27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Медиа-школы для журналистов и блогеров из стран СНГ: в чем их польза?

6.03.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
В 2024 году Политологический центр «Север-Юг» организовал совместно с Сосом Мартиросяном, депутатом городского собрания Сочи, цикл медиа-школ «Новые технологии в креативных индустриях: медиаизмерение». Их участниками стали блогеры из Армении, Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и России. Они прошли обучение в виде мастер-классов и практических занятий, которые вели медийные блогеры России и Казахстана. Чем интересны медиа-школы? В чем их польза? Об этом мы решили поговорить с Сосом Мартиросяном.

- Сос Граатович, расскажите, как появилась эта идея? И какие задачи вы перед собой ставили?
- Идея возникла из понимания того, что сегодня журналистам и блогерам нужны не только классические навыки работы с информацией, но и новые инструменты, позволяющие эффективно взаимодействовать с аудиторией в условиях цифровой среды. Мы увидели потребность в качественном обучении, особенно для региональных медиа, и решили создать пространство, где профессионалы могли бы обмениваться опытом, получать актуальные знания и осваивать новые форматы работы.
В качестве спикеров была приглашена команда успешных медиа-тренеров, в том числе Ренат Янбеков, директор SMM-агентства NRP Agency, эксперт по вертикальным видео и SMM, автор книги «TikTok без танцев», а также обучающих курсов по видео и SMM для ведущих образовательных платформ России: Skillbox, Нетологии, Geek Brain; Маргарита Петракова, ведущий менеджер по работе с сообществами ВКонтакте (Ex-ТНТ Music, Европейская медиагруппа, Русская медиагруппа, Яндекс Музыка); Павел Перегудов, продюсер, учредитель первого в России конкурса генеративных фильмов MyFilm48, креативный продюсер Питчинга региональных киностартапов Фонда поддержки регионального кинематографа, медиапродюсер; Анастасия Чикурова, руководитель проектов/ Team Leader Ip Digital Agency (проекты: игорная зона «Красная Поляна», Сочи Парк); Азат Григорян, режиссер документального фильма «Баста. Суперигра»; Валерия Турищева, тим-лид молодежного направления HR-бренда Beeline, эксперт «Росмолодежи», координатор окружного форума для молодых медийщиков «МедиаДвиж». Также участникам был предложен тренинг «Информационная война искусственного интеллекта: битва за правду в социальных сетях и метавселенной», который провел приглашенный профессор Университета Ка Фоскари, ISTE-IUL (Лиссабон) Марко Марсили.
Основными задачами были повышение уровня медиаграмотности, развитие навыков аналитики и критического мышления, а также создание профессионального сообщества, призванного способствовать качественному освещению актуальных тем. Важным направлением стало и укрепление добрососедских отношений между странами СНГ через совместные медийные проекты. Нам было важно дать участникам не просто теорию, а практические инструменты, которые они сразу могли бы применить в своей работе, в том числе для распространения объективной информации о странах региона и борьбы с дезинформацией.
- Почему вы выбрали именно формат медиа-школ? В чем его преимущества над другими методами образовательной работы с журналистами и блогерами? И стоит ли ожидать продолжения этого проекта в будущем — возможно, в новом формате или с расширенной программой?
- Мы выбрали формат медиа-школ потому, что он максимально практико-ориентированный. В отличие от классических лекций или онлайн-курсов, здесь участники не только получают теоретические знания, но и сразу применяют их на практике, взаимодействуют с экспертами, обсуждают кейсы и получают обратную связь. Это позволяет быстрее осваивать новые инструменты и адаптироваться к современным реалиям медиа.
Что касается продолжения, то, безусловно, мы планируем развивать проект. Мы увидели большой интерес и запрос на более углубленное изучение отдельных тем, таких, как фактчекинг, работа с источниками, сторителлинг и продвижение контента. В будущем хотим сделать упор на цифровые технологии и их роль в современной журналистике, блогинг и digital-контент, которые меняют медиасреду, а также на возможности коллабораций между журналистами и блогерами стран СНГ. Такое взаимодействие помогает создавать более объективную и многогранную картину происходящего.
- На кого в первую очередь была рассчитана программа медиа-школ? Насколько охотно молодежь откликнулась на призыв к участию?
- Программа была рассчитана прежде всего на молодых журналистов, блогеров, студентов профильных вузов, а также на тех, кто только делает первые шаги в медиа. Нам было важно дать участникам не только базовые знания, но и современные инструменты работы с информацией, которые помогут им создавать качественный и востребованный контент.
Молодежь из стран СНГ откликнулась очень активно, что подтвердило высокий интерес к теме. Мы видели, как участники вовлекаются в процесс, задают вопросы, стремятся применять полученные знания на практике. Особенно радует, что среди них были талантливые ребята, которые, без сомнения, могут стать будущими лидерами в этой сфере деятельности. Кроме того, медиа-школа стала площадкой для обмена мнениями между представителями стран СНГ. Участники обсуждали специфику медиарынка в своих странах, делились профессиональными наблюдениями и находили точки соприкосновения в работе. Такой формат не только помогает повысить уровень подготовки специалистов, но и способствуют формированию более глубокого понимания медиапроцессов в регионе. Также мы видим, как через цифровые технологии можно развивать добрососедские отношения между нашими странами.
