АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Сладко не будет! Без радикальных мер из бюджетного кризиса не выбраться

Сладко не будет! Без радикальных мер из бюджетного кризиса не выбраться

14.01.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Дефицит бюджета в Казахстане нарастает как снежный ком. В 2022-м он составил 2,3 трлн тенге; в 2023-м – 3,1 трлн; по итогам 2024-го ожидается в размере 3,6 трлн; в 2025-м, по самым оптимистичным расчетам, прогнозируется на уровне 4,1 трлн тенге. Как обратить эту тенденцию вспять и начать сокращать разрыв между доходами и расходами государства? Под занавес прошлого года мы провели ряд экспертных обсуждений на эту тему. Сегодня к этой дискуссии присоединяется финансовый аналитик Арман Бейсембаев.

- Как вы оцениваете шансы Казахстана на выход из бюджетного кризиса?

- Сначала нужно четко ответить самим себе на вопрос: какую экономику мы хотим построить? Если рыночную, то первое, что должны сделать, так это избавиться от всех нерыночных механизмов и приемов, искажающих рынок. Сразу предупреждаю, что данный процесс будет весьма болезненным, но другого пути у нас нет. Все остальные меры не позволят добиться сбалансированной фискальной политики. Мы все глубже и глубже будем погружаться в бюджетный и экономический кризисы со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.

Однако власти, опасаясь, видимо, роста социального недовольства и падения своих рейтингов, каждый раз выбирают более мягкие способы: переписать Налоговый кодекс, повысить КПН для банков, внедрить прогрессивную шкалу ИПН, найти дополнительные средства для закрытия «дыр» в бюджете и т.д. Но это всё - паллиативная помощь, которая позволяет нашей экономике выживать, но отнюдь не лечит ее тяжелые болезни.


А ведь в 2022 году, после январских событий и вторжения России в Украину, у государства был хороший шанс пойти на жесткие и глубокие рыночные реформы. На фоне внешних и внутренних шоков и у президента, и у правительства в том момент был очень большой кредит доверия со стороны общества. Народ не просто ожидал серьезных изменений, но и готов был пройти трудные испытания, коль потребуется. И если бы власти тогда решились на радикальные меры, в том числе ликвидацию квазигосударственных компаний, полное прекращение всех неэффективных госпрограмм, заморозку непродуктивной индексации соцвыплат и зарплат бюджетникам, то уже в 2025 году экономика начала бы потихоньку выкарабкиваться из ямы и показывать качественный рост. К сожалению, выбор снова пал на менее болезненный и при этом тупиковый сценарий…

- Тем не менее, казахстанская экономика показывает «неплохой результат», как считают в правительстве…

- Сегодня у нашего правительства лишь одна задача - экономический рост любой ценой, пусть даже за уши притянутый. При этом никто не ощущает никакого развития. Это совсем не те успехи, которые нам необходимы, а просто фикция, деньги в песок. Как если бы на одной и той же улице каждый год меняли бордюры, что позволяет показывать рост ВВП, но не приводит к повышению благосостояния людей. Все-таки для страны с маленьким населением, огромной территорией и богатыми природными ресурсами рост ВВП на 4% - категорически неудовлетворительный результат. Наша экономика способна прирастать со скоростью 10-12% в год. Фактически мы сидим на непаханом поле, но не хотим или не умеем работать.

Тем временем нерациональные траты бюджета достигли космических масштабов и породили гигантскую коррупцию. В ситуации, когда госсредства расходуются столь расточительно, людям сложно удержаться от соблазна что-то украсть. Пора бы уже научиться с умом ими распоряжаться. Минфин должен стать рачительным хозяином, планирующим госрасходы, исходя из худшего сценария и с учетом всех рисков. Но у нас с этим, судя по итогам 2024 года, серьезные проблемы: из Нацфонда на покрытие дефицита бюджета выгребли по максимуму – все поступления, весь инвестдоход...

