АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

«Согласен стать министром труда и соцзащиты РК. В статусе премьера»

«Согласен стать министром труда и соцзащиты РК. В статусе премьера»

Вчера, 10:07, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Spik.kz продолжает публикацию материалов под рубрикой «Если бы я стал министром…». Следующее на очереди ведомство – Министерство труда и социальной защиты населения. Сегодня страна переживает бюджетный кризис, правительство собирается повысить НДС, что неминуемо приведет к росту цен, президент призывает затянуть пояса. Какой в сложившейся ситуации должна быть социальная политика государства?

Петр Своик, экономист, публицист

Редакция попросила высказаться на тему: если бы вы стали министром труда и соцзащиты. И сразу навеяло: а ведь когда-то почти стал…После осуждения Аблязова и Жакиянова я написал записку президенту, что если элита начала друг дружку сажать, то завтра начнут убивать, что надо останавливаться, создавать Госкомиссию по демократизации, осуществлять такие-то социальные и экономические реформы, а осужденных – помиловать.

Президент отписал Тажину, и мы с Маратом быстро собрали все необходимые визы под указом о Госкомиссии. С этим Тажин пошел к Назарбаеву, а, вернувшись, сказал, что председатель Госкомиссии – это хорошо, но нужен еще и аппаратный статус. И добавил: «Тем более что от Вас, Петр Владимирович, здесь отвыкли». Я ответил, что в свете предстоящего наиболее подходит должность министра труда и соцзащиты, но только со статусом и с объемом задач вице-премьера. Тажин согласился: по его словам, они примерно так и думали.

Мою записку перепечатали на специальной бумаге, в конце приписали: «… согласен на должность министра труда и социальной защиты в статусе вице-премьера». С этим Тажин опять пошел к президенту. Вернувшись, сказал, что глава государства со всем согласен, только предлагает в Госкомиссии по демократизации сделать меня заместителем, а председателем такого-то вице-премьера. Зная того, я отказался. На этом история … нет, не закончилась. Был еще второй тур, но сейчас вспомнил это именно потому, что и тогда, и сейчас власть проходила через переломный момент. Вот о сегодняшнем критическом для правительства и страны выборе и поговорим…
«Согласен стать министром труда и соцзащиты РК. В статусе премьера»

Итак, стань я министром труда, то первым делом озаботился бы вопросом, а на каком месте у нас труд? Статистика (за 2024 год) сообщает: в структуре ВВП по доходам доля труда, то есть доля не только всех официально работающих, но и вообще зарабатывающих своим трудом, составляет 31,8% - и это просто шок! Поясняем: ВВП – это суммарная стоимость всего произведенного в Казахстане и, аналогично, всего покупаемого. Соответственно ВВП считают тремя методами, обязанными давать одинаковый результат: ВВП по производству, ВВП по потреблению и ВВП по доходам, то есть кто все произведенное употребляет сообразно своим доходам. Получается, что все наемные работники, легальные или нелегальные, и просто «самозанятые» на свои доходы способны купить меньше трети валового национального продукта. Кто же тогда раскупает все остальное?

Следующая строчка статотчетности – собранные налоги на производство и импорт (считай, доходы бюджета). Их доля составляет всего 9% - совершеннейший мизер, еще один шок! В самом деле, бюджет как-никак, помимо содержания чиновников, полицейских и прокуроров, содержит какое-никакое здравоохранение, школьное образование, из него выплачиваются пенсии! Получается, что если даже бюджет наполовину состоит из социальных затрат, то все равно из скудной бюджетной доли народу достаются скудные проценты – в сумме лишь чуть более трети ВВП. А кто же тогда имеет две трети? Сухим статистическим языком тайна раскрывается так: валовая прибыль/валовой смешанный доход 59,2% – самый большой шок!


