АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстан – по-прежнему аутсайдер в мировом рейтинге владения английским

Казахстан – по-прежнему аутсайдер в мировом рейтинге владения английским

13.11.2024, автор Жандос Асылбеков.

RU KZ EN
Вчера, 13 ноября, международная образовательная организация Education First обнародовала новый ежегодный рейтинг EF English Proficiency Index (EF EPI), который отражает уровень владения английским языком в неанглоязычных странах и основан на результатах тестирования, проведённого в 2024-м. По сравнению с тем, что было год назад, Казахстан чуть улучшил свои позиции, но остался в группе аутсайдеров, расположившись ниже, чем, скажем, Кыргызстан и Узбекистан.

Сдать стандартизированный тест, позволяющий оценить навыки чтения и восприятия английской речи на слух, в онлайн-режиме могли все желающие не младше 18 лет, то есть совершеннолетние люди, окончившие школы. Средний возраст участников, а их на сей раз набралось свыше двух миллионов, составил 26 лет. При этом в итоговый рейтинг были включены только те страны, в каждой из которых тестирование охватило не менее чем 400 человек. Таких оказалось 116 – в большинстве из них количество участников исчислялось тысячами и даже десятками тысяч. В зависимости от показанных результатов они распределены по пяти группам: страны с очень высоким уровнем владения английским – от 700 до 600 баллов, с высоким – от 599 до 550, со средним – от 549 до 500, с низким – от 499 до 450, с очень низким – 449 и меньше.

Наши соотечественники набрали в среднем 427 баллов – на двенадцать больше, чем в прошлом году, что, впрочем, не даёт оснований для оптимизма: прежде показатель Казахстана тоже колебался в пределах от 412 до 426 (он то возрастал, то снижался). А главное – мы остаёмся в компании тех стран, где уровень владения English является одним из самых низких в мире. Согласно классификации EF EPI, это означает, что среднестатистический участник от нашей республики в состоянии понять простые тексты, рассказать о себе в очень общих чертах (назвать имя, возраст, место проживания), а, например, в разговоре с иностранным гостем дать ему элементарные пояснения – но не больше. Следующий же уровень, просто низкий, подразумевает способность ориентироваться в англоговорящей стране в качестве туриста, поддерживать беседу с коллегами, понимать тексты электронных писем средней сложности. На эту ступень, вторую снизу, наша страна за 12 лет участия в EF English Proficiency Index ни разу не поднималась.

Если в прошлом году Казахстан занял в рейтинге 104-е место среди 113 государств, то теперь – 103-е место среди 116. Ниже расположились только Оман, Саудовская Аравия, Таиланд, Ирак, Бенин, Таджикистан, Ангола, Камбоджа, Ливия, Руанда, Кот д,Ивуар, Сомали и Йемен. Тогда как вся Европа, вся Латинская Америка, около трёх десятков азиатских и почти два десятка африканских стран заняли более высокие позиции.

Среди 13 постсоветских республик, включённых в рейтинг, Казахстан стал 12-м, предпоследним. Вот как выглядят показатели стран, прежде входивших в состав СССР: Эстония – 578 баллов, Литва – 560 («высокий уровень»), Грузия – 543, Беларусь – 539, Армения – 537, Молдова – 536, Украина – 535, Россия – 532 («средний уровень»), Азербайджан, занимающий вместе с Турцией два последних места в Европе, – 462, Кыргызстан – 457 («низкий уровень»), Узбекистан – 439, Казахстан – 427, Таджикистан – 412 («очень низкий уровень»). Результат Монголии, которую в советские времена полушутя-полусерьёзно называли 16-й республикой СССР, – 464, или на 37 больше, чем наш. Похожий расклад был и в прошлом году, и в позапрошлом, так что особых изменений не произошло.

В то же время просматривается другая тенденция, которая не может не печалить. Речь идёт о самой младшей возрастной категории участников – тех, кому исполнилось от 18 до 20 лет, то есть вчерашних школьниках. Если в 2022-м представители Казахстана, входившие в эту группу, набрали в среднем 412 балла, то в прошлом году – 359, а в нынешнем – 352 (крайне слабый результат!). Это может означать, что уровень владения английским среди выпускников наших школ падает, тогда как в большинстве других стран он, напротив, растёт.


