26.09.2024, автор Spik.kz.
Угрозы для Казахстана. Часть 3-я: неэффективная система управления
30.12.2024, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Несмотря на провозглашенные и законодательно закрепленные изменения в системе государственного управления, ожидавшихся обществом реформ в 2022-2024 годах так и не произошло. Парламент, правительство, местные исполнительные органы власти остаются несамостоятельными в принятии решений и лишь обслуживают, каждый на своем уровне, установки и поручения, исходящие из центра, непосредственно не участвуя ни в их выработке, ни в корректировке. Тем самым они де-факто не несут персональной ответственности за выбранный курс развития, а выступают в роли технических исполнителей.
Осложняет ситуацию то, что бюрократическая система имеет очень большую склонность к самовоспроизводству. В таких условиях возможность локализации ключевых для полноценного функционирования государства рисков и угроз обрастает дополнительными вызовами. Как пример можно привести практику вскрытия коррупционных схем, последующие за этим громкие аресты и жесткие судебные приговоры, а затем воспроизводство аналогичных практик, но уже с другими бенефициарами. После чего всё идёт по новой: очередная коррупционная схема, очередной скандал и очередная громкая «посадка». То есть бюрократический аппарат показывает свою принципиальную «нереформируемость» и «необучаемость».
Задача создания новой, независимой от субъективных факторов модели государственного управления, которая перестанет ориентироваться исключительно на взгляды первого лица страны, сегодня даже не озвучивается. «Горизонт планирования» политических госслужащих так и остается в рамках одного избирательного цикла, чего уже явно недостаточно для купирования внешнеполитических и социально-экономических вызовов, стоящих перед Казахстаном. Государственные управленцы по-прежнему живут в соответствии с принципом «после нас хоть потоп», несмотря на смену политической парадигмы, вызванную необходимостью построения нового Казахстана. К которому, как заявляет верховная власть, должен прилагаться профессиональный и ответственный госаппарат.
Результатом многочисленных экспериментов, имевших целью модернизацию системы государственной службы, но в итоге провалившихся, стали жесточайший кадровый голод и наполнение ее временщиками, что напрямую сказалось на качестве госаппарата. Негативный эффект выразился в снижении степени ответственности за курируемые направления: это касается даже управленцев высшего звена – министров, глав регионов, не говоря уже о нижестоящих уровнях власти.
В случае разного рода ЧП они либо отмалчиваются, либо начинают оправдываться или перекладывать вину на чужие плечи. И с каждым годом такие поведенческие характеристики только усиливаются, что в условиях «Нового Казахстана» выглядит вызывающим и противоестественным. Также налицо дефицит профессионализма и компетентности, низкая степень адекватности при оценке стратегических рисков для страны, неудовлетворительное качество реализации ключевых программ и стратегий развития.
Такое положение вещей неизменно ведет:
1. К росту общественного недовольства работой госаппарата, к публичным требованиям отправить в отставку тех или иных управленцев, провести в их отношении проверки и расследования;
2. К падению авторитета госслужбы как среди граждан, так и среди потенциальных кандидатов на статус госслужащих;
3. К принятию недальновидных управленческих решений и, как следствие, к всплеску социальной напряженности, снижению экономического роста, ущербу национальным интересам, искусственному сужению коридора возможностей дальнейшего развития;
4. К невозможности создания эффективной системы контроля, что давно уже стало очевидным на примере реализации многочисленных госпрограмм, когда «ставят на утрату» одни, не достигнув намеченных показателей и даже не отчитавшись по ним, после чего сразу же принимают другие программы, ставящие такие же цели. Это приводит к необоснованным (и значительным) бюджетным тратам, вызывает у граждан сомнения в уровне профессиональных компетенций государственных управленцев.
Произошедшее после январских событий 2022 года смещение традиционных центров силы привело к образованию пустот в теле власти, которые постепенно заполняются политическим суррогатом. Сегодня, в условиях транзитного периода, «старая элита» (или, во всяком случае, ее основной костяк) оказалась не у дел, а новая еще не успела сформироваться.
Последствия этого процесса предсказуемы:
1. Межэлитные столкновения;
2. Передел сфер бизнес-влияния, собственности;
3. Создание новых «серых зон» для вывода капиталов за рубеж;
4. Рост протестных настроений, экстремизма и радикализма;
5. В конечном счете новая дестабилизация, угроза попытки государственного переворота.
Продолжение следует…
Часть 1-я: кризис доверия к государству и власти – здесь
Часть 2-я: невнятная идеология и «ловушка популизма» - здесь
Осложняет ситуацию то, что бюрократическая система имеет очень большую склонность к самовоспроизводству. В таких условиях возможность локализации ключевых для полноценного функционирования государства рисков и угроз обрастает дополнительными вызовами. Как пример можно привести практику вскрытия коррупционных схем, последующие за этим громкие аресты и жесткие судебные приговоры, а затем воспроизводство аналогичных практик, но уже с другими бенефициарами. После чего всё идёт по новой: очередная коррупционная схема, очередной скандал и очередная громкая «посадка». То есть бюрократический аппарат показывает свою принципиальную «нереформируемость» и «необучаемость».
