24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Полтриллиона тенге – на канатные дороги. Так акимат Алматы «затягивает пояса»?

18.02.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
На портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения размещен документ под названием «Комплексный план развития туризма Алматинского горного кластера на 2025-2029 годы». В нем содержится перечень из 127 мероприятий, которые предполагается реализовать в Большом и Малом Алматинских ущельях (кроме того, предусмотрена разработка концепций применительно к еще двум – Каскеленскому и Тургенскому) на общую сумму 655,9 миллиарда тенге, что по текущему курсу составляет порядка 1,3 млрд долларов.
Более двух третей запланированного объема инвестиций должны составить средства республиканского и местных бюджетов, из которых планируется выделить в общей сложности 443,5 миллиарда тенге. Инфраструктура, создаваемая в рамках реализации проекта, будет в основном состоять из дюжины канатных дорог, две из которых собираются провести на многострадальный Кок Жайляу (плюс там будет лестница стоимостью 1,2 млрд тенге), а одну – прямо на пик Нур-Султан, и нескольких парковок в верхней части города.
Что же касается предполагаемых частных инвестиций, то они будут направлены на создание новых мест размещения туристов (строительство гостиниц, кемпингов, глэмпингов, гостевых домов и коттеджей), а также точек общественного питания, проката, части парковок и т.п.
Для понимания масштаба проекта приведем данные Бюро национальной статистики о доходах страны от экспорта за 2024 год
Источник: https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/foreign-market/publications/280982/
Таким образом, на реализацию рассматриваемого проекта планируется израсходовать бюджетные средства в сумме, равной трети годовых доходов страны от продажи за границу ферросплавов или 2% выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов.
Как видно из приведенной ниже таблицы, расходы республиканского бюджета на реализацию мероприятий должны составить 322 млрд тенге, а местных, то есть бюджетов Алматы и Алматинской области, – 121 млрд тенге.
Если же просуммировать объемы финансирования по источникам и по мероприятиям, то окажется, что вклад республиканского бюджета будет значительно меньше, чем местных, – соответственно 20,7 млрд и 418,9 млрд тенге. При этом доля города кратно больше доли области, которая составит менее 30 млрд тенге – точнее определить невозможно, так как в плане есть мероприятия, финансируемые совместно. К слову, именно в разделе расходов области на инфраструктурные проекты (пп. 97-106 Комплексного плана) есть расхождение в размере 3,9 миллиарда тенге: они учтены в сумме затрат, но на какие мероприятия будут направлены, не указано.
Вопрос о целесообразности и обоснованности выбора именно этого проекта для финансирования из бюджета возникает в любом случае, но если акимат Алматы планирует инвестировать в «развитие горного кластера» порядка 400 миллиардов тенге, то этот вопрос становится крайне острым, поскольку данная сумма, согласно утвержденному бюджету на 2025-й, сопоставима с годовыми расходами города на транспорт и коммуникации или, например, ЖКХ, (см. здесь), не говоря уже о реконструкции ТЭЦ, проводимой на заемные деньги. Да, формально это делает самостоятельное юридическое лицо, но оплачивают расходы на проценты простые горожане через повышение тарифов.
Кстати говоря, судя по приводимым в начале документа под словами «Ожидаемые результаты» цифрам, никакая окупаемость проекта не предполагается в принципе, ведь ожидается увеличение налоговых поступлений с 90,7 млрд до 184,3 млрд тенге (за какой период, в тексте не говорится). Правильно ли мы понимаем, что проект затевается ради 255 миллиардов убытков для казны, покрывать которые будем опять же мы, граждане, за счет повышения налогов (напомним, что 90% доходов бюджета Алматы – налоговые поступления)?
Если изучить документ более детально, то мы увидим, что наиболее крупными мероприятиями по размерам расходов являются:
- Кимасар: строительство в 2027-2029 годах двух базовых и трех промежуточных станций, канатной дороги протяженностью 5,4 км, а также трасс для катания протяженностью 15 км, которые обойдутся в 52,3 млрд тенге (п.7 Комплексного плана);
- строительно-монтажные работы на канатной дороге «Medeu Eco Park – Кок Жайляу» в 2026 -2027 годах стоимостью 46 млрд тенге (п.19);
- Бутаковка: строительство двух базовых и двух промежуточных станций, канатной дороги протяженностью 2,64 км и трасс для катания (8 км) стоимостью 44,2 млрд тенге (п.10) – внимание – в 2030-2032 годах, то есть за пределами периода действия Комплексного плана, как и строительство еще одной канатной дороги «Казачка – Кок Жайляу», которая обойдется в 27 млрд тенге (п.56);
- Частично за пределами указанного периода планирования находятся таже расходы на следующий по объему финансирования объект – канатную дорогу «Бутаковка – Пионер», на которую в 2029-2030 годах планируется потратить 42,4 млрд тенге (п.9);
- СМР по строительству канатных дорог «Есентай – Medeu Eco Park» протяженностью 6,6 км стоимостью 39,8 млрд тенге (п.24).