Например, в Узбекистане средний балл, набранный 18-20-летними участниками тестирования, за последние два года увеличился с 386 до 407. То есть если в 2022-м наши юноши и девушки опередили узбекских сверстников на 26 баллов, то теперь проиграли им 55! К слову, наши южные соседи взялись за реализацию различных образовательных программ, направленных на совершенствование изучения школьниками English, чего не наблюдается у нас.

Юные белорусы из самой младшей возрастной группы набрали в среднем 520 баллов (+46 по сравнению с теми, кто входил в неё два года назад), украинцы – 513 (+7), россияне – 481 (+5) и т.д. Хотя по числу учителей английского языка (их у нас насчитывается в общей сложности около 30 тысяч) в расчёте на каждую тысячу школьников Казахстан опережает все названные страны. Как говорят казахи, «саны бар, сапасы жоқ».

Оснований надеяться на то, что в обозримой перспективе выпускники отечественных школ будут знать английский лучше, чем нынешние, нет. Хотя бы потому, что последние изучали его с 1-го класса, а теперь преподавание English начинается лишь с 3-го. Соответствующее решение Министерство просвещения РК приняло два года назад, мотивировав его так: «Для освоения второго и третьего языков ребенку необходимо научиться читать и писать на родном». А, по сути, оно пошло на поводу у тех, кто считает, что раннее приобщение к иностранным языкам идёт в ущерб интересам государственного, казахского. Некоторые сторонники такого подхода, заседающие в парламенте, недавно призвали и вовсе отменить в начальной школе, то есть вплоть до 5-го класса, изучение всех других языков, кроме родного. Тогда как в том же Узбекистане уроки английского проводятся уже для "первашей", причем во всех общеобразовательных учреждениях.

Ещё одна особенность соседней страны: там максимальный разрыв между показателями разных регионов составил 79 баллов – от 384-х в Джизакской области до 463-х в Ташкентской (участники из самой столицы республики набрали в среднем 457). А в Казахстане он почти вдвое больше – от 320 в Карагандинской области до 476 в Алматы (разница достигает 156 баллов!).

Вообще, видеть карагандинцев среди аутсайдеров несколько непривычно. А вот низкие показатели южных областей – Жамбылской (356), Туркестанской (360), Кызылординской (370) – вряд ли кого-то удивят: похожую картину мы наблюдаем по итогам многих других международных исследований, так или иначе касающихся образовательной сферы. И вряд ли причину надо искать в высоком удельном весе сельского населения. Скажем, результат города Кызылорды (352) оказался на 18 баллов ниже, чем в целом областной. Близкий к нему уровень владения английским продемонстрировали участники из Тараза (359), Шымкента (360). Это значительно хуже показателей таких нищих и отсталых стран, как Руанда (401), Сомали (399), Йемен (394).


В лидерах же среди регионов Казахстана, помимо обеих столиц, оказались Акмолинская (468), Костанайская (459), Павлодарская, Восточно-Казахстанская (по 453), Актюбинская (451) и Северо-Казахстанская области (434). Словом, преимущественно север страны. Нефтегазовые области запада – Мангистауская (427), Западно-Казахстанская (423), Атырауская (422) – показали результаты, близкие к среднереспубликанскому.

Интересно, наши чиновники от образования изучают и анализируют итоги таких исследований?

Похожие статьи

На юге Казахстана английским владеют хуже, чем в самых отсталых странах
25.12.2023, автор Жандос Асылбеков.
Стоит ли противопоставлять казахскому языку иностранные?
18.10.2024, автор Жандос Асылбеков.
Перевод казахского языка на латиницу: между политикой и прагматизмом
7.10.2024, автор Бауыржан Маханов.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
В казахских классах уровень грамотности намного ниже, чем в русских?
14.12.2023, автор Жандос Асылбеков.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Казахстан – по-прежнему аутсайдер в мировом рейтинге владения английским