27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Казахстан как «газовый коридор»: успехи на бумаге и системные сбои в реальности

15.07.2025, автор Асем Избасарова.
RU
KZ
EN
14 июля перед президентом страны Касым-Жомартом Токаевым отчитались о росте транзита российского газа через Казахстан в Узбекистан и «успешной реализации» сразу нескольких проектов национальной компании QazaqGaz. Подведение итогов развития отрасли заставляет более детально рассмотреть основные проблемы, которые годами накапливались в газовой сфере.
Председатель правления QazaqGaz Санжар Жаркешов отчитался о росте транзита. Однако и импорт газа в Казахстан тоже растёт. В 2024 году объемы закупок его в России подскочили с 0,5 до 3,8 млрд м³ (+660 %) — то есть мы всё сильнее зависим от северного соседа. При этом наша страна уже сейчас испытывает структурный дефицит газа, рост потребления опережает рост добычи.
Есть застарелые проблемы, которые «висят» годами:
1. Ценовое регулирование в отрасли. Ещё в послании 2020 года президент Токаев требовал убрать «излишнее администрирование» в газовом секторе, но предельные цены на внутреннем рынке сохраняются, что сдерживает инвестиции.
2. Расщеплённая цепочка стоимости. Добыча, транспортировка и торговля «зашиты» в одну госкомпанию, что создает непрозрачность администрирования, подавляет конкуренцию и инновации.
3. Подземное хранилище газа в Бейнеу не закрывает всех потребностей в зимний период. Без него страна чувствительна к пикам спроса – не всегда удается сгладить дефицит при сезонном росте потребления.
Какими могут быть первоочередные действия Астаны по наведению порядка в отрасли?
1. Нужно понимание реального баланса в ней. Необходимо публиковать ежегодный обзор с прозрачными/проверяемыми данными о добыче, спросе, импорте и экспорте газа, чтобы исключить манипуляции при планировании.
2. Напрашивается проведение биржевого эксперимента в одном регионе (к примеру, в Мангистауской области): отдать 20 % объёма поставок газа коммерческим потребителям на аукцион, отпустить цену и оценить эффект на инвестиции в добычу и распределение.
3. Необходимо снять перекрёстное субсидирование отрасли. Развести тарифы для населения и промышленности, компенсировав социально уязвимым слоям населения затраты на газ адресными выплатами, а не заниженной ценой на весь объём поставляемого «голубого топлива».
4. Привлечь иностранных инвесторов к дооборудованию хранилища газа в Бейнеу и созданию дополнительного нового хранилища в Жамбылской области.
5. При создании любых новых трубопроводов необходимо проводить стресс-тест на их окупаемость при сценарии падения экспорта газа, как минимум, на 30%. Гораздо важнее провести полную реконструкцию уже существующей системы газопроводов «Средняя Азия – Центр» на рост реверсных поставок с запада страны на юг, центр и север.
И это в то самое время, когда у Казахстана есть все возможности для того, чтобы перейти от роли транзитёра к роли интегратора центральноазиатского газового рынка – с диверсифицированной ресурсной базой, рыночными ценами на топливо и настоящей энергетической безопасностью.
Председатель правления QazaqGaz Санжар Жаркешов отчитался о росте транзита. Однако и импорт газа в Казахстан тоже растёт. В 2024 году объемы закупок его в России подскочили с 0,5 до 3,8 млрд м³ (+660 %) — то есть мы всё сильнее зависим от северного соседа. При этом наша страна уже сейчас испытывает структурный дефицит газа, рост потребления опережает рост добычи.
Сегодня доступ к «голубому топливу» имеют 62,4% бытовых потребителей, но это, что называется, средняя температура по больнице. Уровень газификация растет на юге Казахстана, тогда как центр и север стоят. Газопровод «Сарыарка» после запуска в 2019-м так и не доведён до Петропавловска. Отопление на угле остаётся более дешевым и доступным для основной массы населения в центральных и северных регионах страны. В период пикового потребления зимой действующая нитка магистрального газопровода Бейнеу-Бозой-Шымкент неспособна покрывать все потребности. А потому необходимо строительство дополнительной ветки газопровода из Тюмени (РФ) в Петропавловск.
Есть застарелые проблемы, которые «висят» годами:
1. Ценовое регулирование в отрасли. Ещё в послании 2020 года президент Токаев требовал убрать «излишнее администрирование» в газовом секторе, но предельные цены на внутреннем рынке сохраняются, что сдерживает инвестиции.
2. Расщеплённая цепочка стоимости. Добыча, транспортировка и торговля «зашиты» в одну госкомпанию, что создает непрозрачность администрирования, подавляет конкуренцию и инновации.
3. Подземное хранилище газа в Бейнеу не закрывает всех потребностей в зимний период. Без него страна чувствительна к пикам спроса – не всегда удается сгладить дефицит при сезонном росте потребления.
В итоге сформировалось несколько тревожных долгосрочных тенденций. С одной стороны, Казахстан превращается в часть транзитного коридора Россия – Узбекистан. Но с другой, уже сам импортирует треть потребляемого объема. Рост зависимости по импорту товарного газа идёт вразрез с официальным курсом на энергетический суверенитет и диверсификацию газовых поставок. Биржевой механизм торговли газом подготовлен лишь на уровне концепции, сам законопроект в Мажилис не внесен.
Какими могут быть первоочередные действия Астаны по наведению порядка в отрасли?
1. Нужно понимание реального баланса в ней. Необходимо публиковать ежегодный обзор с прозрачными/проверяемыми данными о добыче, спросе, импорте и экспорте газа, чтобы исключить манипуляции при планировании.
2. Напрашивается проведение биржевого эксперимента в одном регионе (к примеру, в Мангистауской области): отдать 20 % объёма поставок газа коммерческим потребителям на аукцион, отпустить цену и оценить эффект на инвестиции в добычу и распределение.
3. Необходимо снять перекрёстное субсидирование отрасли. Развести тарифы для населения и промышленности, компенсировав социально уязвимым слоям населения затраты на газ адресными выплатами, а не заниженной ценой на весь объём поставляемого «голубого топлива».
4. Привлечь иностранных инвесторов к дооборудованию хранилища газа в Бейнеу и созданию дополнительного нового хранилища в Жамбылской области.
5. При создании любых новых трубопроводов необходимо проводить стресс-тест на их окупаемость при сценарии падения экспорта газа, как минимум, на 30%. Гораздо важнее провести полную реконструкцию уже существующей системы газопроводов «Средняя Азия – Центр» на рост реверсных поставок с запада страны на юг, центр и север.
А пока предварительный вывод неутешителен. Рост транзита российского газа — победа «ради заголовка». Без глубокого пересмотра внутренней политики в области газоснабжения страна рискует остаться «энергетическим тамбуром» между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан, испытывающим постоянно растущий дефицит.
И это в то самое время, когда у Казахстана есть все возможности для того, чтобы перейти от роли транзитёра к роли интегратора центральноазиатского газового рынка – с диверсифицированной ресурсной базой, рыночными ценами на топливо и настоящей энергетической безопасностью.
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.