Суммирование лишь этих наиболее крупных статей затрат показывает, что только на строительство пяти канатных дорог (сумма не включает расходы на геодезический и геотехнический анализ, технико-экономические обоснования и проектно-сметную документацию) в случае утверждения документа будет истрачено, как минимум, 224,6 млрд тенге. Учтите также неизбежную инфляцию и традиционный рост смет.
Почти полмиллиарда долларов планируется потратить на строительство пяти канатных дорог! Кстати, мы не смогли найти в утвержденном бюджете Алматы на 2025-й соответствующих направлений расходов (они в этом году планируются в размере около 7 млрд тенге).
Наше внимание также привлекло то, что авторы документа предпочитают числа 106 и 127, поскольку суммы расходов на ТЭО строительства канатных дорог «Medeu Eco Park – Кок Жайляу» (п.17) и на Большое Алматинское озеро (п.51) составляют по 106 млн тенге на каждое, а суммы расходов на проектно-сметную документацию (пп. 18 и 52) – по 127 млн тенге за дорогу. Видимо, это проекты-близнецы, хотя стоимость их строительства различается.
Но и это еще не все. ТЭО по проектам канатных дорог «Есентай – Medeu Eco Park» и «Ущелье Казачка – Кок Жайляу» (пп. 22 и 54) обойдется в 127 млн тенге каждое (последнее, как исключение, – за счет частного инвестора), при расходах на ПСД в 106 млн тенге (пп. 23 и 55). То есть это еще два проекта-близнеца на основе загадочных чисел 106 и 127.
Вот скриншот для примера:
Также одинаковые затраты – по 27 млрд тенге – заложены на строительство канатных дорог «Казачка – Кок Жайляу» и на Большое Алматинское озеро. К счастью, второй из этих проектов планируется реализовать за счет средств частного инвестора.
Другие интересные образцы формирования стоимости включают, например, «Создание горных маршрутов с установкой объектов ориентирования» (п.81), на что акимат Алматы планирует потратить за пять лет 787 млн тенге, причем в каждом следующем году стоимость увеличивается на 10% (видимо, учли инфляцию). Чего не скажешь об областном акимате, который на «Установку СГУ на туристских локациях Алматинской области» (п.96) планирует расходовать по 400 млн тенге ежегодно, а в общей сложности 2 млрд тенге.
Ну и в завершение. Многие из тех, кто принял участие в обсуждении документа на сайте «Открытые НПА», поддерживают план мероприятий по развитию горного кластера, а наибольший энтузиазм у них вызывают концепция «зеленого туризма» и «Туюк-Су», о которых в нем нет либо ничего («зеленый туризм»), либо почти ничего («Туюк-Су»). Видимо, комментаторы знают больше, чем мы.

А мы можем лишь констатировать, что эта затея заставляет задуматься о направлениях и обоснованности расходования бюджетных средств в условиях ужесточающегося бюджетного кризиса и в очередной раз выносит на повестку дня вопрос об угрозе уничтожения национальных парков.
Для чего и кому нужен такой «комплексный план»?
Более двух третей запланированного объема инвестиций должны составить средства республиканского и местных бюджетов, из которых планируется выделить в общей сложности 443,5 миллиарда тенге. Инфраструктура, создаваемая в рамках реализации проекта, будет в основном состоять из дюжины канатных дорог, две из которых собираются провести на многострадальный Кок Жайляу (плюс там будет лестница стоимостью 1,2 млрд тенге), а одну – прямо на пик Нур-Султан, и нескольких парковок в верхней части города.
Что же касается предполагаемых частных инвестиций, то они будут направлены на создание новых мест размещения туристов (строительство гостиниц, кемпингов, глэмпингов, гостевых домов и коттеджей), а также точек общественного питания, проката, части парковок и т.п.
