22.11.2024, автор Виктор Долгов.
Слова «цифровой суверенитет» для КТЖ – пустой звук?
Вчера, 13:04, автор Бауыржан Маханов.
RU
KZ
EN
Руководство АО «Казахстан Темир Жолы», национального оператора железнодорожных перевозок, любит подчеркивать свою приверженность курсу на ускоренную цифровизацию отрасли и даже заявлять о своих претензиях на лидерство в данной сфере. Например, не так давно оно анонсировало разработку и внедрение собственной системы искусственного интеллекта. Но, наверное, прежде чем ставить столь амбициозные цели, нужно сначала решить куда более простые и прозаические задачи, связанные с использованием цифровых технологий в повседневной практической деятельности компании…
Вот уже много лет КТЖ пользуется разработанной в соседней РФ для ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) автоматизированной системой оперативного управления перевозками – АСОУП-1. Разумеется, не бесплатно. АСОУП-1 предполагает создание и поддержание в режиме реального времени информационной модели перевозочного процесса, посредством которой осуществляются прогнозирование и текущее планирование эксплуатационной работы железных дорог. Система позволяет вводить и обрабатывать информацию о поездах, их движении, дислокации и состоянии локомотивов и вагонов, операциях с ними и т.д.
Между тем, знающие люди уже не раз предупреждали руководство КТЖ о рисках, которые таит в себе продолжение использования зарубежного софта. Раз он не принадлежит не Казахстану, то наша национальная компания вынуждена подстраиваться под ОАО РЖД, не имея никаких гарантий, что россияне будут твердо и неукоснительно выполнять принятые ими на себя обязательства. Кроме того, КТЖ не может модифицировать АСОУП-1, сделать её более функциональной с учётом потребностей бизнеса. При выявлении в ней каких-то ошибок казахстанская сторона не вправе самостоятельно заниматься их устранением. А в случае простоя системы она будет нести не только финансовые, но и репутационные потери, могут возникнуть угрозы, связанные с нарушением безопасности железнодорожного движения.
Назрела необходимость иметь резервную (или аварийную, кому как нравится) систему оперативного управления перевозками на случай остановки или некорректной работы АСОУП-1. Это также означает, что все участники перевозочного процесса должны получить достаточный уровень компетенций для того, чтобы в случае возникновения нештатной ситуации оперативно и безболезненно перестроиться на резервный режим. Соответственно нужно готовить их, проводить регулярные учения.
А в идеале пора уже разработать и внедрить собственную систему, чтобы не быть зависимыми ни от кого. Как это сделали, например, в Беларуси, где посчитали АСОУП-1 устаревшей, не отвечающей современным требованиям, и создали свой комплекс «Информационно-аналитическая система принятия управленческих решений для грузовых перевозок» – ИАС ПУР ГП. В Азербайджане приступили к созданию взаимосвязанных национальных систем «Управление грузоперевозками», «Управление грузово-коммерческой работы», «Управление локомотивными бригадами», которые позволят автоматизировать движение по стальным магистралям и в целом их эксплуатацию. По пути автономного развития автоматизации решило идти и АО «Узбекистон темир йуллари».
В этой связи можно вспомнить, как в 2016-м и 2020-м годах контрольный пакет акций (75 процентов) АО «Транстелеком», которое создавалось исключительно как дочерняя структура КТЖ, призванная заниматься именно цифровизацией, был почти за бесценок – в 11 раз дешевле балансовой стоимости – передан частным компаниям, аффилированным с Нурали Алиевым. И теперь КТЖ платит своей бывшей «дочке» за оказываемые ею услуги сотни миллионов, если не миллиарды тенге ежегодно. При этом его руководство то и дело выступает с громкими заявлениями, касающимися создания облачных сервисов, искусственного интеллекта и других грандиозных цифровых проектов.
Может, руководству КТЖ сначала стоит навести порядок в системах, обеспечивающих автоматизацию рутинных и ежедневно необходимых производственных процессов, а уже потом замахиваться на что-то большее?
Вот уже много лет КТЖ пользуется разработанной в соседней РФ для ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) автоматизированной системой оперативного управления перевозками – АСОУП-1. Разумеется, не бесплатно. АСОУП-1 предполагает создание и поддержание в режиме реального времени информационной модели перевозочного процесса, посредством которой осуществляются прогнозирование и текущее планирование эксплуатационной работы железных дорог. Система позволяет вводить и обрабатывать информацию о поездах, их движении, дислокации и состоянии локомотивов и вагонов, операциях с ними и т.д.
