АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Почему в Казахстане не ценится «человек труда», и как вернуть ему престиж?

Почему в Казахстане не ценится «человек труда», и как вернуть ему престиж?

Вчера, 07:51, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
В последние годы с самых высоких трибун, в том числе с президентской, стали все чаще говорить о необходимости повышения статуса и престижа «человека труда». В частности, в 2022-м был принят трехлетний комплексный план по продвижению в обществе идеологии ценности труда, а 2025-й даже объявлен Годом рабочих профессий…

И сразу же появились инициативы, от которых попахивает кампанейщиной и показухой. К примеру, Министерство труда и социальной защиты объявило ежегодный смотр «Еңбек жолы» с целью выявления лучших трудовых династий и лучших молодых работников производства. Министерство культуры и информации организовало писательский конкурс «Ерлік пен еңбек дастаны», а также вместе с партией «Аманат» - айтыс на тему «Төрлет, еңбек адамы». И такого рода мероприятий, надо полагать, мы увидим еще немало, хотя по факту это бесполезная трата бюджетных средств. Ведь подрастающее поколение казахстанцев почти не читает книги, не интересуется, за редким исключением, поэтическими состязаниями и отраслевыми конкурсами.

В связи с этим мы решили вместе с экспертами поразмышлять над тем, какие на самом деле меры необходимо предпринять, в том числе на государственном уровне, в системе образования и воспитания, чтобы изменить менталитет молодежи, привлечь её в рабочие профессии. Причём это касается в первую очередь именно казахских юношей и девушек, поскольку, по официальной статистике, они, в отличие от представителей большинства других этносов, проживающих в Казахстане, в массе своей по-прежнему стремятся поступить в вузы и игнорируют учебные заведения системы ТиПО (аналитику на эту тему читайте здесь)

Почему в Казахстане не ценится «человек труда», и как вернуть ему престиж?

Бурихан Нурмухамедов, политолог, член Национального курултая:
«Обучение рабочим специальностям не должно быть долгим и затратным»

- Это многоплановая проблема, соответственно подходить к ее решению необходимо целостно и системно, с учетом всех сопутствующих факторов.

За последние полвека в принципе изменилось понимание как сущности самого труда, так и того, что собой представляет «человек труда». Обусловлено это тем, что на смену индустриальному обществу пришло так называемое постиндустриальное или информационное. Кроме того, не следует сбрасывать со счетов процессы глобализации и формирования «общества потребления». В результате активного развития науки и технологий стал, с одной стороны, более востребованным труд, скажем так, умственный и, с другой стороны, труд, связанный с оказанием услуг, нежели производительный. Причем данный тренд - общемировой, и с ним нельзя не считаться. Это первое.

Во-вторых, Казахстан, встав на рельсы независимого развития и при этом обладая серьезной ресурсной базой, сделал упор на добычу и экспорт нефти, газа и других полезных ископаемых. И именно эти отрасли стали основным источником доходной части бюджета. Тогда как целые направления экономики – машиностроение, обрабатывающая промышленность, производство материалов и т.д. – оказались в тяжелом кризисе, а многие тысячи трудящихся без работы. Как следствие, производительный труд отошел на второй план.

Сегодня многие рабочие профессии являются привлекательными в основном для трудовых мигрантов из менее богатых стран - Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и т.д. И это серьезная проблема, которую рано или поздно нам придется решать. Посмотрите, к примеру, какую жесткую миграционную политику предлагает Дональд Трамп, чтобы избавить США от нелегалов и защитить внутренний рынок труда. Нам тоже следует задуматься об этом, к примеру, обязав средние и крупные предприятия нанимать не менее 80% своих рабочих из числа граждан РК.


В-третьих, свою роль сыграл психологический фактор. Представители старшего поколения казахстанцев, которые в свое время занимались производительным трудом, желают своим детям и внукам «лучшей жизни», а именно высшего образования и работы в офисах, а не на заводах. Тем более что сейчас поступить в вузы гораздо проще, чем это было в советское время, когда существововал жесткий лимит набора студентов. Конечно, бывают исключения. Допустим, мой знакомый из Туркестана, который всю жизнь трудился электромонтером, отдал своих сыновей в технологический колледж, после окончания которого они остались в энергетической сфере и продолжили семейную трудовую династию...

Ели мы хотим повысить привлекательность рабочих профессий в глазах нашей молодежи, то, прежде всего, должны обеспечить ныне работающих цивилизованными условиями труда и достойными зарплатами. Плюс организовать грамотную идеологическую кампанию посредством СМИ, которые будут рассказывать и показывать, что трудиться на производстве становится выгодно и престижно. И потом, нужно избавляться от стереотипов, что получение рабочей специальности – это долго и затратно. Помню, в начале 2000-х мы с коллегами ездили в Южную Корею, где посетили завод по изготовлению магнитофонов компании LG Electronics. В основном это рутинный труд на автоматизированном конвейере, поэтому обучение рабочих занимало около месяца, после чего они сразу же приступали к своим обязанностям...

Конечно, я не призываю отказаться от технического и профессионального образования, но есть определенные специальности, где получение необходимых навыков не требует двух-трехлетней подготовки – достаточно ускоренных курсов. Причем озаботиться их организацией должны сами предприятия для своих же нужд, чтобы хотя бы частично снять с государства финансовую нагрузку. Не помешало бы также ввести в школах обучение азам рабочих профессий с возможностью прохождения производственной практики.


