27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
МФЦА – имплантат неолиберального капитала в организме страны

25.07.2025, автор Spik.kz.
RU
KZ
EN
Куат Акижанов, PhD, Аналитический центр Spik.kz
6 марта 2017-го парламент Казахстана «порадовал» публику своим умением делать важные дела с космической скоростью. Спустя всего четыре дня после поступления от главы государства законопроекта о внесении 26 поправок в Конституцию депутаты, не дрогнув и особо не задавая вопросов, бодро приняли документ во втором чтении. Ни тебе погружения в текст, ни намёка на раздумья, ни тем более общественных дискуссий. Формально весь этот процесс подавался под благостным лозунгом «перераспределения полномочий между ветвями власти».
Ни в пояснительных записках, ни в выступлениях на брифингах, ни в речах депутатов не было ни слова о настоящей сути поправок. Отечественные юристы (Арман Шайкенов и Валихан Шайкенов) как редкий пример профессионального и гражданского долга высказали критическое несогласие с данными поправками, которые, по их мнению, заложили в Конституцию механизмы демонтажа унитарности страны, ослабления судебной власти, отмены требования казахстанского гражданства для судей, ликвидации надзорных полномочий Верховного суда.
В данной статье я рассматриваю политическую экономию «проекта МФЦА», который неолиберальные прозелиты любовно называют экосистемой «для инноваций и роста бизнеса». Для меня же это типичный механизм офшоризации отечественной экономики, имплантат, который обеспечивает интересы транснационального капитала и никак не содействует развитию страны.
Проект МФЦА позиционируется как якобы аполитичная, «технократическая» инициатива, способная обеспечить приток инвестиций, рост доверия иностранных партнёров и развитие «финансовых рынков нового поколения». Однако в действительности он представляет собой концентрированное выражение неолиберальной идеологии в её институционально-космополитической форме, а также иллюстрацию мифа о «развитии через рынок» в условиях периферийного капитализма. Пока гражданам страны рассказывали о прозрачности и инвестициях, власти под шумок протащили сценарий, больше похожий не на реформу, а на тихий конституционный переворот.
МФЦА наделён особым статусом – он действует по нормам английского общего права и вне юрисдикции национальной правовой системы Казахстана. Такая институциональная архитектура подаётся как способ создания «предсказуемой» и «прозрачной» среды для международных инвесторов. Однако по своей сути это механизм юридического исключения, создающий зону привилегий и иммунитета для транснационального капитала, защищённого от социального давления, трудового законодательства и политической подотчётности. МФЦА функционирует не просто как площадка для сделок, но и как территория неолиберального суверенитета, где ключевыми бенефициарами становятся не казахстанские граждане, а инвестиционные фонды, юридические фирмы, частные арбитражи и финансовые посредники. Это пример того, как неолиберальная логика создаёт «глобальные анклавы» внутри национального государства, размывая его суверенитет в пользу логики финансовых рынков.
По сути, создание МФЦА — это тихий институциональный переворот, в результате которого часть территории страны выведена из-под суверенитета через юридический манёвр. Принятие закона о МФЦА и последующая «подгонка» Конституции республики под его архитектуру — это не реформа, а девальвация конституционного строя, при которой государство теряет контроль над собственной юрисдикцией, отказываясь от надзора Верховного суда, допускает параллельную правовую систему и суды, неподконтрольные парламенту и обществу.
Подобная логика хорошо знакома по опыту колониального Китая XIX века, когда в результате несправедливых и силой навязанных договоров западные державы — Великобритания, Франция, Германия и другие — добивались создания экстерриториальных анклавов в таких городах, как Шанхай, Тяньцзинь и Гуанчжоу, где действовали собственные правовые режимы и суды, подчинённые не китайским властям, а европейским. Эти зоны служили инструментом политического и экономического подчинения: местное население лишалось суверенных прав, а иностранный капитал и резиденты получали юридический иммунитет.
МФЦА воспроизводит эту логику в современной форме, маскируя зависимость под риторику об инвестициях и «правовом прогрессе». Судебная власть в нем осуществляется не гражданами РК, а иностранцами, назначаемыми без парламентского контроля, что превращает правосудие в отчуждённую услугу для транснациональных элит. В этой конструкции права граждан превращаются в факультативный элемент, уступающий место инвестиционному комфорту.
Международный финансовый центр «Астана» является символом карательного неолиберализма нового типа, в котором репрессивность проявляется не только в социальном и трудовом законодательстве, но и в демонтаже демократического порядка в пользу режимов исключения. Это суверенитет без народа, закон без граждан, суд без подотчётности. Очевидно, что суверенитет предполагает не только контроль над границами, но и контроль над правом. Его утрата через создание юридических анклавов — это акт внутренней капитуляции, маскируемый риторикой об открытости и реформах.