Наверное, на каком-то этапе применение российской разработки было оправданным. Но за прошедшие годы она, во-первых, морально устарела. А, во-вторых, казахстанская национальная компания оказалась в зависимости от РЖД. И в дни, когда отмечалось наступление Нового года, россияне, как нам стало известно из надежных источников, затеяли обновление программного обеспечения, при этом «забыв» вовремя предупредить партнеров из КТЖ. В результате казахстанская сторона в течение двух суток, 31 декабря и 1 января, не имела доступа к АСОУП-1, то есть лишилась на этот период возможности пользоваться системой, фактически оставшись слепоглухой. Если эта информация является достоверной, то возникает целый ряд вопросов и нехороших предположений.
Между тем, знающие люди уже не раз предупреждали руководство КТЖ о рисках, которые таит в себе продолжение использования зарубежного софта. Раз он не принадлежит не Казахстану, то наша национальная компания вынуждена подстраиваться под ОАО РЖД, не имея никаких гарантий, что россияне будут твердо и неукоснительно выполнять принятые ими на себя обязательства. Кроме того, КТЖ не может модифицировать АСОУП-1, сделать её более функциональной с учётом потребностей бизнеса. При выявлении в ней каких-то ошибок казахстанская сторона не вправе самостоятельно заниматься их устранением. А в случае простоя системы она будет нести не только финансовые, но и репутационные потери, могут возникнуть угрозы, связанные с нарушением безопасности железнодорожного движения.
Назрела необходимость иметь резервную (или аварийную, кому как нравится) систему оперативного управления перевозками на случай остановки или некорректной работы АСОУП-1. Это также означает, что все участники перевозочного процесса должны получить достаточный уровень компетенций для того, чтобы в случае возникновения нештатной ситуации оперативно и безболезненно перестроиться на резервный режим. Соответственно нужно готовить их, проводить регулярные учения.
А в идеале пора уже разработать и внедрить собственную систему, чтобы не быть зависимыми ни от кого. Как это сделали, например, в Беларуси, где посчитали АСОУП-1 устаревшей, не отвечающей современным требованиям, и создали свой комплекс «Информационно-аналитическая система принятия управленческих решений для грузовых перевозок» – ИАС ПУР ГП. В Азербайджане приступили к созданию взаимосвязанных национальных систем «Управление грузоперевозками», «Управление грузово-коммерческой работы», «Управление локомотивными бригадами», которые позволят автоматизировать движение по стальным магистралям и в целом их эксплуатацию. По пути автономного развития автоматизации решило идти и АО «Узбекистон темир йуллари».
Получается, что в других постсоветских странах национальные операторы железнодорожных перевозок не просто озаботились необходимостью обеспечения «цифрового суверенитета» в этой стратегически важной отрасли экономики, но и предпринимают конкретные шаги в данном направлении. А для КТЖ такая задача является, видимо, какой-то третьестепенной. (Кстати, компания собирается пользоваться АСОУП-1 до 2028 года).
В этой связи можно вспомнить, как в 2016-м и 2020-м годах контрольный пакет акций (75 процентов) АО «Транстелеком», которое создавалось исключительно как дочерняя структура КТЖ, призванная заниматься именно цифровизацией, был почти за бесценок – в 11 раз дешевле балансовой стоимости – передан частным компаниям, аффилированным с Нурали Алиевым. И теперь КТЖ платит своей бывшей «дочке» за оказываемые ею услуги сотни миллионов, если не миллиарды тенге ежегодно. При этом его руководство то и дело выступает с громкими заявлениями, касающимися создания облачных сервисов, искусственного интеллекта и других грандиозных цифровых проектов.
Может, руководству КТЖ сначала стоит навести порядок в системах, обеспечивающих автоматизацию рутинных и ежедневно необходимых производственных процессов, а уже потом замахиваться на что-то большее?
Похожие статьи
Как в КТЖ выполняют поручение главы государства?
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Цифровой тенге: в чем суть, и для чего он нужен Казахстану?
24.07.2024, автор Сауле Исабаева.
Предложения «второй свежести»: зачем ВАП лоббирует дробление КТЖ?
18.07.2024, автор Виктор Долгов.