АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

О зеленом переходе, цифровом управлении и уроках для Казахстана

О зеленом переходе, цифровом управлении и уроках для Казахстана

Вчера, 08:39, автор Spik.kz.

RU KZ EN
Куат Акижанов, PhD, Аналитический центр Spik.kz

Недавно, в конце апреля, мне выпала возможность принять участие в заседании за «круглым столом», которое было организовано Китайским советом по международному сотрудничеству в области окружающей среды и развития (CCICED). Встреча, проходившая в городе Чунцин, была посвящена вопросам зелёного и низкоуглеродного перехода, цифрового управления и устойчивой модернизации.

Чунцин: город, где будущее уже наступило

Однако Чунцин — это не просто место для обсуждения экологической политики. Это живая лаборатория китайского поступательного развития, пример того, как мегаполис с населением более 32 миллионов человек может стать передовым форпостом зелёной трансформации.

Чунцин (в переводе на русский «двойное торжество»), расположенный в верхнем течении великой реки Янцзы, стал символом «китайской модернизации с человеческим лицом». В отличие от грубого технократизма, с которым часто ассоциируется урбанизация, здесь происходит гармоничное сочетание природных ландшафтов, индустриального наследия и новейших технологий.

Стратегия «Прекрасный Чунцин», продвигаемая как на центральном, так и на местном уровне, базируется на четырёх взаимосвязанных приоритетах: сокращении выбросов углерода, снижении загрязнения, расширении зелёных зон и стимулировании экономического роста. Данная стратегия способствует решению одного из ключевых вызовов, стоящих как перед всем миром, так и перед отдельными странами, — превращения зелёного перехода в источник экономической эффективности.


В Чунцине уже реализуются масштабные проекты по созданию зелёной промышленной базы, включая экологически чистое машиностроение, возобновляемую энергетику и переработку отходов. Развитие идёт не путём приватизации и разрушения, как это происходило в Казахстане в 1990-х годах, а через модернизацию производственных мощностей, интеграцию НИОКР и поддержку кооперации между бизнесом, научно-исследовательскими институтами и университетами.

Город расположен в экологически чувствительной зоне — это «водяной щит» верхнего Янцзы. Программа восстановления окружающей среды здесь — не эпизод, а институционализированная часть экономического планирования. Восстановление экосистем, предотвращение эрозии почв, контроль за строительством и ограничение промышленного давления на реку — всё это делается на фоне масштабного мониторинга и оценки. Налицо системность, которой остро не хватает в странах, ориентированных на экстенсивный рост.

Экологическая повестка – инструмент экономического обновления

Главные спикеры «круглого стола», организованного CCICED, подчеркивали, что зелёная производительность — это не лозунг, а структурная цель новой индустриализации. В этом контексте Казахстану стоит задаться вопросом: почему в условиях сырьевого богатства и научного потенциала наша страна всё ещё остаётся заложником «экономики без фабрик»?

Третий трек форума был посвящён применению цифровых технологий для управления экологией мегаполисов. В Чунцине развёрнута система умного мониторинга качества воздуха и воды, управления движением, контроля за выбросами и адаптации к климатическим рискам. Это не просто «смарт-сити», а экологически ориентированный цифровой урбанизм. Казахстан же, несмотря на продвигаемые «цифровые инициативы», пока не использует потенциал алгоритмического управления в сфере экологии. Наши города всё ещё «слепы» к собственным выбросам, тепловым островам, нарушению ландшафтной структуры.

В условиях, когда Казахстан сталкивается с последствиями тридцатилетней неолиберальной реформаторской усталости (с деградацией промышленности, хрупкостью социальной инфраструктуры и экологической уязвимостью), пример Чунцина особенно показателен. Здесь не разрушали, чтобы построить новое, а модернизировали, защищая, инвестируя и планируя. Это стратегия, противоположная нашему «реформированию через шок», где рынок объявлялся универсальной панацеей, а роль государства сводилась к функциям «ночного сторожа».


Участие в форуме позволило не только обменяться опытом, но и зафиксировать, что зелёный переход невозможен без устойчивых институтов, социальной коалиции, активного государства и междисциплинарной координации. Китай демонстрирует, что экологическая повестка — это не обуза, а инструмент экономического обновления, укрепления суверенитета и повышения качества жизни. Для Казахстана выбор прост, но требует политической воли: либо двигаться по пути технологического и экологического суверенитета, как Чунцин, либо продолжать экспортировать нефть и людей, мечтая о «цифровизации» на фоне деградирующих школ, пустеющих сёл и задыхающихся городов.

Между модернизацией и иллюзией: Казахстан на распутье

Показательно, что председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на заключительном заседании первой сессии Всекитайского собрания народных представителей 14-го созыва в марте 2025 года, ясно обозначил: построение модернизированной социалистической державы должно основываться на принципе «народ превыше всего». Этот принцип предполагает не только приоритет социальной справедливости и всеобщего благополучия, но и политическую мобилизацию в интересах большинства, а не узких элит. Си подчёркивает необходимость того, чтобы плоды модернизации были в большей степени и более справедливо распределены среди всего народа, а развитие опиралось на усиление народной демократии, законности и национального единства.

Такой подход разительно контрастирует с казахстанской реальностью, где тридцать лет неолиберальных реформ привели к формированию экспортно-сырьевой экономики, глубоко несправедливому распределению доходов и хрупкости социальной инфраструктуры. В нашей стране, в отличие от Китая, рыночные реформы были проведены в интересах компрадорской элиты, приватизировавшей не только экономические ресурсы, но и сам смысл развития. Вместо стратегического планирования и поэтапной индустриализации мы пошли путём «реформирования через разрушение», где индустриальные кластеры, наука и образование оказались на обочине.

Пример Чунцина в этом контексте обнажает фундаментальный парадокс казахстанской модели: у нас есть экономический рост, но нет развития. В стране, где до 60% домохозяйств расходуют почти половину доходов на питание, а 1% населения владеет 30% всех активов, невозможно говорить о модернизации в подлинном смысле. Рынок без социальной ответственности, рост без перераспределения, витринные проекты (вроде ЭКСПО-2017 или Астанинского экономического форума) без системной индустриализации — всё это лишь «мыльный пузырь», имитирующий движение вперёд. Урок Чунцина заключается не в том, что надо буквально следовать китайскому опыту, а в понимании альтернативной логики развития, где ключевыми категориями выступают планирование, народный суверенитет, социальная справедливость и экологическая ответственность.


Казахстану необходим парадигмальный сдвиг — отказ от ортодоксии неолиберального капитализма и переход к модели развития, ориентированной на внутренние ресурсы, стратегические отрасли, инклюзию и устойчивость. Без этого любое «зеленое» или «цифровое» развитие останется не более чем красивой упаковкой в условиях затяжного социально-экономического застоя.

Похожие статьи

Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Национальный фонд РК: модель управления им нужно менять. Но как?
17.12.2024, автор Spik.kz.
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » О зеленом переходе, цифровом управлении и уроках для Казахстана