МФЦА – это антиконституционное неолиберальное образование, альтернативой которому может быть только радикальный пересмотр модели развития, основанный на справедливости, равенстве, демократическом контроле над ресурсами и отказе от неолиберальных анклавов. Риторика вокруг МФЦА строится на обещаниях модернизации, цифровизации, инноваций и «устойчивого роста». Однако фактически речь идёт о финансиализации экономики и расширении финансовой инфраструктуры, которые не связаны с развитием реального сектора страны. Центр продвигает такие инструменты, как управление активами, международный арбитраж, финансовые технологии, в то время как промышленная база страны остаётся сырьевой.
В этом смысле МФЦА работает как витрина финансиализированного развития, где под прогрессивной лексикой скрывается стремление углубить интеграцию Казахстана в архитектуру глобального финансового капитализма — на правах поставщика ликвидности, налоговых льгот и правовых исключений. Финансовый сектор, в который вкладываются ресурсы через МФЦА, не решает проблему занятости, перераспределения или социальной инфраструктуры — напротив, он усиливает экономическую поляризацию.
Одна из ключевых черт МФЦА — его аполитичность. Проект подаётся как «инновационный», «цифровой», «будущее-ориентированный», а не как политический выбор, продвигающий интересы определённого класса. Такая риторика — типичная черта неолиберального технократизма, где под видом объективных решений скрываются классовые приоритеты. В то время как население страны сталкивается с ростом цен, долговой нагрузкой и сокращением социальных программ, государство инвестирует миллиарды в создание инфраструктуры для обслуживания капитала. Идея о том, что подобные инвестиции принесут «эффект просачивания» в остальную экономику, давно опровергнута критической экономической наукой, но остаётся живучей в неоклассической ортодоксии.
6 марта 2017-го парламент Казахстана «порадовал» публику своим умением делать важные дела с космической скоростью. Спустя всего четыре дня после поступления от главы государства законопроекта о внесении 26 поправок в Конституцию депутаты, не дрогнув и особо не задавая вопросов, бодро приняли документ во втором чтении. Ни тебе погружения в текст, ни намёка на раздумья, ни тем более общественных дискуссий. Формально весь этот процесс подавался под благостным лозунгом «перераспределения полномочий между ветвями власти».
Ни в пояснительных записках, ни в выступлениях на брифингах, ни в речах депутатов не было ни слова о настоящей сути поправок. Отечественные юристы (Арман Шайкенов и Валихан Шайкенов) как редкий пример профессионального и гражданского долга высказали критическое несогласие с данными поправками, которые, по их мнению, заложили в Конституцию механизмы демонтажа унитарности страны, ослабления судебной власти, отмены требования казахстанского гражданства для судей, ликвидации надзорных полномочий Верховного суда.
В данной статье я рассматриваю политическую экономию «проекта МФЦА», который неолиберальные прозелиты любовно называют экосистемой «для инноваций и роста бизнеса». Для меня же это типичный механизм офшоризации отечественной экономики, имплантат, который обеспечивает интересы транснационального капитала и никак не содействует развитию страны.
Вся операция была направлена на легализацию Международного финансового центра «Астана» (МФЦА) — проекта, который выстраивает в самом сердце столицы РК элитную «правовую оффшор-зону» с законами не для простых смертных. Фактически это расслоение правового пространства на две зоны — «для всех» и «для избранных». Создание МФЦА позиционировалось как прорывной шаг на пути трансформации Казахстана в глобальный финансовый хаб, интегрированный в мировую экономику.
Проект МФЦА позиционируется как якобы аполитичная, «технократическая» инициатива, способная обеспечить приток инвестиций, рост доверия иностранных партнёров и развитие «финансовых рынков нового поколения». Однако в действительности он представляет собой концентрированное выражение неолиберальной идеологии в её институционально-космополитической форме, а также иллюстрацию мифа о «развитии через рынок» в условиях периферийного капитализма. Пока гражданам страны рассказывали о прозрачности и инвестициях, власти под шумок протащили сценарий, больше похожий не на реформу, а на тихий конституционный переворот.
МФЦА наделён особым статусом – он действует по нормам английского общего права и вне юрисдикции национальной правовой системы Казахстана. Такая институциональная архитектура подаётся как способ создания «предсказуемой» и «прозрачной» среды для международных инвесторов. Однако по своей сути это механизм юридического исключения, создающий зону привилегий и иммунитета для транснационального капитала, защищённого от социального давления, трудового законодательства и политической подотчётности. МФЦА функционирует не просто как площадка для сделок, но и как территория неолиберального суверенитета, где ключевыми бенефициарами становятся не казахстанские граждане, а инвестиционные фонды, юридические фирмы, частные арбитражи и финансовые посредники. Это пример того, как неолиберальная логика создаёт «глобальные анклавы» внутри национального государства, размывая его суверенитет в пользу логики финансовых рынков.
По сути, создание МФЦА — это тихий институциональный переворот, в результате которого часть территории страны выведена из-под суверенитета через юридический манёвр. Принятие закона о МФЦА и последующая «подгонка» Конституции республики под его архитектуру — это не реформа, а девальвация конституционного строя, при которой государство теряет контроль над собственной юрисдикцией, отказываясь от надзора Верховного суда, допускает параллельную правовую систему и суды, неподконтрольные парламенту и обществу.