Разъясняем: валовая прибыль, или смешанный доход – это та часть созданной наемными работниками добавленной стоимости, которая остается у хозяина данного бизнеса после того, как он рассчитается с персоналом и выплатит те самые налоги. Выходит, в нашей стране национальный продукт распределяется между трудом и капиталом в соотношении одна треть против двух третей. При том, что мы понимаем, как соотносятся численности работников и работодателей. Маркса с Энгельсом, писавших Коммунистический манифест во времена первоначального накопления капитала и самого беззастенчивого капитализма, такая пропорция, наверное бы, заставила перевернуться в гробу.

Неудивительно, что на скудные свои доходы граждане Казахстана имеют такой расписанный статистиками средний семейный бюджет: половина – на питание, четверть – на оплату услуг ЖКХ и расчеты по кредитам, а на все прочее (одежду, лечение, обучение и т.д.) – лишь одна четверть. А это, глазами министра труда и соцзащиты, не просто повальная бедность всех трудящихся в Казахстане и членов их семей, но еще и катастрофически низкая покупательская платежеспособность на внутреннем рынке! Если казахстанский потребитель только на еду тратит половину кошелька, то на какую выручку может рассчитывать весь малый-средний и даже крупный бизнес, работающий не на вывоз сырья, а на местный рынок?

И вот эта тема – что надо поднимать доходы казахстанцев даже не ради их самих, а ради развития столь любимого нашим правительством МСБ – уже аргумент для премьера. Потому что если я как министр пойду к нему исключительно с критикой и жалобами, то расстанусь с креслом, даже не успев его нагреть.

Впрочем, стоп, тут еще вот какая заковыка, и как раз в момент моего назначения: реформа НДС! Планку собираются опустить до охвата практически всего МСБ, а ставку с двенадцати процентов поднять до двадцати. И тут кто-кто, а министр труда и соцзащиты обязан, как Александр Матросов, броситься на амбразуру собственной грудью!

Дело в том, что НДС взимается с производителя и с продавца товара-услуги, но платит его покупатель! По самой технологии исчисления этого налога, который цепочкой накапливается в цене.

И вот придется мне идти к премьеру с таким раскладом: по статистике, вся на круг платежеспособность казахстанского покупателя в 2024 году была менее 40 триллионов тенге – та самая половина на еду, четверть на ЖКХ и кредиты. А по проектировкам моего коллеги - министра национальной экономики и вице-премьера – за счет повышения НДС уже в этом году предполагается собрать дополнительно 0,5 трлн, в следующем уже 7,7 триллиона тенге, и далее еще больше. Выходит, уже в 2026 году скудную платежеспособность казахстанцев урежут еще на 20% - придется экономить даже на еде!


А что поделаешь, ведь МНЭ тоже по-своему право: денег в бюджете не просто не хватает, особо остро стоит вопрос с бюджетом развития! Правительство утвердило Инфраструктурный план до 2029 года и еще Национальный проект модернизации энергетического и коммунального секторов, согласно которому предстоит где-то найти и вложить только в электроэнергетику и ЖКХ 10,7 + 11,5 триллиона тенге внебюджетных, то есть коммерческих и возвратных, инвестиций. В среднем получается по 4,4 триллиона в год при нынешнем объеме рынка услуг электро-тепловодоснабжения порядка 2,3 трлн тенге. То есть обновление изношенных мощностей по схеме «тариф в обмен на инвестиции» обойдется в еще один тариф, а строительство новых – в еще один. Даже без учета банковского процента и прибыли инвесторов.

Выходит, выбор у моих подопечных - трудящихся и пенсионеров - невелик: голодать или отказываться от света и тепла в доме. С этим к премьеру точно не пойдешь, лучше сразу в знак бессильного протеста подать в отставку…

И вот на фоне таких отчаянных мыслей я вдруг понимаю, что именно Министерству труда и социальной защиты, и именно в рамках нашей компетенции и ответственности предстоит буквально спасать правительство! Достаточно просто посмотреть на ЕНПФ, в котором собрано уже 23 триллиона тенге, с таким приходно-расходным балансом за 2024 год: поступления - 5,1 трлн, выплаты - 1,1 трлн тенге. А именно: вносы – 2,3 трлн, инвестиционный доход – 2,8 трлн, выплаты состоявшимся пенсионерам, включая переводы в аннуитет, – 0,6 трлн, выплаты на обзаведение жильем и лечение – 0,5 трлн.

