АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстан и внешняя политика: как быть «средней державе» в 2025 году?

Казахстан и внешняя политика: как быть «средней державе» в 2025 году?

Вчера, 06:29, автор Виктор Долгов.

RU KZ EN
Динамика внешнеполитических процессов к концу 2024 года существенно прибавила оборотов. Трансформация американоцентричного либерального миропорядка видна уже даже самым закоренелым скептикам. Более того, есть признаки, на основе которых можно осторожно утверждать, что даже сами американские политические элиты готовы пойти на взлом остающихся фрагментарных «правил игры». Как «средним державам», в том числе и Казахстану, предстоит выживать в наступающем 2025 году?

Дональд Трамп, еще даже формально не вступив в президентскую должность, сразу берет «быка за рога»:

• Подтвердил тезисы избирательной кампании о предстоящем увеличении таможенных пошлин (в пределах от 10 до 25%), причем даже для верных союзников и вассалов – Канады, Мексики, Европейского союза.

• Отдельно подчеркнул свою приверженность введению практически заградительных 60-процентных пошлин для китайских товаров.

• Поставил перед официальным Киевом требование о переговорах с Москвой. И одновременно отметил, что прежних объемов военной и финансовой поддержки в 2025 году уже не будет.

• Обозначил невмешательство США в очередное обострение сирийского кризиса и одновременно с этим пригласил на собственную инаугурацию представителей курдов (привет Реджепу Эрдогану).

• Вновь провоцирует соседей и союзников вбросами о необходимости приобретения Гренландии, присоединении Канады к США, возвращении контроля над Панамским каналом.

Налицо приверженность Трампа формуле «Америка превыше всего», явный экономический национализм и сброс сомнительных геополитических обязательств по отношению к союзникам.

Важны и его тезисы относительно внутриэкономических планов: «бурить, бурить и еще раз бурить». Это означает опору новой/старой вашингтонской администрации на традиционные источники энергии для развития реального сектора экономики и параллельное снижение мировых цен на нефть – из-за увеличения предложения в США. Что предполагает снижение биржевых цен на нефть для Казахстана – надеюсь, объяснять казахстанской политической элите не надо.

Есть вероятность того, что «глубинное государство» сможет блокировать отдельные инициативы нового/старого президента США, но отменить общую политическую установку на реиндустриализацию Америки невозможно. А следовательно, Вашингтон будет разными способами защищать свой внутренний рынок от Китая и ЕС – даже такими болезненными, как повышение стоимости импорта для собственного населения.

Из тезисов Трампа вытекают вполне осязаемые последствия – сокращение доли присутствия на американском рынке сбыта потенциально замедляет рост промышленности Китая и ЕС. А это основные потребители казахстанского сырья. Интересно, Астана уже озаботилась заблаговременной диверсификацией экспортных поставок нашей нефти, металлов, угля? Ведь других свободных ниш на мировых рынках для них нет, либо они уже все заняты другими поставщиками.


Одновременно с объявлением экономических и торговых войн победа Трампа на выборах в США сразу активизировала ранее тлевшие «горячие точки». Тель-Авив, используя благоприятную ситуацию, наносит системные удары по позициям Ирана на всем Ближнем Востоке. В частности, Израиль и Турция, действуя в тандеме, завершили процесс слома светской Сирии. Теперь власть в стране принадлежит выходцам из «Аль-Каиды».

«Сирийский кейс» стал во многом хрестоматийным примером того, что бывает с политической элитой, когда она отказывается от политических и экономических реформ. У Башара Асада было четыре-пять относительно спокойных лет для трансформации страны, но он их не использовал.

В то же время и уход Асада не обещает разрядки конфликта. Контроль протурецких религиозных радикалов над Сирией во многом условен: Израиль расширил зону оккупации на юго-западе страны вплоть до Дамаска, готовность курдов отказаться от идеи автономии тоже иллюзорна (в частности, в турецких СМИ появились сведения о передаче Рабочей партии Курдистана вооружений и боеприпасов от США в середине декабря). В целом, существует высокая вероятность расширения гражданского противостояния в Сирии по ливийскому сценарию в наступающем 2025 году.

Светские политические режимы в странах Центральной Азии должны будут озаботиться рисками возвращения из зоны сирийского конфликта большой массы радикалов (по западным оценкам, они составляют до трети численности сирийских боевиков – около 7-8 тысяч). После устранения Асада они там больше не нужны. Да и сам по себе пример смещения светских властей страны может быть взят радикалами из стран Центральной Азии за образец для подражания.


В этой связи нужно отметить оперативность работы казахстанских спецслужб, которые смогли выявить и предотвратить в уходящем году 4 попытки терактов, задержали 44 лица за причастность к терроризму и экстремизму. Но в целом террористическое давление на политические режимы в Центральной Азии будет иметь потенциал к росту – и это тоже прямое следствие падения светского режима в Дамаске.

Победа Трампа может привести к сокращению поддержки (финансовой и военно-технической) Киева в конфликте с Россией. При этом ни о каком «мире за 24 часа», как он обещал во время избирательной кампании, конечно же, не может идти и речи. Просто интенсивность военных действий при дефиците вооружений и боеприпасов будет постепенно снижаться сама по себе. В таком случае стороны неизбежно приходят к необходимости переговоров – но чем дольше их затягивает Киев, тем дальше будет продвигаться Россия и, соответственно, тем больше территорий потеряет Украина по итогам этих самых переговоров.

Пока гипотетическое на данный момент завершение конфликта будет иметь системные последствия для всего постсоветского пространства – по его результатам появится ключевой региональный игрок, мнение которого в вопросах внешней, внутренней, социально-экономической политики постсоветских государств станет решающим. Как это будет работать на практике? Просто в качестве примера – от его позиции необходимо будет отталкиваться при подборе кандидатуры преемника на президентских выборах в Казахстане в 2029 году.

Таким образом, наша «средняя держава» в 2025-м столкнется с тремя основными вызовами:

• Рисками стагнации спроса на основные экспортные товары из-за торговых войн и «экономического национализма» в США;

• Ростом социальных запросов населения с параллельной радикализацией протестности (в том числе религиозно окрашенной) по сирийскому сценарию;

• Расставанием с иллюзиями относительно вовлеченности стран Запада (и конкретно США) в новую «Большую игру» вокруг Центральной Азии, против Китая и России. Да, это направление для Запада важное, но не решающее/определяющее.

Выход из складывающейся ситуации видится пока только один – повышение степени участия Казахстана в экономических и вытекающих из них политических, интеграционных проектах на пространстве Большой Евразии.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Казахстан и внешняя политика: как быть «средней державе» в 2025 году?