АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Налоговое неравенство: спасение бюджета – в обеспечении справедливости

Налоговое неравенство: спасение бюджета – в обеспечении справедливости

Вчера, 09:43, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Рахимбек Абдрахманов, старший экономист Аналитического центра Spik.kz

На протяжении трех последних лет в Казахстане наблюдается рекордный бюджетный дефицит, усугубляемый оттоком валюты по статье платежного баланса "первичные доходы" и значительной разницей между доходами и расходами страны в международной торговле и финансах. Можно ли изменить ситуацию? Какие меры необходимо предпринять для пополнения государственной казны?

В 2022-м дефицит бюджета составил 7,4 трлн тенге, а с учетом трансфертов из Национального фонда – 2,8 трлн. В следующем году эти же показатели выглядели так: соответственно 8,2 трлн и 2,5 трлн. Тогда же для решения фискальных проблем часть средств НФ была направлена на покупку акций компаний "КазМунайГаз" (1,3 трлн тенге) и "Казатомпром" (467 млрд тенге). В 2024-м дефицит бюджета достиг уже 9,6 трлн, а с учетом трансфертов из НФ – 3,5 трлн. То есть налицо его неуклонный рост.

Одновременно фиксируется значительная разница между доходами и расходами страны в международной торговле и финансах. Счет текущих операций Казахстана остается отрицательным с 2014 года. Единственным исключением стал 2022-й, когда он принял положительное значение. Затем этот показатель снова ушел в минус: -8,981 млрд долларов в 2023-м и -4 399,4 млрд в 2024-м. Кроме того, сохраняется значительный отток валюты по статье "первичные доходы": в последние три года он не опускался ниже отметки 21,4 млрд долларов.

Главной статьей экспорта, основным источником поступления валюты и доходов в бюджет государства остается нефть. В течение двух предыдущих лет общий объем казахстанского экспорта составлял ежегодно порядка 80 млрд долларов, при этом на долю сырой нефти приходилась примерно половина названной суммы (49 процентов в 2024-м и 52 процента годом ранее). Доля налогов и отчислений нефтегазовых компаний в 2023-м составила 53% от всех налоговых сборов по стране (12,9 трлн тенге), а в общих доходах бюджета (19 трлн) – около 66%. Это с учетом трансфертов из НФ, которые в тот год достигли 5,7 трлн тенге.

Согласно прогнозу, содержащемуся в докладе Национального банка Казахстана, в 2025–2026 годах ожидается снижение цены на нефть до $70 за баррель на фоне ослабления спроса со стороны Китая и стран ОЭСР, а также замедления темпов роста мировой экономики. Учитывая все перечисленные факторы, правительство активно ищет дополнительные источники финансирования бюджета и пути стабилизации государственных финансов.

В этой связи необходимо отметить, что одной из ключевых причин недобора налогов является несправедливая фискальная нагрузка на компании, работающие в нефтегазовом секторе. Сегодня независимые нефтедобывающие организации (НДО), которые обеспечивают лишь 20% от общего объема добычи, несут основное налоговое бремя - оно для них составляет 64,1 процента. Ими выплачиваются следующие виды налогов и сборов: КПН – 20%, НДС – 12%, НДПИ – до 18%, рентный налог – до 32%, экспортные пошлины – от $115 до $236 за тонну, налог на имущество – 1,5%.

В то же время крупнейшие компании «Тенгизшевройл» (ТШО), «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» (КПО) и North Caspian Operating Company (NCOC), которые добывают около 80% казахстанской нефти, работают в рамках Соглашения о разделе продукции (СРП), где общая налоговая нагрузка не превышает 30%. Это создает значительный дисбаланс в системе налогообложения в самой доходной отрасли отечественной экономики.


К примеру, финансовые показатели ТШО за 2024 год демонстрировали интересную тенденцию. Несмотря на то, что выручка компании снизилась на 19% и составила 7,5 трлн тенге, себестоимость добычи уменьшилась лишь на 9%, а расходы по реализации выросли на 387 млрд тенге. В результате операционная прибыль упала на 33%, что несоразмерно уровню снижения выручки. Прибыль до налогообложения составила 7,5 трлн тенге, а сумма уплаченных налогов – всего 2,2 трлн тенге.

Таким образом, налоговая система Казахстана создает неравные условия для различных игроков нефтяного рынка. Независимые нефтедобывающие организации, обеспечивающие лишь пятую часть добычи, платят основную часть налогов, в то время как крупнейшие международные компании не только имеют льготный налоговый режим, но и получают дополнительные преференции, позволяющие им минимизировать издержки за счет государственных средств.

