АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Национальная образовательная платформа РК: кто и как должен ее формировать?

Национальная образовательная платформа РК: кто и как должен ее формировать?

9.12.2024, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
После подписания в июне этого года меморандума между Министерством просвещения и Freedom Holding Corp. о взаимном сотрудничестве по развитию Единой национальной образовательной платформы в интересах одной дочерней компании холдинга и последовавшего затем Открытого письма консорциума казахстанских EdTech-компаний на имя Президента Токаева К.К. о недопустимости монополизации рынка вопрос дальнейшей цифровизации системы среднего образования находится на особом контроле как Главы государства, так и профильных органов национальной безопасности. В ноябре текущего года Агентство по защите конкуренции РК обязало Министерство просвещения не допускать совершения действий, противоречащих законодательству РК в области защиты конкуренции.

Однако это не отменяет задачу, поставленную Президентом перед Министерством просвещения еще в 2020 году: создать Единую национальную образовательную платформу. При этом в Минпросе до сих пор отсутствует четкое ее видение – нет архитектуры, нет концепции, нет технико-экономического обоснования, одна лишь дежурная презентация. Так какой же должна быть по-настоящему эффективная единая национальная образовательная платформа и какая экономическая модель необходима для развития и постоянного совершенствования цифровизации важнейшей социальной отрасли?

Опыт других стран показывает, что модератором процесса цифровизации образования может и должно быть только государство. Даже в технологически развитых странах мира ядро экосистемы цифровизации – все бОльшие базы персональных данных (тем более несовершеннолетних детей) – размещаются только под госконтролем, на защищенных государственных серверах. Только таким способом и возможно обеспечение «цифрового суверенитета» страны. Казахстанское законодательство также предписывает размещение критически важных объектов информационно-коммуникационной инфраструктуры на государственных серверах.

Только у государства есть право и возможность формирования единых правил игры в отрасли и технических требований, реализующих государственные стандарты образования страны. А в конечном счете именно государство и должно выступать регулятором всей экосистемы цифровых услуг в системе среднего образования.

Фактически речь должна идти о создании взаимосвязанной экосистемы цифровых казахстанских компаний, которые предоставят образовательные цифровые сервисы с интеграциями к национальной образовательной базе данных, находящейся в руках государства и под государственным контролем, и создадут конкурентный рынок электронных услуг в системе образования.


Принципиальным отличием от продвигаемого сейчас подхода является то, что данная экосистема будет создаваться под эгидой государства и в интересах государства с привлечением компетенций и инвестиций всех рыночных казахстанских ИТ-компаний, а не отдельного финансового холдинга, подминающего под себя рынок.

Значимость государственного подхода подчеркивают и сами профессиональные участники.

Фарида Акшолакова, директор и соучредитель CEO Bilimal (Карагандинская область):

«Как неоднократно указывал Президент, качественное образование подрастающего поколения является приоритетом для государства и его политики, это инвестиция в будущее страны.

Информатизация должна упрощать деятельность учителей (освобождать от бюрократии) и позволять им совершенствовать качество предоставляемых услуг. Поэтому отечественному рынку образования требуются качественные информационные продукты, а без соблюдения принципов честной конкуренции получить их невозможно. В случае монополизации рынка информационных систем образования в Казахстане государство получит регресс в этой области и не достигнет поставленных целей, а это будет означать потерю будущего нашей страны.

Сейчас же вместо разработки концепции и архитектуры образовательной платформы, ее технико-экономического обоснования Министерство просвещения принимает решение просто отдать весь рынок услуг одному разработчику, так сказать, на аутсорсинг. Что фактически и создает «монополию частника» в противовес необходимой «монополии государства».


Мухит Бектаев, основатель и директор ТОО Bilim.App:

«Увы, мы столкнулись с четко отработанной схемой захвата рынка информатизации образования, цель которой – создать искусственную монополию в лице ТОО Bilim Land. В некоторых областях уже практически все школы приобрели продукцию исключительно у этой компании без проведения конкурсных процедур (способом из одного источника путем прямого заключения договора). Налицо явное лоббирование ее интересов некими высокопоставленными чиновниками. Иначе как объяснить, что все 25 млрд тенге, выделенные государством в период 2017-2023 гг. на услуги дистанционного обучения, были освоены единым поставщиком - группой компаний ТОО Bilim Media Group. Речь идет о заключенных со всеми школами страны (на тот момент 6906 школ) договоров на онлайн–подписку к онлайн-платформам Online-mektep и Bilim Class».

