АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Украинские атаки на КТК: чем может и должен ответить Казахстан?

Украинские атаки на КТК: чем может и должен ответить Казахстан?

28.03.2025, автор Сауле Исабаева.

RU KZ EN
24 марта один из объектов Каспийского трубопроводного консорциума вновь подвергся атакам украинских беспилотников. И, похоже, не в последний раз. Во всяком случае, у Астаны нет серьезных рычагов влияния на Киев, чтобы предотвратить новые удары, которые могут нарушить стабильную работу КТК и, как следствие, снизить экспортную выручку страны. О том, есть ли у Казахстана в сложившейся ситуации хоть какие-то возможности для маневра, рассуждает политолог Максим Казначеев.

- Министерство иностранных дел РК уже дважды выражало Украине свою озабоченность по поводу атак на инфраструктуру КТК. Но достаточно ли этого, чтобы она отказалась от своих намерений? Какие еще шаги Казахстану следовало бы предпринять?

- Те действия, которые казахстанской стороне были доступны, она уже предприняла, когда еще после первой атаки на Каспийский трубопроводный консорциум довела до украинской стороны официальную озабоченность по поводу того, что якобы ее собственность подвергается ударам. Почему якобы? Потому что в составе акционеров КТК Казахстану принадлежат всего лишь около 20% акций. А, значит, Киев всегда может сказать, что не стремился так или иначе нанести повреждения именно казахстанской транспортной инфраструктуре.

По большому счёту, это атака именно на собственность западных компаний, поскольку в структуре КТК даже российской стороне принадлежит всего лишь около 31% акций. То есть нельзя говорить, что это какой-то чисто российский транспортный проект. И когда Киев наносит по нему удары, мы должны понимать, что он атакует конкретно американскую и европейскую собственность. В этом смысле мы видим, скорее, попытки Украины выйти на какие-то договоренности со странами Запада, нежели с Казахстаном или Россией.

- Но почему выбор пал именно на КТК? Наверняка есть другие, чисто российские объекты такого назначения?

- Насколько можно предположить, чисто российские инфраструктурные объекты подобного рода достаточно хорошо прикрыты средствами противовоздушной обороны РФ. В отличие от КТК. Думаю, российская сторона исходила из того, что в первую очередь это западная собственность, которую Киев не станет атаковать, и потому на прикрытие данного маршрута никаких серьезных средств не выделяла. А это еще один аргумент в пользу того, что удары по КТК - именно удары по позициям западных компаний.

- Может, Казахстану стоит пойти на какие-то резкие шаги, в том числе на дипломатическом, политическом уровнях? Какими они могут быть в теории и к каким последствиям привести?

- Кроме словесной атаки на Киев, которую МИД уже предпринял, никаких других инструментов давления на него мы не имеем. По той простой причине, что у Казахстана в данный момент нет серьёзных торговых отношений с Украиной, как и у Украины нет серьезных инфраструктурных интересов на территории РК.

Поэтому и о резких шагах говорить не приходится. Симметричных действий в отношении украинской инфраструктуры Казахстан совершить не может Непосредственно в конфликт вступать не будет. Могли бы быть предприняты какие-то меры в отношении украинских компаний, работающих в РК, но, насколько мне известно, серьезного экономического присутствия Киева на нашей территории тоже нет.


- А, может, следует выдвинуть Украине финансовые претензии, если атаки приведут к недобору значительных сумм в республиканский бюджет? Например, обратиться в международный арбитраж по этому поводу…

- На самом деле возможности для нормальной и стабильной поставки нефти в рамках Каспийского трубопроводного консорциума уже отсутствуют, а значит, казахстанский бюджет прямо сейчас несет серьезные потери. Можно, конечно, подать какие-то иски в международные арбитражные суды, но необходимо учесть, что украинская сторона не имеет сколько-нибудь серьезных экономических активов за пределами страны (в тех же Европе, США), которые могли бы быть использованы для компенсации в пользу Казахстана. Даже в том случае, если судебные решения будут позитивными для нас.

Кроме того, необходимо отметить, что судебно-арбитражное разбирательство, как правило, занимает достаточно длительное время. Может пройти несколько лет от его начала до получения конечной компенсации. А это не решает текущих бюджетных проблем Казахстана. Данный шаг даст эффект только постфактум.

- В случае приостановки (остановки) прокачки нефти по КТК финансовые потери понесут также крупнейшие западные компании, занимающиеся ее добычей на западе Казахстана. Они наверняка имеют влияние на правительства своих стран (США, Франция, Италия и т.д.), которые в свою очередь имеют влияние на власти Украины. Почему главы этих компаний не поставят вопрос ребром? Или здесь есть какие-то причины политического характера?

- Наверняка западные компании, которые ведут добычу нефти в Казахстане и используют Каспийский трубопровод для ее экспорта на западные рынки, поставят перед своими политическими элитами вопрос о необходимости компенсации тех потерь, которые они понесут вследствие атак на него. Но нужно понимать, что такие выплаты будут затрагивать финансовые интересы исключительно этих компаний. Имеется в виду следующая схема: к примеру, Chevron получит компенсации от правительства США в рамках части той помощи, которая предоставляется Киеву. И таким образом деньги просто даже не покинут территорию Штатов.

Что касается Казахстана как заинтересованной стороны, то компенсационные выплаты, предназначенные для западных компаний, необязательно будут в равной степени предоставлены и ему, в частности, «КазМунайГазу». Поскольку, как я уже говорил, наша доля в КТК составляет всего лишь 20%. Западные элиты просто оставят ущерб, нанесенный Казахстану, за скобками разбирательства. Либо предложат опять же обратиться в международный арбитраж с расчетом на то, что компенсации будут получены спустя годы.


Иначе говоря, политические элиты Запада вполне могут пожертвовать экономическими интересами своих компаний ради того, чтобы достичь определенных политических преференций в виде давления на российскую сторону. Хотя это маловероятно, поскольку у РФ в КТК, повторюсь, всего лишь 31% акций.

- Россия и Украина в рамках первого этапа «мирного процесса», инициированного США, обязались в течение 30 дней не наносить удары по энергетической инфраструктуре, а значит, и по КТК. Как вы оцениваете вероятность соблюдения (а затем и пролонгации) этих обязательств?

- Есть определенная неточность в формулировке вопроса. Дело в том, что Россия и Украина в рамках предполагаемого мирного процесса формируют списки своих объектов энергетической инфраструктуры, которые подпадают под мораторий на атаки. А поскольку основными собственниками КТК являются западные компании, то как раз он в этот список с высокой долей вероятности не попадет. Соответственно, конкретно Каспийского трубопровода ни мирный процесс, ни инициативы по блокированию ударов могут и не касаться.

Кроме того, необходимо учесть, что в данный момент 30-дневный мораторий действует только с российской стороны и будет завершен уже фактически 18 апреля. Украина к этому мораторию пока еще не подключалась. Она ждет утверждения того самого списка объектов со стороны США и РФ. Только после этого, возможно, удары по энергетической инфраструктуре будут прекращены.

Но вероятность такого сценария, на мой взгляд, минимальна. Скорее всего, военный конфликт будет развиваться и далее. Соответственно и вторая часть вашего вопроса относительно пролонгации этих обязательств тоже снимается. Ведь если не будет первой 30-дневной части, то не будет и возможностей продления подобного рода.

Похожие статьи

Форс-мажор для экспорта казахстанской нефти
20.02.2025, автор Виктор Долгов.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
В ожидании кризисов 2025-го: как Казахстану смягчить их удары?
10.12.2024, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Украинские атаки на КТК: чем может и должен ответить Казахстан?