Для понимания масштаба проекта приведем данные Бюро национальной статистики о доходах страны от экспорта за 2024 год

Источник: https://stat.gov.kz/ru/industries/economy/foreign-market/publications/280982/
Таким образом, на реализацию рассматриваемого проекта планируется израсходовать бюджетные средства в сумме, равной трети годовых доходов страны от продажи за границу ферросплавов или 2% выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов.
Судя по всему, авторы идеи создания Алматинского горного кластера полагают, что только строительство канатных дорог позволит Казахстану совершить рывок и выбраться из той тяжелой ситуации, в которой мы все оказались ввиду растущего дефицита бюджета. Хотя, с другой стороны, изучая этот комплексный план, заинтересованный читатель может прийти к мысли о том, что, возможно, деньги в стране есть, причем их так много, что неизвестно, чьи они.
Как видно из приведенной ниже таблицы, расходы республиканского бюджета на реализацию мероприятий должны составить 322 млрд тенге, а местных, то есть бюджетов Алматы и Алматинской области, – 121 млрд тенге.

Если же просуммировать объемы финансирования по источникам и по мероприятиям, то окажется, что вклад республиканского бюджета будет значительно меньше, чем местных, – соответственно 20,7 млрд и 418,9 млрд тенге. При этом доля города кратно больше доли области, которая составит менее 30 млрд тенге – точнее определить невозможно, так как в плане есть мероприятия, финансируемые совместно. К слову, именно в разделе расходов области на инфраструктурные проекты (пп. 97-106 Комплексного плана) есть расхождение в размере 3,9 миллиарда тенге: они учтены в сумме затрат, но на какие мероприятия будут направлены, не указано.
Вопрос о целесообразности и обоснованности выбора именно этого проекта для финансирования из бюджета возникает в любом случае, но если акимат Алматы планирует инвестировать в «развитие горного кластера» порядка 400 миллиардов тенге, то этот вопрос становится крайне острым, поскольку данная сумма, согласно утвержденному бюджету на 2025-й, сопоставима с годовыми расходами города на транспорт и коммуникации или, например, ЖКХ, (см. здесь), не говоря уже о реконструкции ТЭЦ, проводимой на заемные деньги. Да, формально это делает самостоятельное юридическое лицо, но оплачивают расходы на проценты простые горожане через повышение тарифов.
Кстати говоря, судя по приводимым в начале документа под словами «Ожидаемые результаты» цифрам, никакая окупаемость проекта не предполагается в принципе, ведь ожидается увеличение налоговых поступлений с 90,7 млрд до 184,3 млрд тенге (за какой период, в тексте не говорится). Правильно ли мы понимаем, что проект затевается ради 255 миллиардов убытков для казны, покрывать которые будем опять же мы, граждане, за счет повышения налогов (напомним, что 90% доходов бюджета Алматы – налоговые поступления)?
Далее. Почему авторы документа ожидают увеличения иностранного турпотока в три раза, а не в полтора или в десять? Точно ли городу, а, главное, горам необходимо такое количество зарубежных туристов (а ведь есть еще и «внутренние»)? За какой период произойдет указанное увеличение налоговых поступлений? Как строительство мест размещения примерно на 500 ключей приведет к росту числа занятых в туриндустрии на 25 тысяч человек (да, мы понимаем, что появятся дополнительные работники канаток, парковок, кассиры, гиды и т.д., но все же)? Кроме того, производился ли расчет доходов, которых мы недосчитаемся в период этого грандиозного строительства (а они точно будут, так как гулять по стройке – не самый привлекательный вид отдыха)? Судя по всему, нет. Словом, многие плановые показатели выглядят сомнительными.
Если изучить документ более детально, то мы увидим, что наиболее крупными мероприятиями по размерам расходов являются:
- Кимасар: строительство в 2027-2029 годах двух базовых и трех промежуточных станций, канатной дороги протяженностью 5,4 км, а также трасс для катания протяженностью 15 км, которые обойдутся в 52,3 млрд тенге (п.7 Комплексного плана);
- строительно-монтажные работы на канатной дороге «Medeu Eco Park – Кок Жайляу» в 2026 -2027 годах стоимостью 46 млрд тенге (п.19);
- Бутаковка: строительство двух базовых и двух промежуточных станций, канатной дороги протяженностью 2,64 км и трасс для катания (8 км) стоимостью 44,2 млрд тенге (п.10) – внимание – в 2030-2032 годах, то есть за пределами периода действия Комплексного плана, как и строительство еще одной канатной дороги «Казачка – Кок Жайляу», которая обойдется в 27 млрд тенге (п.56);
- Частично за пределами указанного периода планирования находятся таже расходы на следующий по объему финансирования объект – канатную дорогу «Бутаковка – Пионер», на которую в 2029-2030 годах планируется потратить 42,4 млрд тенге (п.9);
- СМР по строительству канатных дорог «Есентай – Medeu Eco Park» протяженностью 6,6 км стоимостью 39,8 млрд тенге (п.24).
