АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Центральная Азия и Евросоюз: почему Самарканд – не Рамштайн…

Центральная Азия и Евросоюз: почему Самарканд – не Рамштайн…

Вчера, 08:47, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Николай Кузьмин, политолог:

Людям свойственно приукрашивать рутинные события своей жизни, наделять их особым внутренним смыслом и связывать с ними надежды на лучшее. С понедельника принято начинать новую жизнь, повторяющийся из года в год день весеннего равноденствия стал праздником Наурыз… А ежегодная встреча казахстанских и европейских чиновников дарит нам надежду на отмену или хотя бы на упрощение сложных, утомительных, а порой и откровенно унизительных визовых процедур.

Всё как мы любим

3-4 апреля в Самарканде состоится саммит Центральная Азия – Европейский Союз. В нем примут участие главы пяти государств нашего региона, а со стороны ЕС – президент Европейского совета Антониу Кошта и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Региональный формат политического диалога – сравнительно новый в международных отношениях. Он получил распространение примерно четверть века назад и был связан с превращением региональных объединений в субъекты международных отношений. Но к тому времени политические элиты стран ЦА уже опробовали различные модели центрально-азиатской интеграции и приобрели стойкую аллергию к ней.

Сегодня наш регион объединяют не общие цели, интересы или проекты, а диалог в формате «5+1», то есть Центральная Азия плюс кто-то еще (США, Россия, Китай, Япония и многие другие). Именно там обычно и встречаются лидеры пяти государств ЦА. Лишь раз в год происходит консультативная встреча без участия посторонних. Регулярные форумы в формате «5+1» можно сравнить с экзоскелетом, который держит страны региона вместе за счет различных программ, дорожных карт, инициатив и меморандумов, которые написаны не нами, но для нас.


У Евросоюза, в свою очередь, есть институты диалога с Африкой, Латинской Америкой, странами Средиземноморья, Восточной Азией и т.д. Так что саммит ЦА-ЕС – просто один из многих диалоговых форматов подобного рода. И результаты сотрудничества с Европой у нашего региона примерно такие же, как у Африки или Латинской Америки.

Возможно, для Евросоюза эти форумы – утомительная и скучная рутина, но для нас любая такая встреча – праздник. С вкусной едой, красивыми песнями и добрыми словами в адрес гостей и партнеров. Все, кому довелось бывать на приемах, устраиваемых дипломатическими представительствами по случаю национальных праздников своих стран, знают, как сильно отличаются бюджетные угощения европейских посольств от тех, которыми потчуют пришедших посольства Казахстана. Разница как между эконом- и бизнес-классом в самолете. Можно не сомневаться, что и в Самарканде участников ждут два дня праздника.

Уже сегодня наше информационное пространство заполнено высказываниями политиков, политологов и просто лидеров мнений о том, что саммит в Самарканде откроет новую главу, придаст новый импульс, поднимет на новый уровень... Словом, всё как мы любим.

А вот конфронтация нам не нужна. Разные там жесткие ответы и мощные сигналы оставьте для Парижа и Рамштайна, для коалиций решительных и желающих. Не случайно президент РК Касым-Жомарт Токаев на встрече с еврокомиссаром Каей Каллас отметил особую важность проявления сдержанности и ответственности в оценке происходящих в мире сложных событий.

Что они могут нам дать

Если оглянуться назад и сравнить содержание самых первых стратегических документов ЕС по Центральной Азии (они были приняты в 1995-м) со стратегией 2019 года, то нельзя не заметить, что из них постепенно исчезает тема демократических институтов и прав человека в ЦА. Вряд ли она вообще будет подниматься в Самарканде. Приоритеты европейцев поменялись, их интересует не демократия, а нефть, газ и металлы, которых в наших краях пока достаточно.

Простое перечисление различные инициатив, стратегий и дорожных карт, придуманных для Центральной Азии чиновниками в Брюсселе, займет десятки страниц. Практическое же присутствие европейских компаний в странах региона выглядит намного скромнее. Если говорить об экономических интересах как фундаменте, на котором стоят институты сотрудничества ЕС и ЦА, то они есть лишь у Казахстана. Италия – главный покупатель нашей нефти, оффшорные Нидерланды – главный инвестор в нашу нефтянку. Для Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана основной торговый партнер в Европе – Швейцария, куда они продают золото. А среди членов ЕС крупных импортеров, тем более экспортеров, совсем нет. Для региона в целом главными торгово-инвестиционными партнерами являются Россия и Китай.

Кроме того, сегодня европейская экономика находится не в лучшей форме. Германия второй год подряд не может выйти из рецессии: в 2024-м падение ВВП составило 0,2%, в 2023-м – 0,3%. В Италии в прошлом году рост был нулевым, во Франции он ограничился показателем в 1,1%. Все с завистью глядят на Испанию, где экономика выросла на 3,2%.

А вот в странах Центральной Азии продолжается неудержимый экономический рост. В 2024-м он составил в Казахстане 4,8%, в Кыргызстане 9%, в Таджикистане 8,4%, в Туркменистане 6,3%, в Узбекистане 6,5%.

