АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Кордайские погромы: кто их спровоцировал, и как живут дунгане сегодня?

Кордайские погромы: кто их спровоцировал, и как живут дунгане сегодня?

Вчера, 10:11, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
Ровно пять лет назад разразился самый масштабный и громкий в истории Казахстана межэтнический конфликт. Что стало его причиной, кто был главной направляющей силой, как трагедия повлияла на самосознание дунганской общины, не остались ли у нее обиды, как и чем живет она сегодня, что изменилось в отношениях между представителями разных этносов, населяющих Кордайский район, – на эти вопросы мы попросили ответить Хусея Даурова, руководителя Ассоциации дунган Казахстана.

- Хусей Шимарович, как и почему стала возможной трагедия?

- Дунгане – немногочисленный этнос, который проживает в Казахстане 148 лет. И все эти полтора века мы жили в мире и согласии как с казахами, так и с другими народами. Не было абсолютно никаких предпосылок для конфликта, поэтому он стал и для нас, и для всего общества шоком, сильнейшим стрессом.

Вечером 7 февраля люди находились в своих домах, прихожане в мечетях читали намаз. Многие к тому моменту уже были в курсе дорожного инцидента, но никто и предположить не мог, что эта искра перерастет в огромное пламя, – ведь конфликты, подобные тому, который имел место на автомобильной трассе, происходят в разных уголках страны регулярно. Сейчас, спустя пять лет, остается все меньше сомнений в том, что случившееся – в чистом виде провокация, которая была специально организована представителями бывшего режима. Главным образом, с целью пошатнуть позиции президента Касым-Жомарта Токаева.

- Почему те, кто стремился его дискредитировать, воспользовались именно этой ситуацией?

- Они прекрасно понимали, что самый легкий способ поднять и мобилизовать людей – запустить националистические лозунги в духе «наших бьют!». С этой целью они подожгли дома в селе Масанчи, сняли это на видео и вбросили в сеть фейки о том, что «дунгане напали на казахские села, убивают мужчин и насилуют женщин». Конечно, это не могло не всколыхнуть казахстанское общество. За считанные часы организаторам удалось собрать, по разным оценкам, до 15 тысяч человек.

Обманутыми оказались все – и власти, и общество, и участники конфликта. Многие казахи, откликнувшиеся на ложный зов, поняли, что их ввели в заблуждение, только тогда, когда прибыли на место событий. Увидев своими глазами, что дунгане вовсе не агрессоры, а жертвы, подавляющее большинство их отказалось участвовать в этом безумии. Осталась относительно небольшая группа вооруженных людей, которые продолжили погромы, избиения и убийства. В итоге были задержаны 50-60 нападавших. 11 человек скончались. Более тысячи получили ранения. Около 30 тысяч женщин, детей и стариков бежали из страны.


Полагаю, цель организаторов заключалась в том, чтобы погибло как можно больше людей, тем самым они хотели больнее ударить по нынешней власти. Да и момент был выбран «удачный» - когда Казахстан и Китай собирались провозгласить «Золотое тридцатилетие сотрудничества» и перейти на взаимный безвизовый режим. Недругам во что бы то ни стало надо было испортить бочку меда ложкой дегтя, а в качестве мишени они выбрали дунган, чья историческая родина – Китай…
Кордайские погромы: кто их спровоцировал, и как живут дунгане сегодня?

Хусей Дауров

- Остались ли у дунган какие-то обиды на власть – центральную и местную?