Некоторые эксперты считают, что увеличение размера КПН для крупных сырьевых компаний приведет к сокращению прибылей и "фондов развития". Однако этот аргумент не вполне объективен. Во-первых, никто не говорит о необходимости повышения КПН. Прежде всего, следует ликвидировать неравенство налоговых ставок – чтобы 64-процентная фискальная нагрузка распространялась на все нефтедобывающие компании без исключения. Во-вторых, тезис о сокращении "фонда развития", если будет реализован сценарий повышения налога на прибыль для «избранных», легко опровергнуть.

Например, более чем за три десятилетия независимости и долгие годы сверхдоходов отечественные и иностранные инвесторы не построили в Казахстане ни одного нового нефтеперерабатывающего завода. Самый «молодой» из существующих – Шымкентский НПЗ, построенный в 1985-м. А Атырауский был введен в эксплуатацию в уже очень далеком 1945-м. По мнению экоактивистов, сам Атырау постепенно превращается в зону экологического бедствия подобно Темиртау, Усть-Каменогорску и некоторым другим неблагополучным в этом плане городам Казахстана.

Или можно вспомнить ArcelorMittal, который пришел на Карагандинский металлургический комбинат в 1996-м и ушел в 2023-м, оставив предприятие с устаревшими, изношенными зданиями и оборудованием. В прошлом году новый собственник Кармета заявил, что износ его основных фондов составляет почти 90%.

Аналогичная картина и в энергетической отрасли. Средний износ электростанций достиг 56,8%, на некоторых из них – около 90%, энергосетей – 80% и выше. Износ водопроводных и канализационных сетей – 50–60%, в некоторых регионах – до 90% Об этом совсем недавно, в конце января, сообщил вице-министр национальной экономики Арман Касенов. Между тем, такие предприятия принадлежат крупным монополистам, которые в течение многих лет аккумулировали достаточные средства для инвестиций и амортизации основных фондов.

Всё это, наряду с ежегодным многомиллиардным оттоком доходов иностранных инвесторов (они учитываются Национальным банком в статье «первичные доходы»), свидетельствует о том, что такие компании, в том числе зарубежные, не торопятся направлять полученную прибыль на модернизацию производств и экологические мероприятия. Вместо этого они стремятся как можно быстрее вывести заработанные деньги из Казахстана.


Важно отметить, что, помимо сниженной налоговой нагрузки, крупные сырьевые компании, работающие по СРП, получают дополнительные льготы. Например, согласно приказу и. о. министра энергетики Бахыта Султанова от 9 апреля 2018 года, ТШО и NCOC были освобождены от уплаты НДС на импортируемые товары. По сути, это означает, что НДС на всё импортируемое оборудование, технику, мебель, средства связи и т.д. возвращается им живыми деньгами из бюджета, который вследствие этого несет значительные потери.

Ряд экспертов утверждает, что такой механизм является безальтернативным. Но насколько это соответствует действительности? Реальная налоговая нагрузка, связанная с НДС, на сырьевые компании в действительности невелика, поскольку основная часть их бизнеса сводится к добыче и продаже сырья, на которое НДС не распространяется. Они оплачивают этот налог только при покупке товаров и услуг, необходимых для операционной деятельности. За три квартала 2024-го общая сумма возврата НДС сырьевым экспортерам составила 946 млрд тенге. Это всего лишь 4,8% от валовой выручки, полученной одной только компанией ТШО в том же году. Словом, утверждение, будто в случае отмены возврата НДС произойдет 20-процентная наценка на продукцию экспортеров, выглядит несостоятельным.

Таким образом, решение проблемы дефицита бюджета необязательно требует повышения НДС или КПН. Достаточно упразднить необоснованный возврат НДС сырьевым компаниям, получающим сверхдоходы, и ликвидировать неравенство налоговых ставок в самой прибыльной отрасли экономики Казахстана. Это позволит создать более справедливую и эффективную налоговую систему без дополнительной нагрузки на бизнес и граждан.


Окончание следует…

Похожие статьи

Национальный фонд РК: модель управления им нужно менять. Но как?
17.12.2024, автор Spik.kz.
Так ли страшен бюджетный дефицит в Казахстане и как выйти на профицит?
21.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Бюджетный кризис в Казахстане: кто виноват и что делать?
6.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Казахстан вырастил зверя хуже любого «черного лебедя»
27.12.2023, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Налоговое неравенство: спасение бюджета – в обеспечении справедливости