А что есть взимаемая с работающего всю трудовую жизнь зарплатная десятина, если не самые длинные инвестиционные деньги? И где хранить-накапливать эти отбираемые у граждан без их согласия инвестиции на старость, если не в национальной энергетической, коммунальной и прочей инфраструктуре?


Все на самом деле просто. Отменяем вытаскивание денег на жилье и якобы на лечение – этим пользуются только наиболее состоятельные и наименее нуждающиеся граждане. Отменяем выкачку «инвестиционного» дохода из бюджета. И получаем такой баланс: на 2,3 трлн тенге ежегодных пенсионных взносов 0,6 трлн пенсионных выплат. Итого имеем 1,7 триллиона годового навеса, используемого как для текущих инвестиционных расходов бюджета, так и для инвестиций в развитие. Не забудем: у нас еще 23 трлн бесполезно вдутых в спекулятивный пузырь ЕНПФ тенге, которых целиком хватит и на принадлежащую будущим пенсионерам Балхашскую АЭС, и на три новых ТЭЦ, и на остальное!

Главное – не подпускать к прямым инфраструктурным инвестициям промежуточных финансистов с их «инструментами». Схема простая. В инвестиционном договоре предусматривается возврат только той части вложений, которые необходимы ЕНПФ для расчетов с состоявшимися пенсионерами на соответствующий год. К примеру, для тех самых 600 млрд тенге выплат в 2024-м достаточно было бы поднять тариф на электроэнергию на пять тенге. При фактически неограниченном объеме инвестиций, лимитируемом лишь скоростью разработки проектной документации и строительно-монтажных работ, - супервыгодная сделка!

А можно и вообще не поднимать тариф, компенсируя 600 млрд из бюджета – тоже супервыгодно – в обмен на любой необходимый объем инвестиций.

Итак, иду к главе правительства с предложением не будить лихо и не трогать НДС, а пока приступить к проработке замены его на простой налог на конечные продажи с дифференцированными по социальной значимости ставками. Зато сполна задействовать ЕНПФ.

А чтобы у премьера совсем захватило дух, еще такие выкладки.

Мизерная, всего 31,8%, доля труда в ВВП все равно больше 18,4%, судя по взносам в ЕНПФ. Почти половина заработков в Казахстане – в тени. А что нам мешает так простимулировать обязательные и добровольные взносы, чтобы людям стало выгодно работать «в белую», и тем самым практически удвоить инвестиционный поток в ЕНПФ?


Далее, у нас 19,6 трлн тенге депозитов физических лиц в коммерческих банках, которые не работают на экономику. Что мешает самому государству предложить более выгодное и надежное хранение накоплений граждан, и именно в национальной инфраструктуре?

Но если депозиты есть далеко не у всех, то в кредитной зависимости находится почти каждый взрослый. В суммарном денежном выражении это 16,7 трлн тенге. Так почему бы нашему социальному государству, раз оно видит, что человеку приходится залезать в долги, не отправлять его в наживу частным ростовщикам, а самому приходить на помощь? Давайте составим список: жилищная ипотека, если для семьи это единственное жилье, – всем заявителям и без процентов, приобретение авто казахстанской сборки или другой местной техники – то же самое, лечение в местных учреждениях, кредиты на образование в казахстанских университетах – тоже. И все это – под залог накоплений самих вкладчиков. А нужны деньги на той – тогда к коммерсантам.

Давайте выкупим за один тенге «Халык банк» и создадим Народный накопительно-инвестиционный банк социального страхования - ЕНПФ-банк. Отдадим туда же фонды медицинского и социального страхования – мощная получится структура!