- Самое печальное, что издевательства продолжались и после столкновений. В адрес дунган со всех сторон сыпались нелепые, ничем не обоснованные обвинения – мол, это мы провокаторы и захватчики. В том числе они исходили от силовиков и созданной для расследования обстоятельств конфликта правительственной комиссии – не секрет, что на тот момент эти структуры продолжали контролироваться представителями прежней власти. Причем они использовали те же формулировки (один в один), которые содержались в провокационных статьях, опубликованных за две-три недели (!) до трагедии националистом Жанболатом Мамаем и его соратниками. А это лишь подтверждает заранее спланированный характер акции. Мы даже собирались подать в суд на этих очернителей нашего этноса, но не успели…

Параллельно шли гонения на дунган. Силовики незаконно устраивали обыски, задерживали и пытали абсолютно невиновных людей. Затем последовали несправедливые судебные решения. На серьезные сроки были осуждены трое дунган, которые просто вынуждены были защищаться. При том, что адвокат полностью доказала отсутствие в их действиях состава преступления. К примеру, Эрсу Даурова должны были уже освободить, но до сих пор держат в тюрьме. Щимар Сангуй получил 16 с половиной лет, хотя его невиновность очевидна, и у юристов не было сомнений в том, что его оправдают. Мы обращались по поводу этого дела в Верховный суд и другие инстанции, но тщетно. За это время скончались его мать, супруга, а у него самого плохое состояние здоровья. Cреди казахов тоже есть несправедливо осужденные, которые не нападали, а просто оказались в гуще событий.

Еще тогда я говорил, что, если не будут найдены и наказаны реальные инициаторы и провокаторы, если не будут выявлены глубинные причины трагедии, то нас ждут новые потрясения – возможно, в гораздо больших масштабах. Причем это может произойти в любой точке Казахстана из-за любого повода. Собственно, следом случился Кантар... Как признал сам президент Токаев (в январе 2022 года), все эти события - звенья одной цепи. И уже после этих его заявлений силовые структуры, которые ранее умышленно скрывали ключевых виновников, принялись их изобличать, раскрывать истинные мотивы.


Изменение политического фона дунгане почувствовали на себе около двух-трех лет назад, когда спало напряжение, стало легче дышать, говорить, действовать. Хотя еще в 2021-22 годах нам запрещали даже траурные мероприятия по погибшим проводить, местные власти относились к дунганам предвзято, обвиняли их во всех грехах, заставляли идти на поклон. Возможно, сами они этого не хотели, но, тем не менее, пели в унисон вышестоящему начальству. Да что говорить, если даже в совет аксакалов, который был создан после конфликта, умудрились включить националистов, в том числе ранее судимых…

- Как в целом изменилась жизнь дунган после трагедии? Удалось ли вернуть ее в нормальное русло?

- Человек по природе своей старается забыть плохое и стремится к лучшему. Разумеется, то, что случилось с дунганами, навсегда останется кровавой страницей в их истории. Но мы должны жить и развиваться дальше.

К слову, нам очень повезло с погодой в 2021-2024 годах: благодаря обильным осадкам удалось собрать хороший урожай. Все-таки основной вид деятельности дунган – выращивание овощей, которыми они снабжают нашу и другие страны. К примеру, в 2023-м мы собрали 1,5 млн тонн лука, то есть в пять раз больше общей потребности Казахстана (в 300 тысяч тонн в год). Остальное мы, как обычно, вывезли в Россию, страны Восточной Европы и Южной Азии. Плюс дунгане — это народ Великого шелкового пути, издревле занимавшийся торговлей и логистикой. Наша молодежь вот уже более 20 лет привозит товары из Китая, а знание языков позволяет ей служить мостом сотрудничества и дружбы между нашими странами. В связи со сложной геополитической ситуацией работы у них, конечно, прибавилось... В результате люди получили хорошие доходы и сумели восстановить потери, в том числе отстроить новые дома (старые пострадали во время событий февраля 2020-го).

Успокоение дунганам принесло и то, что в последние два-три года националистических проявлений в Казахстане стало заметно меньше – нет языковых патрулей и разного рода притеснений. А ведь раньше у представителей нашего этноса часто наблюдались чемоданные настроения – люди уезжали в Турцию, ОАЭ, Россию, Кыргызстан и другие страны. Сейчас на смену этому приходят надежда на стабильность, желание остаться, жить и работать на родине.