Суммирование лишь этих наиболее крупных статей затрат показывает, что только на строительство пяти канатных дорог (сумма не включает расходы на геодезический и геотехнический анализ, технико-экономические обоснования и проектно-сметную документацию) в случае утверждения документа будет истрачено, как минимум, 224,6 млрд тенге. Учтите также неизбежную инфляцию и традиционный рост смет.
Почти полмиллиарда долларов планируется потратить на строительство пяти канатных дорог! Кстати, мы не смогли найти в утвержденном бюджете Алматы на 2025-й соответствующих направлений расходов (они в этом году планируются в размере около 7 млрд тенге).
Наше внимание также привлекло то, что авторы документа предпочитают числа 106 и 127, поскольку суммы расходов на ТЭО строительства канатных дорог «Medeu Eco Park – Кок Жайляу» (п.17) и на Большое Алматинское озеро (п.51) составляют по 106 млн тенге на каждое, а суммы расходов на проектно-сметную документацию (пп. 18 и 52) – по 127 млн тенге за дорогу. Видимо, это проекты-близнецы, хотя стоимость их строительства различается.
Но и это еще не все. ТЭО по проектам канатных дорог «Есентай – Medeu Eco Park» и «Ущелье Казачка – Кок Жайляу» (пп. 22 и 54) обойдется в 127 млн тенге каждое (последнее, как исключение, – за счет частного инвестора), при расходах на ПСД в 106 млн тенге (пп. 23 и 55). То есть это еще два проекта-близнеца на основе загадочных чисел 106 и 127.
Вот скриншот для примера:

Это с высокой степенью вероятности говорит о том, что никакого реального изучения стоимости проектов не проводилось, а цифры взяты из очень приблизительных "экспертных оценок», причем перед экспертом не ставилась задача учесть особенности каждого объекта. Если же предположить, что ситуация обратная и объекты похожи друг на друга как капли воды, то более целесообразным с точки зрения оптимизации бюджетных расходов было бы не готовить два набора документов по цене восьми, а разработать типовое ТЭО и типовую ПСД с учетом расходов на их кастомизацию, но не по стоимости полноценного проекта.
Также одинаковые затраты – по 27 млрд тенге – заложены на строительство канатных дорог «Казачка – Кок Жайляу» и на Большое Алматинское озеро. К счастью, второй из этих проектов планируется реализовать за счет средств частного инвестора.
Другие интересные образцы формирования стоимости включают, например, «Создание горных маршрутов с установкой объектов ориентирования» (п.81), на что акимат Алматы планирует потратить за пять лет 787 млн тенге, причем в каждом следующем году стоимость увеличивается на 10% (видимо, учли инфляцию). Чего не скажешь об областном акимате, который на «Установку СГУ на туристских локациях Алматинской области» (п.96) планирует расходовать по 400 млн тенге ежегодно, а в общей сложности 2 млрд тенге.
Ну и в завершение. Многие из тех, кто принял участие в обсуждении документа на сайте «Открытые НПА», поддерживают план мероприятий по развитию горного кластера, а наибольший энтузиазм у них вызывают концепция «зеленого туризма» и «Туюк-Су», о которых в нем нет либо ничего («зеленый туризм»), либо почти ничего («Туюк-Су»). Видимо, комментаторы знают больше, чем мы.

А мы можем лишь констатировать, что эта затея заставляет задуматься о направлениях и обоснованности расходования бюджетных средств в условиях ужесточающегося бюджетного кризиса и в очередной раз выносит на повестку дня вопрос об угрозе уничтожения национальных парков.
Для чего и кому нужен такой «комплексный план»?
Похожие статьи
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
«Согласен стать министром труда и соцзащиты РК. В статусе премьера»
7.02.2025, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.