АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Казахстан на зимней Азиаде: вполне закономерное фиаско

Казахстан на зимней Азиаде: вполне закономерное фиаско

19.02.2025, автор Женис Байхожа.

RU KZ EN
Продолжаем подводить итоги «белой» Азиады, завершившейся 14 февраля в китайском Харбине. В прошлый раз речь шла о специфике этих соревнований и в целом зимнего спорта на Желтом континенте, о том, чем программа прошедших Игр отличалась от олимпийской и как данное обстоятельство повлияло на окончательный медальный расклад. Но в целом результат, показанный казахстанской делегацией, был закономерным – он стал объективным отражением неудовлетворительного состояния большинства снежных и ледовых видов спорта в нашей стране.

Кадровый голод

Некоторые пытаются оправдать неудачу отсутствием в программе нынешних зимних Игр соревнований по могулу, в котором Казахстан вместе с Японией доминирует на континенте, а также малым количеством комплектов наград, разыгранных стреляющими и просто бегающими лыжниками. Но ведь вместо четырех могульных дисциплин организаторы включили две лыжно-акробатические, которые принесли нашей стране дополнительные «золото» и «бронзу». А что касается биатлона и лыжных гонок, то, например, на дебютной для нас Азиаде-1996 в них на кону стояли в общей сложности 12 комплектов наград, или лишь на два больше, чем на сей раз, что не помешало казахстанцам навязать хозяевам-китайцам борьбу за победу в общем медальном зачёте: на финише их разделило всего одно «золото» (14 против 15). Так что причина далеко не только в соревновательной программе.

Взять тот же биатлон. На предыдущих континентальных Играх 2017-го он принёс Казахстану 6 золотых медалей из 7 разыгрывавшихся в этом виде спорта (две трети от общего количества наград высшей пробы, завоеванных всей нашей делегацией). В том числе три добыла Галина Вишневская, две – Ян Савицкий, а ещё одну – ведомая ими смешанная эстафетная команда. Но тогда и Савицкий, и особенно Вишневская были абсолютно сильнейшими в Азии. Вторая, например, очень близко подбиралась к пьедесталу даже на этапах Кубка мира, становилась 20-й в общем зачете КМ, о чем другие «стреляющие лыжницы» с Желтого континента в то время даже мечтать не смели.

Но Савицкий после скандала в мужской сборной перебрался в Россию, а Вишневская вышла замуж, после чего ее результаты резко пошли на спад. Например, в прошлом зимнем сезоне она не набрала ни одного очка в зачет Кубка мира, то есть на всех гонках занимала места ниже 40-го (тогда как, скажем, выступающей за Южную Корею экс-россиянке Екатерине Аввакумовой пару раз удалось войти в топ-40, и она же выиграла единственную индивидуальную дисциплину в Харбине). То же самое в нынешнем сезоне. А потому если бы Вишневская и поехала на Азиаду вместо того, чтобы сосредоточиться на проходящем сейчас мировом первенстве, то далеко не факт, что победила бы. Кстати, на этом чемпионате она пробежала уже две дистанции и заняла на обеих 86-е место (среди 92-93 участниц), уступив в том числе своим подругам по сборной Айше Ракишевой и Ольге Полтораниной, которая ездила в Харбин.

Других сильных биатлонисток за десять лет у нас так и не появилось. По этой причине пришлось задержать в национальной команде упомянутую Полторанину, которой вот-вот исполнится 38 (она еще в начале «нулевых» годов становилась призёром юношеского чемпионата мира) и 35-летнюю Дарью Климину, переквалифицировать просто лыжницу Айшу Ракишеву в стреляющую…

Казахстан на зимней Азиаде: вполне закономерное фиаско

В мужском биатлоне вроде бы забрезжила надежда в лице Александра Мухина: прибавив в стрельбе, которая прежде давалась ему хуже, чем бег, он в прошлом сезоне набрал на этапах Кубка мира 164 очка (очень хороший результат) и занял в общем зачете 33-е место. Но нынешней зимой его будто подменили – ни в одной из гонок Мухин не попал в топ-40. На Азиаде он тоже выступил крайне неудачно – и в спринте, и особенно в эстафете, где допустил то самое отставание, которое и лишило наш квартет шанса побороться за «золото». Медаль высшей пробы удалось завоевать Владиславу Кирееву, год назад считавшемуся номером 2 в нашей мужской команде. Как бы сложилась победная для него спринтерская гонка, если бы в Харбин приехал Тимофей Лапшин, который числится в сборной Южной Кореи и выше всех среди азиатов располагается в общем зачете КМ текущего сезона, мы уже никогда не узнаем.