Можно было бы подумать, что европейцы едут к нам учиться управлению национальными экономиками. Ведь научились же они у нас работе с оппозицией – Кэлин Джорджеску, Алис Вайдель и Марин Ле Пен могут это подтвердить. Но, как видно из совместного коммюнике, принятого по итогам министерской встрече в Ашхабаде, на которой присутствовала Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности – вице-президент Европейской комиссии Кая Каллас, речь пойдет о единстве вокруг общих ценностей и целей.


В текстах итоговых документов – и того, который уже принят в Ашхабаде, и того, который вскоре примут в Самарканде, – ключевым словом является «приверженность» (commitment). Участники встречи выразили (и вскоре вновь выразят) приверженность укреплению всеобъемлющего партнерства, основанного на общих ценностях и взаимных интересах, углублению связей на самом высоком уровне, совместной работе ради мира, безопасности, продвижения основных прав и устойчивого развития, соблюдению Устава ООН и многому другому. Никакой «агрессии» или «полномасштабного военного вторжения» там нет и не будет.

Поскольку мероприятия такого уровня готовятся заранее, то споры, жалобы, взаимные обвинения и прочие согласования позиций обычно не поднимаются выше рабочих групп. В редких случаях они всплывают на министерских встречах. Весьма вероятно, что европейцы хотели бы каким-то образом подключить страны Центральной Азии к помощи Украине. О направлении туда миротворцев они, конечно, не думают. Но вот о поставках туркменского газа, казахстанской нефти и урана или даже тепловыделяющих сборок для украинских АЭС – да, такое вполне могли обсуждать.

Дистанцируясь от войны

Что объединяет сегодняшний Евросоюз? Подготовка к войне с Россией. Об этом говорят на различных саммитах, конференциях и встречах, этому посвящены резолюции Европарламента и принимаемые Еврокомиссией документы стратегического планирования.

Например, в марте была опубликована «Белая книга европейской обороны – готовность 2030». В ней сказано, что Европа должна быть готова к войне в течение пяти лет. Этой готовности предполагается достичь за счет увеличения расходов на оборону и мероприятий по развитию оборонной промышленности.

Вскоре после этого Европейская комиссия представила новую Стратегию готовности к кризисам, в которой рекомендует всем жителям Европы запастись водой, едой и лекарствами на 72 часа на случай войны или чрезвычайной ситуации. А правительства стран ЕС в рамках этой стратегии создадут единую цифровую платформу с данными о местах укрытий и пунктах помощи, сформируют общеевропейские запасы лекарств, продовольствия и топлива, будут проводить учения с участием гражданских и военных служб.

Несмотря на оттенок абсурдности и комичности, который придают этой стратегии видеоролики с участием еврокомиссаров и комментарии экспертов, меры предлагаются абсолютно правильные. И для казахстанцев, которые должны быть готовы к наводнениям и землетрясениям, было бы нелишним и уроки гражданской обороны вспомнить, и последние рекомендации европейцев изучить.

Некоторые политологи уверяют нас, что Центральная Азия дистанцируется от России. В действительности она дистанцируется от войны. Поэтому Москва из политической повестки для Центральной Азии убирает все упоминания об Украине и о войне, зато оставляет санкции, которые наши страны стараются не нарушать, а осторожно обходить.


Европейские страны, объединившиеся для поддержки Украины в «коалицию желающих», на недавней встрече в Париже заявили о преждевременности ослабления или отмены санкций против России. В совместном коммюнике по итогам встречи в Ашхабаде министров иностранных дел стран Центральной Азии с вице-президентом Еврокомиссии сказано: «ЕС поделился информацией об ограничительных мерах, принятых в текущем геополитическом контексте, подчеркнув критическую важность предотвращения обхода санкций. Участники согласились продолжить сотрудничество по этому вопросу, чтобы избежать реэкспорта общих высокоприоритетных товаров». Вероятно, что-то похожее будет включено и в итоговый документ предстоящей встречи в Самарканде.

Но в конце августа – начале сентября в Китае пройдет очередной саммит ШОС, на котором все страны нашего региона подпишутся под итоговой декларацией. А в ней будет сказано, что одностороннее применение санкций несовместимо с принципами международного права и оказывает негативное влияние на третьи страны и международные экономические отношения.
Что же касается обещанного Каей Каллас упрощения процедуры выдачи шенгенской визы казахстанцам, то хотелось бы ошибиться, но в обозримом будущем такого шага ожидать не стоит.

Похожие статьи

Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахстан и Узбекистан: с лидеров региона и спрос особый
8.08.2024, автор Spik.kz.
От пограничных споров до противостояния Западу: какое будущее ждет ШОС?
6.03.2024, автор Сауле Исабаева.
Как казахи теряют духовное наследие, и можно ли его восстановить?
30.09.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Центральная Азия и Евросоюз: почему Самарканд – не Рамштайн…