А все налоги и отчисления от зарплаты с нынешних 40% сократим до 10-процентного социального взноса, плюс подоходный налог, взимаемый по прогрессивной шкале от необлагаемого минимума. Расчет потребительской корзины и прожиточного минимума тоже пересмотрим, исходя из увеличения, по крайней мере, в два раза.

Все это с лихвой компенсируется отдачей от подлинно народного инвестирования национальной экономики.

А раз такое дело, поставлю-ка я вопрос об освобождении Национального банка от несвойственной ему функции управления пенсионными накоплениями и сделаю Минтрудсоцзащиты самостоятельным оператором. После чего сразу же начну сворачивать приобретение иностранных «ценных бумаг», то есть инвестирование чужих экономик. Точно так же сверну покупку заемных бумаг Минфина, через которую остродефицитные бюджетные средства перекачиваются в радующий только спекулянтов накопительный пузырь. И вообще перестану вкладываться в финансовые «инструменты»: поле для прямого инвестирования накоплений будущих пенсионеров в электростанции и электросети, предприятия ЖКХ, нефте-и газопроводы, железные и автомобильные дороги – непаханое.


А еще сделаю вот что: добьюсь, чтобы часть транша из Национального фонда в бюджет расписывалась бы по счетам вкладчиков Народного ЕНПФ-банка, - ровно в объеме их собственных обязательных и добровольных взносов. При этом вкладчики получают платежные карточки, по которым могут тратить эти дополнительные начисления на оплату товаров/услуг местных производителей по установленному списку.

Арифметика соблюдена: в бюджет меньше, зато в ЕНПФ-банк – на столько же больше. Бюджет частично разгружается от затрат на субсидирование того же сельского хозяйства, коммуналки, жилищной ипотеки, зато эти же деньги приходят производителям непосредственно от покупателей. А ведь, будьте уверены, самая финансово необразованная хозяйка лучше самого изощренного чиновника сообразит, на что потратить государственную субсидию: на оплату счетов ЖКХ, на пошитую в Казахстане школьную форму или на мясо-молоко-картошку местного производства.

Хотят вкладчики использовать свой лимит – пожалуйста: и люди довольны, и местный производитель стимулируется. Хотят копить удвоенным темпом – тоже пожалуйста: накопления греют душу предвкушением благополучной старости, государство же имеет растущий объем инфраструктурных инвестиций.

А еще я бы выкупил, по желанию вкладчиков, их кредиты в коммерческих банках и перевел бы их обслуживание на бесприбыльную основу.

В запасе есть еще и такое предложение: упразднить Национальный фонд как вмененный Казахстану инструмент внешней колониальной эксплуатации – просто передать его в бюджет. И сделать это на основе того, о чем сказал президент: «Правительству предстоит активизировать переговоры относительно продления СРП-контрактов, возможно, на обновленных и более выгодных для нашей страны условиях».

А выгодные условия – это, прежде всего, поступления от нефтедобытчиков не по конфиденциальному соглашению, а строго по Налоговому кодексу. И не в «фонд будущих поколений», в котором в обмен на живую нефть и возвращаемый покупателям валютный кэш копятся иностранные долги, а непосредственно в бюджет.


Но столь решительная мера - чуть позже, когда укреплюсь на министерском посту. Пусть пока это останется нашим с вами секретом.

Ну вот, теперь у меня есть с чем идти к премьер-министру!

Впрочем, опять стоп! При такой программе там сразу поймут, что меня и надо делать премьером…

Смотрите также на сайте-партнёре

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Что связывает Мухтара Аблязова с Динарой Егеубаевой
25.02.2023, автор Гульнар Муканова.
Если бы я стал министром сельского хозяйства Казахстана... Часть 2-я
30.01.2025, автор Сауле Исабаева.
Как изменилось отношение общества и политической элиты к первому президенту РК?
28.11.2024, автор Сауле Исабаева.
Экономика Казахстана: под властью неоклассической теории. Часть 5-я, финальная
23.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » «Согласен стать министром труда и соцзащиты РК. В статусе премьера»