Бегают всё хуже…

Серьезно сдали мы свои позиции в лыжных гонках, в которых еще относительно недавно доминировали на Желтом континенте. В зачете командного Кубка наций, который формируется по результатам этапов Кубка мира нынешней зимы, мужская команда Японии значительно опережает казахстанскую, набрав в восемь с половиной раз больше очков: 424 против 50. Выше, чем наша, располагается и китайская (89). В женском Кубке наций лучшие позиции среди азиатских лыжниц занимают тоже представительницы Японии.

Лидеры сборной Страны восходящего солнца Наото Баба, который нынешней зимой трижды пробивался в топ-20 на этапах КМ (последний раз это случилось в минувшее воскресенье), а также дважды в топ-10 на отдельных гонках супермногодневки «Тур де Ски», и другие в Харбин не поехали. Тогда как Казахстан делегировал практически сильнейший состав, который «всухую» проиграл и китайской дружине (5 золотых медалей), и ослабленной отсутствием лидеров японской (1). Некоторые, возможно, напомнят о том, что на Азиаду не поехал спринтер Станислав Матасов, единственный в нашей мужской команде, кто в текущем сезоне на этапах КМ пробивался в зачетную зону, но китаец Сянь Вань показывает на международных соревнованиях более высокие результаты – он и выиграл индивидуальный спринт на харбинской трассе.

В скоростном беге на коньках Японию тоже представляли большей частью вторые номера сборной. Например, в женской команде не было ни Михо Такаги, сильнейшей в мире на дистанциях 1000 («тысяча») и 1500 («полуторка») метров, которые она выиграла в том числе на прошлогоднем мировом первенстве, ни тяготеющей к спринту Юкино Йошида, ни стайера Момоко Харикава. В такой ситуации путь к золотым медалям открывался для китаянок, среди которых самая приметная – Хань Мей: на последнем чемпионате мира она завоевала «серебро» и на 1000-, и на 1500-метровке, уступив только Такаги.

На этих же дистанциях специализируется и лидер казахстанской сборной Надежда Морозова. Прежде она лучше выступала на «полуторке»: занимала призовые места на этапах Кубка мира, а по итогам сезона 2022/23 стала 4-й в общем зачете КМ – прекрасный результат. Затем ее предпочтения изменились в пользу «тысячи», и теперь на соревнованиях мирового уровня она редко приближается к пьедесталу. Но на Азиаде наша конькобежка обязана была бороться если не за «золото» (фаворитом считалась Хань Мей), то за «серебро» или, как минимум, за «бронзу» на обеих дистанциях. Однако она довольствовалась 7-м и 8-м местами, проиграв в том числе даже тем соперницам, которые прежде бежали медленнее, чем она (если судить по личным рекордам), а бронзовым призерам уступила 1,57 секунды на «тысяче» и 2,88 на «полуторке», что очень много.

В этом виде спорта были разыграны в общей сложности 42 награды (14 комплектов). И лишь две из них достались казахстанцам, причем обе в неолимпийских дисциплинах: «серебро» в беге на диковинную дистанцию 100 метров завоевал Евгений Кошкин, а «бронзу» в командном спринте, в котором участвовали лишь четыре сборные, – наше женское трио, сумевшее опередить только японок. Последние, напомним, приехали на Азиаду не в лучшем составе. На остальных дистанциях, особенно стайерских, сильных конькобежцев в Казахстане попросту нет.


