1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Рабство в Казахстане 21-го века – тема нового романа

30.04.2025, автор Баян Ахмет.
RU
KZ
EN
В книжных магазинах и на сайте Flip.kz недавно появился роман «Невольник», в котором, наверное, впервые в истории казахстанской литературы поднимается тема современного рабства. Да-да, такое явление, как бы ни было печально это сознавать, существует и в наши дни. Автор произведения Сапар Заман согласился ответить на вопросы Spik.kz.
- Можете вкратце рассказать, о чем ваша книга?
- В своем романе я описываю события, которые происходили в начале «нулевых» годов, но были порождены процессами, начавшимися десятилетием раньше в результате развала СССР. Масштабные изменения (можно даже сказать, тектонические сдвиги), охватившие территорию некогда огромной советской империи, слом складывавшегося на протяжении многих лет и ставшего привычным уклада жизни не могли пройти безболезненно. В этой связи на ум приходит древнее китайское проклятие: «Чтобы ты жил в эпоху перемен...».
Именно про это позорное явление, дискредитирующее нашу страну, я написал в своем романе. Его герой Илья Переделкин оказывается в сложной жизненной ситуации, а после, став жертвой обмана, попадает в фактическое рабство к одному из фермеров, для которого он хуже скотины. . . Какие жестокие испытания выпадут на его долю, через какие унижения ему придется пройти – об этом книга.
- Неужели явление, которому вы посвятили свой роман, было широко распространено в Казахстане?
- Жители больших городов, возможно, с ним не сталкивались. Но для тех, кто живет в глубинке, это не является секретом. В 1990-х годах по заказу одной фирмы я занимался в степях сбором алюминия, а точнее, ракетных обломков. И тогда впервые узнал об использовании невольничьего труда владельцами крестьянских хозяйств, которые только-только стали появляться на месте разрушенных совхозов и колхозов. Таких фактов в то время было немного. Позже, в «нулевые» годы, я работал инспектором по защите дикого животного мира в Министерстве экология и, бывая в рейдах, видел, что фермеров, содержащих рабов, стало больше.
Да, моя книга – это художественное произведение. Но оно написано, как сейчас говорят, на основе реальных событий. Я сам лично встречался с такими невольниками, видел, в каких условиях они жили, какой произвол в их отношении творили современные рабовладельцы. Кроме того, слышал много рассказов от очевидцев подобных историй. Историй, нередко заканчивавшихся трагически – причем не только для самих подневольных, но и для некоторых из тех, кто их эксплуатировал…
- Что вы имеете в виду?
- Зло, которое один человек совершает в отношении другого, рано или поздно вернется бумерангом к нему. В «лихие девяностые» я часто слышал рассказы о том, как рабы, проданные или похищенные, а в некоторых случаях сами согласившиеся батрачить, чтобы прокормить себя, просили отпустить их или предпринимали попытки уйти. Но фермеры, не желая лишаться работников, которым не надо ничего платить, насильно удерживали их. И было немало случаев, когда такие узники, доведенные до крайности, отчаявшиеся, убивали хозяев, сжигали дома, хозяйственные постройки и убегали.
- В вашем романе прослеживается и тема, связанная с межэтническими отношениями. Рабовладельцы – представители государствообразующего этноса, тогда как рабы принадлежат к национальным меньшинствам нашей страны. Вы даже как бы заостряете на этом внимание…
- Да, есть такое. Мне как человеку, относящемуся, говоря вашими словами, к государствообразующему этносу, стыдно за тех своих соотечественников, которые практикуют подобные вещи, бессовестно эксплуатируя и унижая других представителей рода человеческого. Использование рабского труда, являющееся самой крайней формой дискриминации людей, недопустимо, тем более в наше время. Это позорное пятно, которым современные рабовладельцы пачкают нашу страну, наш народ.
- Отвечая на предыдущий вопрос, вы прибегли к глаголам в настоящем времени. Означает ли это, что проблема существует по сей день?
Плюс необходимо более основательное и конкретное правовое обеспечение. Например, в Уголовном кодексе Кыргызстана есть 170-я статья «Принудительное использование труда (рабский труд)”, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет. В УК РФ за “использование рабского труда” (именно так называется статья 127.2) полагаются либо лишение свободы на срок до пяти лет, либо принудительные работы такой же длительности.
А вот в уголовном законодательстве Казахстана о рабском труде ничего не говорится. В августе 2022-го в казахстанских СМИ появилась информация о высвобождении из “трудовой неволи” десяти граждан Узбекистана. В отношении тех, кто насильно их удерживал, дело возбудили по 389-й статье “Самоуправство”, а она предполагает весьма мягкое наказание – обычно штраф.
Как говорится, комментарии излишни...
- Можете вкратце рассказать, о чем ваша книга?