На мой взгляд, это произошло благодаря новой политике президента и правительства. Мы начали чувствовать заботу и поддержку со стороны государства. В частности, многие дунгане, как и все остальные граждане Казахстана, охвачены программами социальной поддержки, а нашим детям из Нацфонда перечисляются средства на будущее. Кроме того, становится больше свободы слова, благодаря чему мы можем более открыто высказывать свои мнения и предложения.

- С какими проблемами вы продолжаете сталкиваться?

- Конечно, нерешенные вопросы еще остаются. Когда президент страны в марте 2020 года приезжал в Кордайский район, он заверил, что государство гарантирует каждому гражданину возможность изучать и использовать родной язык. Но сколько бы мы ни обращались в местные и центральные госорганы, никак не можем добиться возвращения в наши школы дунганского языка. Хотя у нас для этого есть все необходимое – и учителя, и учебники. В советские годы и в течение первых 20 лет независимости он сначала присутствовал в учебной программе, позже постепенно стал предметом факультативных занятий, а потом вовсе исчез. Как следствие, наши дети стали его забывать, что очень плохо, ведь родной язык – важнейший фактор существования любого народа. Это первое.

Во-вторых, президент высказал пожелание, чтобы дунганская молодежь работала в разных структурах власти, в том числе в акиматах. Но, к сожалению, будучи вторым по численности этносом в районе и третьим в области, мы до сих пор лишены такой возможности. Думаю, если бы мы имели пусть небольшое, но свое представительство в госорганах, нам было бы легче отстаивать свои права и интересы, предусмотренные Конституцией РК. Взять, к примеру, село Масанчи: здесь есть три общеобразовательные школы, в которых 97% учащихся составляют дунгане, но при этом нет ни одного директора, относящегося к нашему этносу. Нонсенс!


Более того, сейчас все школы в районе переводят на казахский язык обучения. Но будем откровенны: качество образования на нем в наших краях сильно хромает, уровень преподавателей очень низкий. Дети по пять часов в день обучаются на казахском, но их знания оставляют желать лучшего.

- Какова сейчас межэтническая ситуация в Кордайском районе?

- Как я уже говорил, межнациональное напряжение заметно спало – я бы даже сказал, что оно практически исчезло. К примеру, позавчера я весь день провел за беседами с братьями-казахами: мы обсуждали разные темы, в том числе и тот конфликт. Они тоже воспринимают его как искусственно спровоцированный и политически мотивированный.

Хочу особо отметить, что в те страшные дни именно соседи-казахи пришли к нам на помощь. Они прятали стариков, женщин и детей в своих домах, всячески нас защищали, пытались облагоразумить нападавших и даже вступали с ними в бой. Лично я остался жив только благодаря казахскому джигиту, который появился из ниоткуда и выбил из рук погромщика оружие, направленное в мою голову. Он же выхватил из рук другого нападавшего пику, с которой тот бежал на меня. Позже я его, конечно, отыскал и отблагодарил. А еще настоящий подвиг совершил сотрудник кордайского РОВД, который полтора километра нес на себе в больницу раненого сельчанина, истекавшего кровью, и тем самым спас его от смерти. И таких фактов было очень много.


Наши соседи показали пример истинной дружбы и поддержки. Можно сказать, что та трагедия нас еще больше сблизила, ведь у дунган и казахов, как и у других этносов, общая цель - жить в мире и согласии на своей родной земле. Ну и, естественно, она еще сильнее сплотила самих дунган. Общими усилиями мы стараемся помочь семьям погибших и всем пострадавшим. В результате тех событий 39 детей остались сиротами, десятки людей – инвалидами. Все вместе в эти дни мы проводим памятные мероприятия.

Но в целом, слава богу, жизнь налаживается. Дунганский народ задышал свободнее, стал видеть позитивные перемены в обществе и государстве. Хочется надеяться, что межэтнических конфликтов больше никогда не будет. А для этого необходимо в том числе дать справедливую, честную оценку случившемуся и извлечь из него правильные уроки.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Кордайские погромы: кто их спровоцировал, и как живут дунгане сегодня?