Подсластили пилюлю…

Еще один медалеемкий вид спорта – шорт-трек: в нем разыгрывались 9 комплектов наград. Он, пожалуй, единственный среди зимних, где казахстанцы в последние годы стабильно показывают довольно высокие результаты (даже в могуле такого нет). Правда, это относится только к мужской команде. Но, конечно, наша сборная уступает южнокорейской и китайской, которые вместе с голландской и канадской составляют квартет сильнейших на планете. Мужская эстафета в Харбине складывалась таким образом, что именно два главных фаворита должны были разыграть «золото», однако на заключительном повороте китаец и кореец столкнулись (первый упал, второй устоял, но ценой потери скорости), чем воспользовался бежавший за ними казахстанец. В шорт-треке подобное случается часто.

В какой-то степени эту победу можно считать компенсацией за неудачу на 500-метровке, где серебряный призер прошлогоднего чемпионата мира Денис Никиша мог побороться за первое место, но заработал дисквалификацию в полуфинале. Кстати, на этой дистанции первенствовал Линь Сяоджун из Китая (до 2019-го он под именем Лим Хё-Джун выступал за родную Южную Корею) – тот самый, кому Денис уступил в финале ЧМ-2024. Кроме «золота» в мужской эстафете, казахстанцы завоевали «серебро» в женской и смешанной. А вот в индивидуальных дисциплинах они остались вне призовых мест. Так что однозначно оценить их результаты сложно.

Еще одну золотую медаль нашей стране принесли Шерзод Хаширбаев и Роман Иванов – они отличились в синхронных акробатических прыжках, которые на официальных международных турнирах и тем более на Олимпиадах отсутствуют. Надо сказать, что в лыжной акробатике разыгрывались в общей сложности пять комплектов наград, а оспаривали их представители лишь трех стран – китайцы, казахстанцы и довольно слабые в этой дисциплине японцы. С учетом данного обстоятельства четыре медали наших соотечественников (половина их получена в тех самых синхронных прыжках), включая одну золотую, вряд ли могут служить предметом гордости.

Куда более высокий уровень конкуренции был на соревнованиях фигуристов: в женском одиночном катании выступили 24 девушки из 14 стран, а в мужском – 16 парней из 10. И если натурализованная россиянка Софья Самоделкина, принявшая спортивное гражданство Казахстана, остановилась в одном шаге от пьедестала, уступив в том числе бронзовой и золотой медалисткам последнего чемпионата мира соответственно из Южной Кореи и Японии, то 20-летний уроженец нашей южной столицы Михаил Шайдоров смог завоевать «бронзу». Он пропустил вперед себя только двух фигуристов, входящих в мировую элиту: первое место занял обладатель «серебра» чемпионата мира 2023-го кореец Ча Джун-Хван, второе – «вечно серебряный» японец Юма Кагияма, который останавливался в одном шаге от высшей ступени пьедестала почёта на Олимпиаде-2022 и на трех ЧМ. При этом казахстанец в произвольной программе получил от судей более высокую оценку, чем Кагияма. К слову, Шайдоров год от года прибавляет, и о его прогрессе свидетельствует хотя бы то, что в нынешнем сезоне он добился права выступить в финале мирового «Гран-при», куда допускаются лишь шесть сильнейших.

Последние медали Игр достались хоккеистам. «Золото» мужской сборной Казахстана было вполне ожидаемым – все-таки она, в отличие от других азиатских команд, в последние годы постоянно играет на чемпионатах мира в элитном дивизионе. А вот «серебро», добытое девушками, стало приятным сюрпризом, ведь наша женская дружина в рейтинге Международной федерации хоккея располагается на 23-й позиции – ниже, чем и корейская (18-я), и китайская (12-я), и тем более японская (7-я).


Впрочем, если говорить об итогах Азиады в целом, то хоккеисты лишь подсластили горькую пилюлю…

Похожие статьи

Казахстан на зимней Азиаде: это и есть эффект от миллиардных вложений?
17.02.2025, автор Женис Байхожа.
Победы и провалы: как прошёл для Казахстана сезон в зимних видах спорта?
3.04.2024, автор Женис Байхожа.
После Игр кочевников: можно ли верить восторженным оценкам организаторов?
2.10.2024, автор Женис Байхожа.
Почему в сборных Казахстана мало казахов?
27.12.2023, автор Женис Байхожа.
Спортивный тупик для Казахстана
22.11.2023, автор Женис Байхожа.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Казахстан на зимней Азиаде: вполне закономерное фиаско