень владения английским среди выпускников наших школ падает, тогда как в большинстве других стран он, напротив, растёт.
Например, в Узбекистане средний балл, набранный 18-20-летними участниками тестирования, за последние два года увеличился с 386 до 407. То есть если в 2022-м наши юноши и девушки опередили узбекских сверстников на 26 баллов, то теперь проиграли им 55! К слову, наши южные соседи взялись за реализацию различных образовательных программ, направленных на совершенствование изучения школьниками English, чего не наблюдается у нас.
Юные белорусы из самой младшей возрастной группы набрали в среднем 520 баллов (+46 по сравнению с теми, кто входил в неё два года назад), украинцы – 513 (+7), россияне – 481 (+5) и т.д. Хотя по числу учителей английского языка (их у нас насчитывается в общей сложности около 30 тысяч) в расчёте на каждую тысячу школьников Казахстан опережает все названные страны. Как говорят казахи, «саны бар, сапасы жоқ».
Оснований надеяться на то, что в обозримой перспективе выпускники отечественных школ будут знать английский лучше, чем нынешние, нет. Хотя бы потому, что последние изучали его с 1-го класса, а теперь преподавание English начинается лишь с 3-го. Соответствующее решение Министерство просвещения РК приняло два года назад, мотивировав его так: «Для освоения второго и третьего языков ребенку необходимо научиться читать и писать на родном». А, по сути, оно пошло на поводу у тех, кто считает, что раннее приобщение к иностранным языкам идёт в ущерб интересам государственного, казахского. Некоторые сторонники такого подхода, заседающие в парламенте, недавно призвали и вовсе отменить в начальной школе, то есть вплоть до 5-го класса, изучение всех других языков, кроме родного. Тогда как в том же Узбекистане уроки английского проводятся уже для "первашей", причем во всех общеобразовательных учреждениях.
Ещё одна особенность соседней страны: там максимальный разрыв между показателями разных регионов составил 79 баллов – от 384-х в Джизакской области до 463-х в Ташкентской (участники из самой столицы республики набрали в среднем 457). А в Казахстане он почти вдвое больше – от 320 в Карагандинской области до 476 в Алматы (разница достигает 156 баллов!).
Вообще, видеть карагандинцев среди аутсайдеров несколько непривычно. А вот низкие показатели южных областей – Жамбылской (356), Туркестанской (360), Кызылординской (370) – вряд ли кого-то удивят: похожую картину мы наблюдаем по итогам многих других международных исследований, так или иначе касающихся образовательной сферы. И вряд ли причину надо искать в высоком удельном весе сельского населения. Скажем, результат города Кызылорды (352) оказался на 18 баллов ниже, чем в целом областной. Близкий к нему уровень владения английским продемонстрировали участники из Тараза (359), Шымкента (360). Это значительно хуже показателей таких нищих и отсталых стран, как Руанда (401), Сомали (399), Йемен (394).
В лидерах же среди регионов Казахстана, помимо обеих столиц, оказались Акмолинская (468), Костанайская (459), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (по 453), Актюбинская (451) и Северо-Казахстанская области (434). Словом, преимущественно север страны. Нефтегазовые области запада – Мангистауская (427), Западно-Казахстанская (423), Атырауская (422) – показали результаты, близкие к среднереспубликанскому.
Интересно, наши чиновники от образования изучают и анализируют итоги таких исследований?