- В своем романе я описываю события, которые происходили в начале «нулевых» годов, но были порождены процессами, начавшимися десятилетием раньше в результате развала СССР. Масштабные изменения (можно даже сказать, тектонические сдвиги), охватившие территорию некогда огромной советской империи, слом складывавшегося на протяжении многих лет и ставшего привычным уклада жизни не могли пройти безболезненно. В этой связи на ум приходит древнее китайское проклятие: «Чтобы ты жил в эпоху перемен...».
Люди, в сознательном возрасте заставшие 1990-е, помнят те годы как время «дикого» капитализма с присущими ему хаосом и беззаконием. На свет вылезло всё тёмное, что прежде подавлялось жесткой административной системой. Почувствовав существенное ослабление как властных, так и общественных институтов (а в период распада единого государства и появления на его осколках новых это неизбежно), некоторые решили, что теперь им всё позволено, что правовые и этические нормы отныне их не касаются. И пока основная часть населения занималась добыванием хлеба насущного, такие люди строили свое благополучие на трудностях и бедах других. В том числе были и те, кто ввел в практику, по сути, рабовладение, то есть насильное удержание у себя работников с целью бесплатного использования их труда.
Именно про это позорное явление, дискредитирующее нашу страну, я написал в своем романе. Его герой Илья Переделкин оказывается в сложной жизненной ситуации, а после, став жертвой обмана, попадает в фактическое рабство к одному из фермеров, для которого он хуже скотины. . . Какие жестокие испытания выпадут на его долю, через какие унижения ему придется пройти – об этом книга.
- Неужели явление, которому вы посвятили свой роман, было широко распространено в Казахстане?
- Жители больших городов, возможно, с ним не сталкивались. Но для тех, кто живет в глубинке, это не является секретом. В 1990-х годах по заказу одной фирмы я занимался в степях сбором алюминия, а точнее, ракетных обломков. И тогда впервые узнал об использовании невольничьего труда владельцами крестьянских хозяйств, которые только-только стали появляться на месте разрушенных совхозов и колхозов. Таких фактов в то время было немного. Позже, в «нулевые» годы, я работал инспектором по защите дикого животного мира в Министерстве экология и, бывая в рейдах, видел, что фермеров, содержащих рабов, стало больше.
Да, моя книга – это художественное произведение. Но оно написано, как сейчас говорят, на основе реальных событий. Я сам лично встречался с такими невольниками, видел, в каких условиях они жили, какой произвол в их отношении творили современные рабовладельцы. Кроме того, слышал много рассказов от очевидцев подобных историй. Историй, нередко заканчивавшихся трагически – причем не только для самих подневольных, но и для некоторых из тех, кто их эксплуатировал…
- Что вы имеете в виду?
- Зло, которое один человек совершает в отношении другого, рано или поздно вернется бумерангом к нему. В «лихие девяностые» я часто слышал рассказы о том, как рабы, проданные или похищенные, а в некоторых случаях сами согласившиеся батрачить, чтобы прокормить себя, просили отпустить их или предпринимали попытки уйти. Но фермеры, не желая лишаться работников, которым не надо ничего платить, насильно удерживали их. И было немало случаев, когда такие узники, доведенные до крайности, отчаявшиеся, убивали хозяев, сжигали дома, хозяйственные постройки и убегали.
- В вашем романе прослеживается и тема, связанная с межэтническими отношениями. Рабовладельцы – представители государствообразующего этноса, тогда как рабы принадлежат к национальным меньшинствам нашей страны. Вы даже как бы заостряете на этом внимание…
- Да, есть такое. Мне как человеку, относящемуся, говоря вашими словами, к государствообразующему этносу, стыдно за тех своих соотечественников, которые практикуют подобные вещи, бессовестно эксплуатируя и унижая других представителей рода человеческого. Использование рабского труда, являющееся самой крайней формой дискриминации людей, недопустимо, тем более в наше время. Это позорное пятно, которым современные рабовладельцы пачкают нашу страну, наш народ.
- Отвечая на предыдущий вопрос, вы прибегли к глаголам в настоящем времени. Означает ли это, что проблема существует по сей день?
- К сожалению, да. И этому постыдному явлению нужно объявить непримиримую войну, чтобы ликвидировать его полностью и окончательно. Пора уполномоченному по правам человека при президенте РК, Министерству внутренних дел, другим соответствующим государственным структурам всерьез заняться этой проблемой.
Плюс необходимо более основательное и конкретное правовое обеспечение. Например, в Уголовном кодексе Кыргызстана есть 170-я статья «Принудительное использование труда (рабский труд)”, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет. В УК РФ за “использование рабского труда” (именно так называется статья 127.2) полагаются либо лишение свободы на срок до пяти лет, либо принудительные работы такой же длительности.
А вот в уголовном законодательстве Казахстана о рабском труде ничего не говорится. В августе 2022-го в казахстанских СМИ появилась информация о высвобождении из “трудовой неволи” десяти граждан Узбекистана. В отношении тех, кто насильно их удерживал, дело возбудили по 389-й статье “Самоуправство”, а она предполагает весьма мягкое наказание – обычно штраф.
Как говорится, комментарии излишни...
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.