А впереди нас ждут еще более значительные траты. Только на модернизацию системы ЖКХ требуется около 10 трлн тенге, и не очень понятно, откуда их брать. Игнорировать проблемы в этой сфере тоже нельзя, как и плачевное состояние ТЭЦ, – участились коммунальные аварии, замерзают целые города. Плюс нужны гигантские суммы на укрепление армии и правоохранительных органов, необходимость чего ярко продемонстрировали те же январские события 2022-го и усиление внешних угроз. Я уже не говорю о других сферах…

- Перейдем к рекомендациям. Какие в наших условиях вы видите наиболее эффективные способы пополнить госказну? И чем можно пожертвовать с целью сокращения ее расходов?

- Решить проблему дефицита бюджета можно двумя способами. Либо резким и существенным повышением всех без исключения налогов (особенно для недропользователей вкупе с пересмотром их контрактных обязательств). Либо серьезным урезанием бюджетных расходов, в том числе, повторюсь, через заморозку индексации пенсий, пособий, зарплат бюджетников. Плюс нужно отпустить в свободное плавание цены на всё (социальные товары, бензин, коммуналку и прочее) без возможности их регулирования, а также закрыть все неэффективные госпрограммы, остановить субсидирование большей части экономики, включая льготную ипотеку и автокредитование.


- Но ведь это может плохо отразиться на уровне жизни граждан…

- Да, может. Однако, как я уже говорил, сладко не будет. В ближайшие два года придется очень тяжело, но именно это позволит снизить инфляцию до желаемых 5% и даже ниже естественным образом – за счет сбалансирования спроса и предложения (давление на потребителей заставит бизнес спускать цены). Как следствие, Нацбанк сможет довести базовую ставку с нынешних 15% до 6-7%, соответственно та же рыночная ипотека снизится с 20% до 8-9%.

Но для этого необходимо полностью синхронизировать денежно-кредитную и фискальную политики, о чем Минфин с Нацбанком вот уже 30 лет не могут договориться. Грубо говоря, первый должен заявить об отказе от повышения расходов на социально-трудовую сферу, а второй - выработать комплекс мер по снижению инфляции, а за ней и базовой ставки.

Ведь с индексацией пенсий, пособий, зарплат госслужащим и т.д. на руках у людей оказывается все больше денег, что приводит к новым виткам инфляции, поскольку продавцы повышают цены в ответ на растущий спрос. Как следствие, в бюджете, пытающемся угнаться за инфляцией, образуется дефицит, который вынуждает тратить накопленное в Нацфонде и залезать в долги, чтобы вкладывать в поддержание текущего потребления, а не развития. Это поддерживает высокую инфляцию, которая заставляет еще больше тратить из бюджета, что приводит к расширению дефицита. Вот такой замкнутый круг. Проще говоря, инфляция съедает экономический рост, а в идеале она должна быть меньше ВВП – 5% и 6% соответственно.

- А какая есть альтернатива индексации соцвыплат?

- Когда экономика падает, государство стремится взять нуждающихся под свою опеку, тем самым ещё больше раздувая иждивенческие настроения. Но это убыточная стратегия. Если человек трудоспособен, ему нужно дать работу, а не деньги. Вместо тех же пособий по безработице (а это миллиарды тенге) имеет смысл обучать/переобучать людей востребованным рабочим специальностям. Они ведь как пластилин, из которых можно лепить необходимую рабочую силу для разных отраслей экономики.

В целом для качественного экономического роста правительство сначала должно нащупать реальные точки роста и уже туда грамотно вливать бюджетные средства. Отказываясь от нерыночных механизмов, ему важно сделать упор на поддержку частной инициативы - в центр экономической системы нужно поставить предпринимателя с его интересами и возможностями. Что касается нефтяных доходов, то я за то, чтобы они шли на создание комфортной жизни населения уже сейчас, а не откладывались в кубышку…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
ГЧП в Казахстане: игра в наперстки?
29.10.2024, автор Асем Избасарова.
В ожидании кризисов 2025-го: как Казахстану смягчить их удары?
10.12.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Аналитика » Сладко не будет! Без радикальных мер из бюджетного кризиса не выбраться