АНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ

Куда могут завести газовую отрасль Казахстана с такими подходами?

Куда могут завести газовую отрасль Казахстана с такими подходами?

23.07.2025, автор Асем Избасарова.

RU KZ EN
Природный газ как энергоноситель позволяет в относительно короткие сроки снизить «углеродный след» Казахстана. А именно такую цель – выйти на углеродную нейтральность к 2060 году – поставила себе Астана еще в 2021-м. Поставлена и не менее амбициозная задача снизить угольную генерацию с 70 до 40 процентов, и тоже в основном за счет замены угля на природный газ. Готов ли национальный оператор НК QazaqGaz работать в таком темпе?

Начнем с того, что газовая отрасль стагнирует уже не первый год. В своих отчетах компания QazaqGaz демонстрирует биполярное восприятие реальности: то убыточность, то вдруг «высокие показатели». При этом расходы на топ-менеджмент в 2024 году резко выросли. Судя по открытым данным, суммарное вознаграждение руководства QazaqGaz увеличилось на 153%. Это самый высокий показатель среди группы компаний Фонда «Самрук-Казына».

Парадокс в том, что в 2022-м само руководство национального оператора признавало наличие схем с посредниками и выявленные нарушения почти на 937 миллиардов тенге. В отдельных случаях правоохранительные органы подтвердили убытки, как минимум, на 123 миллиарда. А по данным сенаторов, убытки компании за последние семь лет составили 587 миллиардов тенге. На этом фоне рост бонусов топ-менеджерам выглядит как издевательство над здравым смыслом.


Санжар Жаркешов является руководителем национального оператора с 2022-го. В текущем году трудовой договор с ним продлили еще на трехлетний срок. В одном из своих публичных выступлений Жаркешов заявил: «Стратегия QazaqGaz для реализации газового потенциала страны работает, приносит плоды. Дефицит газа решен, заложена основа ресурсной базы на долгосрочную перспективу».

Но какие именно плоды? На разработку этой самой стратегии QazaqGaz было потрачено более 700 миллионов тенге (около 1,5 миллиона долларов). Возникает вопрос: зачем тогда существует Фонд «Самрук-Казына», который и должен формировать стратегии для своих дочерних компаний? Презентации этого документа оказались банальными: набор лозунгов, который любой стажёр соберёт из Google. Зачем платить миллионы за «копипаст» — непонятно.

Да и в целом вывод разработки стратегии развития целой отрасли экономики на иностранный аутсорс – сомнительная практика. В «старом Казахстане» очень любили привлекать к подготовке программных документов крупные иностранные консалтинговые компании: McKinsey, Boston Consulting Group, Bain & Company и т.п. Видимо, и в «новом Казахстане» без внешних контролеров обойтись не могут. Хотя тот же «Газпром» еще двадцать лет назад перестал привлекать и к геологической разведке, и к аудиту своей финансово-хозяйственной деятельности иностранцев по совершенно простой причине – чтобы не допустить утечки конфиденциальных геологических и финансовых данных, значимых для поддержания национальной безопасности.

Теперь что касается ключевой проблемы – дефицита газа. Тезис о его преодолении – это лукавство. Данные международного агентства Argus показывают, что предложение товарного газа в Казахстане за последние три года сократилось практически до уровня потребления. Темпы роста потребления превышают темпы прироста объемов товарного газа. И скорее рано, чем поздно, они сформируют устойчивый крест на графиках.

Но на уровне официальной повестки компании дефицит игнорируется. Выходит, национальный оператор сознательно манипулирует цифрами, в том числе и в своих докладах главе государства? Тогда возникает другой вопрос к Фонду «Самрук-Казына»: как он пропускает через себя и транслирует наверх столь сомнительную информацию?


Заявление представителей компании о «62 трлн кубометров газа в Казахстане» вызвало откровенный смех в профессиональной среде — таких запасов нет даже у России, Ирана и Катара, а наша страна, напомним, уже сталкивается с реальным дефицитом «голубого топлива» и угрозой необходимости его импорта.

Цифра в «62 трлн» стала закономерным результатом заказной – за десятки миллионов долларов – работы американских оценщиков, выдаваемой за достоверную геологоразведочную оценку. QazaqGaz, вероятно, вводит руководство страны в заблуждение, сознательно путая понятия «прогнозные запасы» и «доказанные запасы». Так вот, этих самых «доказанных запасов газа» больше не становится – их около 3,8 трлн кубометров.

Но даже с этими доказанными запасами национальный оператор не может эффективно работать. Строительство газоперерабатывающего завода в Атырауской области затянулось. Несмотря на регулярные хвастливые отчёты от QazaqGaz, участники рынка подчеркивают, что фактические работы почти не ведутся, а «прогресс» — фиктивен. Можно предположить, что сроки сдачи объекта будут сорваны.

Имитация присутствует и в пиаре: подписываются десятки меморандумов, которые не имеют юридической силы, зато стоят бюджету миллионы тенге в виде PR-поддержки и представительских расходов.

Физически никаких масштабных улучшений в отрасли с 2022 года не произошло. Куда ведут такие подходы — вопрос риторический.

Похожие статьи

Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром транспорта Казахстана. Часть 2-я
20.05.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.
Референдум по АЭС: националисты и либералы – «против», Казахстан – «за». Часть 2-я
26.09.2024, автор Spik.kz.
SPIK.KZ » Выбор редакции » Куда могут завести газовую отрасль Казахстана с такими подходами?