Задача создания новой, независимой от субъективных факторов модели государственного управления, которая перестанет ориентироваться исключительно на взгляды первого лица страны, сегодня даже не озвучивается. «Горизонт планирования» политических госслужащих так и остается в рамках одного избирательного цикла, чего уже явно недостаточно для купирования внешнеполитических и социально-экономических вызовов, стоящих перед Казахстаном. Государственные управленцы по-прежнему живут в соответствии с принципом «после нас хоть потоп», несмотря на смену политической парадигмы, вызванную необходимостью построения нового Казахстана. К которому, как заявляет верховная власть, должен прилагаться профессиональный и ответственный госаппарат.
Сегодня, как и прежде, карьера любого государственного менеджера зависит не от состояния дел на вверенном участке работы или симпатий к нему со стороны населения того или иного региона, а от благосклонности назначившего его руководителя. Кстати, отсюда и лживые отчеты, показуха и «потемкинские деревни»: главное – засветиться перед начальником. И так на всех уровнях госуправления.
Результатом многочисленных экспериментов, имевших целью модернизацию системы государственной службы, но в итоге провалившихся, стали жесточайший кадровый голод и наполнение ее временщиками, что напрямую сказалось на качестве госаппарата. Негативный эффект выразился в снижении степени ответственности за курируемые направления: это касается даже управленцев высшего звена – министров, глав регионов, не говоря уже о нижестоящих уровнях власти.
В случае разного рода ЧП они либо отмалчиваются, либо начинают оправдываться или перекладывать вину на чужие плечи. И с каждым годом такие поведенческие характеристики только усиливаются, что в условиях «Нового Казахстана» выглядит вызывающим и противоестественным. Также налицо дефицит профессионализма и компетентности, низкая степень адекватности при оценке стратегических рисков для страны, неудовлетворительное качество реализации ключевых программ и стратегий развития.
Госаппарат привык плыть по течению в уже заданном верховной властью фарватере. Он лишён самостоятельности в принятии решений, боится брать на себя инициативу и даже в кризисных ситуациях, когда необходимо предпринимать срочные меры, ждёт указаний сверху. У него отсутствует видение будущего, в том числе по причине недостатка необходимых знаний и компетенций.
Такое положение вещей неизменно ведет:
1. К росту общественного недовольства работой госаппарата, к публичным требованиям отправить в отставку тех или иных управленцев, провести в их отношении проверки и расследования;
2. К падению авторитета госслужбы как среди граждан, так и среди потенциальных кандидатов на статус госслужащих;
3. К принятию недальновидных управленческих решений и, как следствие, к всплеску социальной напряженности, снижению экономического роста, ущербу национальным интересам, искусственному сужению коридора возможностей дальнейшего развития;
4. К невозможности создания эффективной системы контроля, что давно уже стало очевидным на примере реализации многочисленных госпрограмм, когда «ставят на утрату» одни, не достигнув намеченных показателей и даже не отчитавшись по ним, после чего сразу же принимают другие программы, ставящие такие же цели. Это приводит к необоснованным (и значительным) бюджетным тратам, вызывает у граждан сомнения в уровне профессиональных компетенций государственных управленцев.
Произошедшее после январских событий 2022 года смещение традиционных центров силы привело к образованию пустот в теле власти, которые постепенно заполняются политическим суррогатом. Сегодня, в условиях транзитного периода, «старая элита» (или, во всяком случае, ее основной костяк) оказалась не у дел, а новая еще не успела сформироваться.
Эту ситуацию в своих интересах используют политические дельцы. Являя собой образцы отрицательной кадровой селекции, они обречены на неудачу в равной, конкурентной борьбе, но сложившаяся именно сейчас конфигурация сил позволяет им захватывать не ограниченные системой сдержек и противовесов (по причине ее неэффективности) обширные зоны влияния в системе власти.
Последствия этого процесса предсказуемы:
1. Межэлитные столкновения;
2. Передел сфер бизнес-влияния, собственности;
3. Создание новых «серых зон» для вывода капиталов за рубеж;
4. Рост протестных настроений, экстремизма и радикализма;
5. В конечном счете новая дестабилизация, угроза попытки государственного переворота.
Продолжение следует…
Часть 1-я: кризис доверия к государству и власти – здесь
Часть 2-я: невнятная идеология и «ловушка популизма» - здесь
Похожие статьи
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
В ожидании кризисов 2025-го: как Казахстану смягчить их удары?
10.12.2024, автор Сауле Исабаева.