- Какие главные выводы можно сделать по итогам проведенных мероприятий?
- По итогам работы медиа-школ мы сделали несколько ключевых выводов. Во-первых, у молодых журналистов и блогеров существует значительный интерес к практико-ориентированным образовательным программам. Участники особенно высокого оценили возможность непосредственного общения с экспертами и применения полученных знаний на практике.
Во-вторых, мы отметили необходимость в дальнейшем развитии навыков работы с цифровыми инструментами и платформами. Многие участники выразили желание углубить свои знания в области цифровой журналистики, аналитики данных и мультимедийного контента.
Все эти выводы помогут нам в планировании будущих мероприятий и улучшении программ обучения, чтобы ещё более эффективно отвечать на потребности нашей аудитории.
- Планируются ли дальнейшие проекты, связанные с медиаобразованием, в других городах или странах?
- Да, мы планируем расширять наши медиаобразовательные проекты в других городах и странах СНГ. К примеру, собираемся провести в 2025 году четыре этапа медиа-школ в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и итоговый в городе Сочи. Мы делаем акцент на цифровые технологии и их роль в современной журналистике, блогинг и digital-контент. Мы запланировали мастер-классы и тренинги, а также проектные сессии от создания личного бренда до создания контента через AI, VR или AR.
Это могут быть AI-редакция будущего, где контент создают и проверяют нейросети; виртуальная журналистика, где интервьюер — цифровой аватар в метавселенной; XR-сторителлинг, где новости подаются в формате дополненной реальности; иммерсивный TikTok-документальный проект, где зритель управляет сюжетом.
Участники медиа-школы создадут новую концепцию Медиаплатформы-2030, где управление контентом будет частично или полностью передано нейросетям и алгоритмам. По итогам работы участники презентуют свои проекты перед экспертами – членами жюри. Заключительный этап превращает традиционные презентации в иммерсивные digital-форматы, которые показывают будущее медиа. Участники с лучшими проектами будут награждены призами.
- Большое спасибо за интервью и успехов во всех начинаниях.

- Сос Граатович, расскажите, как появилась эта идея? И какие задачи вы перед собой ставили?
- Идея возникла из понимания того, что сегодня журналистам и блогерам нужны не только классические навыки работы с информацией, но и новые инструменты, позволяющие эффективно взаимодействовать с аудиторией в условиях цифровой среды. Мы увидели потребность в качественном обучении, особенно для региональных медиа, и решили создать пространство, где профессионалы могли бы обмениваться опытом, получать актуальные знания и осваивать новые форматы работы.
В качестве спикеров была приглашена команда успешных медиа-тренеров, в том числе Ренат Янбеков, директор SMM-агентства NRP Agency, эксперт по вертикальным видео и SMM, автор книги «TikTok без танцев», а также обучающих курсов по видео и SMM для ведущих образовательных платформ России: Skillbox, Нетологии, Geek Brain; Маргарита Петракова, ведущий менеджер по работе с сообществами ВКонтакте (Ex-ТНТ Music, Европейская медиагруппа, Русская медиагруппа, Яндекс Музыка); Павел Перегудов, продюсер, учредитель первого в России конкурса генеративных фильмов MyFilm48, креативный продюсер Питчинга региональных киностартапов Фонда поддержки регионального кинематографа, медиапродюсер; Анастасия Чикурова, руководитель проектов/ Team Leader Ip Digital Agency (проекты: игорная зона «Красная Поляна», Сочи Парк); Азат Григорян, режиссер документального фильма «Баста. Суперигра»; Валерия Турищева, тим-лид молодежного направления HR-бренда Beeline, эксперт «Росмолодежи», координатор окружного форума для молодых медийщиков «МедиаДвиж». Также участникам был предложен тренинг «Информационная война искусственного интеллекта: битва за правду в социальных сетях и метавселенной», который провел приглашенный профессор Университета Ка Фоскари, ISTE-IUL (Лиссабон) Марко Марсили.
Основными задачами были повышение уровня медиаграмотности, развитие навыков аналитики и критического мышления, а также создание профессионального сообщества, призванного способствовать качественному освещению актуальных тем. Важным направлением стало и укрепление добрососедских отношений между странами СНГ через совместные медийные проекты. Нам было важно дать участникам не просто теорию, а практические инструменты, которые они сразу могли бы применить в своей работе, в том числе для распространения объективной информации о странах региона и борьбы с дезинформацией.
- Почему вы выбрали именно формат медиа-школ? В чем его преимущества над другими методами образовательной работы с журналистами и блогерами? И стоит ли ожидать продолжения этого проекта в будущем — возможно, в новом формате или с расширенной программой?