Попытки оправдать существование МФЦА ссылками на Гонконг или Дубай — манипулятивны и антинаучны. В отличие от Казахстана, Дубай — абсолютная монархия с шариатской системой, а Гонконг — бывшая (пока Китай не вернул его под свою юрисдикцию) постколониальная автономия с международно-правовой оговоркой. Механическая калька с моделей, основанных на специфических политико-правовых условиях, в корне противоречит природе казахстанского государственного устройства. Следовательно, МФЦА — это не локальная экономическая инициатива, а институционализированная форма неоколонизации, когда национальная правовая система отступает перед интересами глобального капитала.
Подобная логика хорошо знакома по опыту колониального Китая XIX века, когда в результате несправедливых и силой навязанных договоров западные державы — Великобритания, Франция, Германия и другие — добивались создания экстерриториальных анклавов в таких городах, как Шанхай, Тяньцзинь и Гуанчжоу, где действовали собственные правовые режимы и суды, подчинённые не китайским властям, а европейским. Эти зоны служили инструментом политического и экономического подчинения: местное население лишалось суверенных прав, а иностранный капитал и резиденты получали юридический иммунитет.
МФЦА воспроизводит эту логику в современной форме, маскируя зависимость под риторику об инвестициях и «правовом прогрессе». Судебная власть в нем осуществляется не гражданами РК, а иностранцами, назначаемыми без парламентского контроля, что превращает правосудие в отчуждённую услугу для транснациональных элит. В этой конструкции права граждан превращаются в факультативный элемент, уступающий место инвестиционному комфорту.
Международный финансовый центр «Астана» является символом карательного неолиберализма нового типа, в котором репрессивность проявляется не только в социальном и трудовом законодательстве, но и в демонтаже демократического порядка в пользу режимов исключения. Это суверенитет без народа, закон без граждан, суд без подотчётности. Очевидно, что суверенитет предполагает не только контроль над границами, но и контроль над правом. Его утрата через создание юридических анклавов — это акт внутренней капитуляции, маскируемый риторикой об открытости и реформах.
Если ранее экономическое неравенство в Казахстане носило в основном распределительный характер, то с институализацией МФЦА неравенство становится правовым и политическим, оно узаконивается. На одной территории сосуществуют две системы права, два типа суда, две модели подотчётности — элитарная и публичная. Это не модернизация, а деградация суверенитета.
МФЦА – это антиконституционное неолиберальное образование, альтернативой которому может быть только радикальный пересмотр модели развития, основанный на справедливости, равенстве, демократическом контроле над ресурсами и отказе от неолиберальных анклавов. Риторика вокруг МФЦА строится на обещаниях модернизации, цифровизации, инноваций и «устойчивого роста». Однако фактически речь идёт о финансиализации экономики и расширении финансовой инфраструктуры, которые не связаны с развитием реального сектора страны. Центр продвигает такие инструменты, как управление активами, международный арбитраж, финансовые технологии, в то время как промышленная база страны остаётся сырьевой.
В этом смысле МФЦА работает как витрина финансиализированного развития, где под прогрессивной лексикой скрывается стремление углубить интеграцию Казахстана в архитектуру глобального финансового капитализма — на правах поставщика ликвидности, налоговых льгот и правовых исключений. Финансовый сектор, в который вкладываются ресурсы через МФЦА, не решает проблему занятости, перераспределения или социальной инфраструктуры — напротив, он усиливает экономическую поляризацию.
Одна из ключевых черт МФЦА — его аполитичность. Проект подаётся как «инновационный», «цифровой», «будущее-ориентированный», а не как политический выбор, продвигающий интересы определённого класса. Такая риторика — типичная черта неолиберального технократизма, где под видом объективных решений скрываются классовые приоритеты. В то время как население страны сталкивается с ростом цен, долговой нагрузкой и сокращением социальных программ, государство инвестирует миллиарды в создание инфраструктуры для обслуживания капитала. Идея о том, что подобные инвестиции принесут «эффект просачивания» в остальную экономику, давно опровергнута критической экономической наукой, но остаётся живучей в неоклассической ортодоксии.
МФЦА — это не инструмент развития, а инструмент интеграции в неолиберальную систему распределения. Он отвлекает ресурсы и внимание от насущных задач — индустриализации, диверсификации, перераспределения, социальной справедливости. Вместо построения зон исключения необходимо укрепление национальных институтов, подотчётных гражданам, а не глобальному капиталу. Казахстан нуждается не в «финансовом хабе», а в экономической модели, ориентированной на внутренние потребности, устойчивое производство и справедливое распределение благ. МФЦА является не нейтральным экономическим институтом, а идеологическим проектом, встроенным в глобальную инфраструктуру неолиберального капитализма. Он воспроизводит логики исключения, финансиализации и деполитизации, укрепляя позиции капитала и ослабляя возможности демократического контроля над экономикой.
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
В Казахстане – экономический кризис? Часть 1-я: не плачь, Аргентина, ты не одинока…
13.11.2024, автор Spik.kz.
Как Казахстану найти свое место на мировом рынке космических услуг?
25.04.2025, автор Сауле Исабаева.