В целом только последовательные системные шаги позволят достичь поставленных целей.


Марат Шибутов, политолог, член Национального курултая:
«Никто не обязан себе в убыток оправдывать чужие ожидания»

- В большинстве случаев зарплаты на производстве сейчас ниже, чем в сфере услуг. При этом работа тяжелее, графика свободного нет, всегда есть риски травм и аварий, плюс требуеся более высокая квалификация. Поэтому молодежь просто делает рациональный выбор. Пока у нас такой курс национальной валюты и пока внутреннее производство проигрывает импорту, люди будут идти в торговлю и услуги, потому что там больше маржа и больше денег на зарплаты персоналу.

В реальности для современного производства уже не нужно так много рук, как это было раньше. На среднем заводе сейчас работает столько же людей, сколько в одном кафе. Автоматизация все сильнее, квалификация должна быть все выше. Поэтому мне эти переживания не очень понятны. Нет у нас такого острого дефицита кадров, о котором говорят, тем более малоквалифицированных работников.

Давайте оставим людей в покое. Пусть занимаются тем, чем хотят. Командно-административной системы уже нет. Никто не обязан себе в убыток оправдывать чужие ожидания.


Айман Жусупова, социолог, руководитель проектов Eurasian center for people management:
«Студенты не должны бесцельно тратить годы, а государство – деньги»

- Есть несколько способов привлечь молодых людей в рабочие профессии, но, чтобы получить должный эффект, их следует применять в комплексе. И, в первую очередь, это адекватный нынешним реалиям уровень заработной платы и конкурентоспособный социальный пакет для рабочих.

Несколько лет назад мы провели исследование о предпочтениях поколения Z и в результате пришли к интересному выводу, что его представители достаточно рационально подходят к выбору вуза. На первом месте для них стоит не столько бренд учебного заведения, сколько востребованность и конкурентоспособность его выпускников на рынке труда. А это значит, что в числе главных мотивационных факторов доминирует высокий уровень доходов. Причем 65% молодых людей ожидают не только регулярной фиксированной заработной платы, но и получения дополнительных бонусов в виде премий или процентов от прибыли компании. Плюс очень большое значение они придают размеру социального пакета.

Показательно в этом плане то, что сейчас очень много желающих работать, к примеру, в горнорудной промышленности, скажем, в той же корпорации «Казахмыс». Причины банальны – более высокая оплата труда, наличие социального пакета и действующего профсоюза. Все это в комплексе повышает востребованность рабочих специальностей соответствующего профиля.


Во-вторых, немаловажное значение имеют психологические аспекты. Главной отличительной особенностью современной молодежи является ее запрос на приятную рабочую атмосферу. Он стоит в одном ряду с запросами на равные условия труда (60%), на обеспечение баланса между работой и личной жизнью (56%), на широкие возможности для карьерного роста (56%). Плюс есть запросы на нетоксичное окружение и эффективную обратную связь. Все это наши работодатели, увы, зачастую игнорируют. Но коль уж государство поставило задачу популяризировать рабочие специальности, то важно считаться с потребностями их представителей.

В-третьих, нельзя недооценивать роль рекомендаций. Как показали результаты исследования, каждый второй выпускник выбирает работодателя на основе отзывов реальных людей. Поэтому компании должны подходить к своим бизнес-презентациям «с умом» - например, через разработку стратегии продвижения социальной рекламы, в том числе с привлечением молодых рабочих, которые могли бы своими словами рассказать о достоинствах своей профессии и показать ее «изнанку». Важно учитывать, что современной молодежи близок контент, который преподносится максимально естественно и честно, как для равного собеседника, а не с менторских или назидательных позиций. Причем продвигать такой контент нужно посредством социальных сетей с привлечением инфлюенсеров в качестве интервьюеров. Республиканские телеканалы будущие выпускники давно уже не смотрят.

В-четвертых, нужно подключать бизнес-сообщество. Помню, после январских событий президент страны собрал представителей деловых кругов и призвал их взять «шефство» над ТиПО и другими образовательными учреждениями. Данный шаг мог бы стать для них формой социальной ответственности, вкладом в развитие общества. Но было ли это предложение услышано и реализовано? Сказать сложно. Очевидно, что многие учреждения ТиПО, особенно в регионах, до сих пор испытывают проблемы с общежитиями, материально-технической базой, оборудованием, которое очень быстро устаревает. А это страшно, поскольку обучение на старой технике - это бесцельно потраченные годы студентом и пустая трата денег государством.

Кроме того, бизнес-сообщество должно подключаться на уровне формирования профессионального заказа в отношении будущих специалистов, а учебные заведения учитывать его запросы в своей работе. Здесь очень важен взаимовыгодный процесс, но то, как его правильно выстроить, – отдельная тема.


Ну и, в-пятых, необходимо проводить конкурсы, массовые мероприятия с участием представителей той или иной отрасли. Можно, к примеру, организовывать что-то вроде «слетов молодых рабочих». Идея не моя, но напомню, что такие подходы активно практиковались в советское время, и это всегда оказывало позитивное влияние на престиж профессий и на моральный дух самих трудящихся.

Похожие статьи

Светит ли казахским писателям Нобелевская премия?
31.07.2024, автор Бауыржан Маханов.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Почему в Казахстане не ценится «человек труда», и как вернуть ему престиж?