- Мы выбрали формат медиа-школ потому, что он максимально практико-ориентированный. В отличие от классических лекций или онлайн-курсов, здесь участники не только получают теоретические знания, но и сразу применяют их на практике, взаимодействуют с экспертами, обсуждают кейсы и получают обратную связь. Это позволяет быстрее осваивать новые инструменты и адаптироваться к современным реалиям медиа.
Что касается продолжения, то, безусловно, мы планируем развивать проект. Мы увидели большой интерес и запрос на более углубленное изучение отдельных тем, таких, как фактчекинг, работа с источниками, сторителлинг и продвижение контента. В будущем хотим сделать упор на цифровые технологии и их роль в современной журналистике, блогинг и digital-контент, которые меняют медиасреду, а также на возможности коллабораций между журналистами и блогерами стран СНГ. Такое взаимодействие помогает создавать более объективную и многогранную картину происходящего.
- На кого в первую очередь была рассчитана программа медиа-школ? Насколько охотно молодежь откликнулась на призыв к участию?
- Программа была рассчитана прежде всего на молодых журналистов, блогеров, студентов профильных вузов, а также на тех, кто только делает первые шаги в медиа. Нам было важно дать участникам не только базовые знания, но и современные инструменты работы с информацией, которые помогут им создавать качественный и востребованный контент.
Молодежь из стран СНГ откликнулась очень активно, что подтвердило высокий интерес к теме. Мы видели, как участники вовлекаются в процесс, задают вопросы, стремятся применять полученные знания на практике. Особенно радует, что среди них были талантливые ребята, которые, без сомнения, могут стать будущими лидерами в этой сфере деятельности. Кроме того, медиа-школа стала площадкой для обмена мнениями между представителями стран СНГ. Участники обсуждали специфику медиарынка в своих странах, делились профессиональными наблюдениями и находили точки соприкосновения в работе. Такой формат не только помогает повысить уровень подготовки специалистов, но и способствуют формированию более глубокого понимания медиапроцессов в регионе. Также мы видим, как через цифровые технологии можно развивать добрососедские отношения между нашими странами.
- Какие главные выводы можно сделать по итогам проведенных мероприятий?
- По итогам работы медиа-школ мы сделали несколько ключевых выводов. Во-первых, у молодых журналистов и блогеров существует значительный интерес к практико-ориентированным образовательным программам. Участники особенно высокого оценили возможность непосредственного общения с экспертами и применения полученных знаний на практике.
Во-вторых, мы отметили необходимость в дальнейшем развитии навыков работы с цифровыми инструментами и платформами. Многие участники выразили желание углубить свои знания в области цифровой журналистики, аналитики данных и мультимедийного контента.
Наконец, важным итогом стало понимание того, что медиасреда СНГ обладает схожими вызовами и возможностями. Мы увидели потенциал в создании сообщества выпускников медиа-школ для дальнейшего обмена опытом и поддержания профессиональных связей, так как ребята еще и между собой нашли общий диалог. Данное сообщество может стать платформой для постоянного профессионального роста и сотрудничества. Это показывает, что современное медиа может не только информировать, но и способствовать лучшему пониманию процессов, происходящих в наших странах.
Все эти выводы помогут нам в планировании будущих мероприятий и улучшении программ обучения, чтобы ещё более эффективно отвечать на потребности нашей аудитории.
- Планируются ли дальнейшие проекты, связанные с медиаобразованием, в других городах или странах?
- Да, мы планируем расширять наши медиаобразовательные проекты в других городах и странах СНГ. К примеру, собираемся провести в 2025 году четыре этапа медиа-школ в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и итоговый в городе Сочи. Мы делаем акцент на цифровые технологии и их роль в современной журналистике, блогинг и digital-контент. Мы запланировали мастер-классы и тренинги, а также проектные сессии от создания личного бренда до создания контента через AI, VR или AR.
Это могут быть AI-редакция будущего, где контент создают и проверяют нейросети; виртуальная журналистика, где интервьюер — цифровой аватар в метавселенной; XR-сторителлинг, где новости подаются в формате дополненной реальности; иммерсивный TikTok-документальный проект, где зритель управляет сюжетом.
Участники медиа-школы создадут новую концепцию Медиаплатформы-2030, где управление контентом будет частично или полностью передано нейросетям и алгоритмам. По итогам работы участники презентуют свои проекты перед экспертами – членами жюри. Заключительный этап превращает традиционные презентации в иммерсивные digital-форматы, которые показывают будущее медиа. Участники с лучшими проектами будут награждены призами.
Мы видим высокий интерес к качественному обучению в сфере медиа, и наша цель — сделать эти программы доступными для более широкой аудитории. Помимо этого, мы будем развивать сотрудничество между журналистами и блогерами стран СНГ, создавая условия для обмена опытом и обсуждения профессиональных стандартов работы с информацией. Это способствует не только повышению качества контента, но и более объективному освещению событий, что важно для профессионального развития медиаотрасли в целом.
- Большое спасибо за интервью и успехов во всех начинаниях.
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Палки в колеса: странные запретительные меры от КТЖ
25.02.2025, автор Гульнар Муканова.