Фарида Акшолакова:

«Способ закупок из одного источника – это всегда коррупционные риски. В нормальной системе в тендере участвуют все заинтересованные компании, а уже в процессе происходит отбор с учетом соответствия технической спецификации, необходимой документации, качества продукта и т.д.»

Складывается ощущение, что происходит реинкарнация госпрограммы E-Learning, которая реализовывалась в 2011-2013 годах под эгидой МОН. На нее было затрачено порядка 35 миллиардов тенге (по курсу того периода времени порядка 200 миллионов долларов!), но использовались эти бюджетные средства крайне неэффективно. Плюс сама госпрограмма была недоработана и, как следствие, потерпела полное фиаско. Сейчас на рынке цифровизации образования искусственно создается такой же монополист, но уже в лице частной компании, а не государства.


Не пора ли профильному Министерству всерьез отнестись к поручению Президента? Если оно не в состоянии справиться с этой задачей, то пусть организует диалоговую площадку, куда пригласит людей с опытом работы в данной сфере, чтобы совместно разработать грамотную госпрограмму в интересах общества и государства.

Мухтар Ильясов, директор ТОО «Күнделік»:

«Государство дает деньги (и это большие деньги!), но не может вести учет и контроль финансов, обеспечить эффективность их использования».

Из года в год в Казахстане государственные расходы на образование растут и в 2024-м составят порядка 3-х триллионов тенге только на среднее образование (и это лишь операционные расходы), но при этом нет правильного централизованного финансирования фундамента – цифровой платформы образования с интеграцией различных цифровых решений от бизнеса.

Выходом из ситуации могло бы стать использование порядка 0,5% от существующей схемы подушевого финансирования школ на централизованную оплату общей экосистемы цифровых услуг. Дополнительных расходов на цифровизацию не нужно, требуется справедливая оплата создания и повседневной работы цифровых сервисов, с помощью которых процессы расходования государственных средств в образовании на каждого учащегося становятся счетными и прозрачными.

Переход к подобному предоставлению цифровых услуг в системе образования, с внутренним механизмом подушевого финансирования снимает сразу несколько проблем:

• Уходит нездоровая конкуренция между компаниями в этом сегменте.

• Отсутствие одного частного монополиста позволяет государству работать по прозрачным тарифам с компаниями, предлагающими различные цифровые продукты.

• Все бОльшие данные аккумулируются на государственных серверах. Обеспечивается цифровой суверенитет Казахстана.

• У низовых организаций образования исчезает пространство для маневра с завышением количества учеников/учителей, учебных часов, дополнительных секций, классного руководства и т.п.

• Недобросовестные цифровизаторы перестанут завышать свои цены на услуги, которые порой тяжело обосновать, а также проконтролировать уполномоченным органам. Добросовестные цифровые компании внесут более весомый вклад и создадут более качественные продукты при наличии гарантии со стороны государства.

Профессиональные участники отмечают: «Не нужно каких-то дополнительных расходов в рамках существующего финансирования, надо просто правильно перераспределить небольшую долю расходов на функционирование цифровых сервисов. Их государство «отобьет» за счет минимизации коррупции и приписок в системе среднего образования».

Но самое главное – в государственных руках будут находиться основные базы данных пользователей (примеры: государственные базы данных физических и юридических лиц - ГБДФЛ и ГБДЮЛ), основные системы финансирования и прозрачного контроля государственных средств. А разные виды образовательных цифровых сервисов могут предоставляться малым и средним бизнесом: различными ИТ-компаниями, у которых есть ясная и понятная бизнес-модель взаимодействия с государством.


Государство при системном подходе не только сможет внедрить национальную цифровую экосистему – Единую национальную образовательную платформу, но и дать мощный импульс развитию ИТ-индустрии Казахстана, в частности, EdTech-проектов с применением самых современных технологий больших данных (Big Data) и искусственного интеллекта (AI). Опыт других стран показывает, что первый толчок появлению действительно прорывных цифровых продуктов первоначально дает государство как заказчик. Сейчас в Казахстане очень мало примеров успешности ИТ-стартап-компаний и венчурного инвестирования, выхода этих проектов на зарубежные рынки.

И в заключение нужно отметить, что казахстанские компании предлагают правильные подходы в сфере цифровизации образования, но возникает вопрос: почему ответственные за эту сферу чиновники их не слышат?

Похожие статьи

Почему цифровизация образования Казахстана оказалась на грани срыва?
15.10.2024, автор Асем Избасарова.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
Чем опасна монополизация больших цифровых данных?
30.09.2024, автор Асем Избасарова.
Можно ли говорить о картельном сговоре в системе электронного образования?
12.11.2024, автор Асем Избасарова.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Национальная образовательная платформа РК: кто и как должен ее формировать?