АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Изображая жертву: кому на самом деле грозит рейдерство в истории с «Ордой»?

Изображая жертву: кому на самом деле грозит рейдерство в истории с «Ордой»?

22.07.2025, автор Гульнар Муканова.

RU KZ EN
Казахстанские соцсети в целом и виртуальное журналистское сообщество в частности продолжают обсуждать кейс, связанный с медиаресурсом «Орда». Но чем больше разгоняется нарратив о давлении власти на «независимую» прессу, тем сильнее ощущение, что нам, общественности, скормили какую-то информационную жвачку, а суть конфликта лежит вовсе не в плоскости дискуссий о свободе слова.

Итак, нам предлагается принять следующий расклад: некий банк, финансировавший на начальном этапе молодое «независимое» издание, вдруг решил захватить это самое СМИ, которое перестало быть «послушным». Гульнара Бажкенова, называющая себя владелицей «Орды», фактически обвиняет банк в рейдерском захвате и грозит ему судом в американском городе Нью-Йорке.

Это обстоятельство, как и другие детали разыгрываемого перед нами сценария, вызывают немало вопросов. Причем не к банку, а к Гульнаре. К сожалению, внятных ответов она не дает, но все ярче прорисовывает собственный портрет «независимой» журналистки, ставшей вдруг неудобной и властям, и банку. Теперь Бажкенова прямо заявляет, что в США у нее имеется «запасной аэродром»: студия, квартира и школа для ребенка.

Но если предположить, что «Орда» ― не цель, а инструмент? Что обвинение в рейдерском захвате медиаресурса – лишь байка, ширма, служащая прикрытием для того, чтобы замаскировать главное направление удара, а истинной мишенью является этот самый банк?


Осенью 2023 года он (его название главред «Орды» до сих пор напрямую так и не озвучила) подал заявку на размещение американских депозитарных расписок (ADS) на бирже NASDAQ в Нью-Йорке. В январе 2024-го банк продал более 11 млн акций и в ходе первичного публичного их размещения (IPO) привлек свыше 1 млрд долларов США.

На тот момент он имел рыночную стоимость около 18 млрд долларов. Может ли кого-то из конкурентов расстраивать сей факт? Вполне. Тем более что этот фининститут ― не единственный казахстанский банк, представленный на NASDAQ.

В январе 2025-го «Орда» сообщила, что скандально известный американский бизнесмен Феликс Сатер — бывший помощник Дональда Трампа, имевший связи с русской мафией, — будет снова судиться с Казахстаном по делу об отмывании денег, украденных из «БТА Банка». Апелляционный суд в Нью-Йорке удовлетворил ходатайство Сатера, который требовал направить его дело на повторное рассмотрение.

«Новый судебный процесс — шаг навстречу правосудию после многих лет вопиющих нарушений закона и политических нападок», ― цитировала «Орда» Феликса Сатера.

Представители «БТА Банка» настаивали на том, чтобы Сатера признали виновным в даче ложных показаний. Это требование суд тоже не удовлетворил. Как посчитал судья, «БТА Банк» и акимат Алматы не сумели доказать, что Сатер намеренно солгал о дате важной для дела встречи, состоявшейся в 2015 году.

Раньше разбирательство с Казахстаном складывалось для Сатера неудачно. В 2018-м его компания Litco LLC подавала ответный иск против властей страны, акимата Алматы и «БТА Банка», но в 2022-м отказалась от претензий (точнее, не стала продолжать тяжбу и оплачивать арбитражные расходы).


«Орда» уточнила, что Феликс Сатер (при рождении Феликс Шеферовский) родился в Москве, но его семья эмигрировала сначала в Израиль, а затем в США. Там он работал брокером на Уолл-стрит, пока в 1993-м не отправился в тюрьму на 15 месяцев после драки в баре (избитому им мужчине наложили 110 швов). Затем Сатер некоторое время занимался нелегальными операциями: в 1998-м он признал свою вину в биржевой афере на 40 млн долларов, организованной в интересах русской мафии, и пошел на сделку со следствием. Тогда бизнесмен отделался штрафом в 25 тысяч долларов. Столь мягкое наказание было обусловлено тем, что Сатер якобы стал информатором ФБР. Благодаря предоставленной им информации удалось осудить за махинации с отмыванием денег более 20 человек, включая членов «Коза Ностры». С 2017 года он официально консультирует по делам такого рода американских силовиков.

Впоследствии Сатер занялся сделками с недвижимостью, состоял в совете директоров Mirax Group, а затем сотрудничал с The Trump Organization и участвовал в нереализованном проекте строительства «Башни Трампа» в Москве. Он активно использовал свои связи с крупными участниками рынка недвижимости и создавал себе репутацию доверенного лица американского президента.

Также «Орда» пишет, что, по данным юридической фирмы Boies Schiller Flexner LLP, представляющей интересы Казахстана в этом процессе, Феликс Сатер знаком с Мухтаром Аблязовым с 2007 года. Они познакомились на свадьбе Мадины Аблязовой (дочь экс-банкира) и Ильяса Храпунова (сын бывшего акима Алматы Виктора Храпунова). Юристы утверждают, что именно по просьбе Храпунова американский бизнесмен занялся отмыванием денег в пользу Аблязова. Сатера выбрали в качестве консультанта потому, что он имел большой опыт в таких делах.

И вот Гульнара Бажкенова оказывается в Нью-Йорке. По ее словам, ей «пришла такая помощь, такие юристы», что она никогда на них не заработает. Также свою помощь предложили и некие фонды. Но в альтруизм крутых американских юристов и неправительственных структур верится с трудом. Так же, как и в случайность встречи главреда «Орды» с Феликсом Сатером, с которым она записала интервью, «раз уж такая возможность предоставилась».

В контексте этих обстоятельств выстраивается довольно сложный паззл, где присутствуют успешный казахстанский банк, листингующийся на нью-йоркской бирже, невероятно дорогие юристы, известный своими биржевыми аферами Сатер и простая казахстанская журналистка, замахнувшаяся на поиск «справедливости» в далеком американском суде и поставившая себе целью с позором выдавить банк с NASDAQ.


Здесь же можно вспомнить, что на «Орде» выходили интервью и с Виктором Храпуновым, и с Мухтаром Аблязовым. Причем видео с последним Бажкенова удалила собственноручно, но преподнесла его исчезновение с сайта как происки «авторитарной власти». Храпуновы и Аблязов прекрасно знакомы с биржевым аферистом Сатером, при этом и сами не отличаются кристальной честностью.

И еще одна деталь в этот конспирологический паззл: Гульнара Бажкенова три года работала главным редактором на телеканале «ТАН», который до 2002-го принадлежал Лейле Бекетовой ― жене Виктора Храпунова. Возможно, командный дух бывших «тановцев» никуда не делся?

Сегодня Бажкенова, по ее словам, не может назвать ни банк, оказавший ей финансовую поддержку на старте запуска «Орды», ни имя своей подруги, работающей в этом финучреждении. Мол, таковы требования дорогих американских юристов. Молчит и сам банк, никак не комментируя обвинения в рейдерстве. Но колоритность персонажей, мелькающих в этом информационном представлении, их бэкграунд и репутация не оставляют сомнений: всё самое интересное еще впереди. Плохо только, что шоу нам показывают, отплясывая на костях честной журналистики…

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
Если бы я стал министром туризма. Часть 3-я
2.07.2025, автор Сауле Исабаева.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Изображая жертву: кому на самом деле грозит рейдерство в истории с «Ордой»?