27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Акорда и СРП: почему казахстанская элита не видит очевидного решения?

Вчера, 09:15, автор Виктор Долгов.
RU
KZ
EN
Проблема наполнения доходной части бюджета обострилась после подведения итогов первого полугодия: экспортная цена на нефть в течение всего периода оставалась ниже заложенной в первоначальный вариант. Как это получилось – вопрос к профпригодности должностных лиц, отвечающих за макроэкономическое прогнозирование. Но гораздо важнее социальные последствия подобных ошибок. Уже начались пробросы со стороны власти о том, что было бы неплохо пересмотреть список гарантированных государством медицинских услуг, в частности, паллиативной помощи больным диабетом.
Перед правительством стоит задача наполнения бюджета, которую начали решать уже привычным способом – через плавную девальвацию национальной валюты. Параллельно пересматриваются статьи расходов, связанные с выполнением социальных обязательств власти.
Достаточно просто привести примеры пересмотра условий работы транснациональных добывающих компаний в разных регионах мира:
• Кыргызстан провел национализацию ключевого промышленного актива – золоторудного месторождения Кумтор (2022 год);
• Российская Федерация разорвала дискриминационные соглашения о разделе продукции с компаниями «ЭксонМобил» и «Шелл» по газовым месторождениям на Сахалине (2022 год);
• Республика Нигер отказалась поддерживать прежний формат работы с французскими уранодобывающими компаниями (2023 год);
• Республика Чад национализировала нефтедобывающие активы на своей территории (2023 год).
И подобных примеров за последние десять – пятнадцать лет можно насчитать очень много. Политические элиты развивающихся стран ищут способы вырваться из замкнутого круга неоколониальной зависимости от транснациональных корпораций.
Сама по себе модель национализации сырьевых активов в качестве инструмента для поддержания экономического роста развивающихся стран не нова. По большому счету, все развивающиеся сырьевые экономики пытаются повторить успех Саудовской Аравии и других менее крупных арабских монархий Персидского залива.
Если в 1972-м доля Саудовской Аравии в капитале Аравийско-американской нефтяной компании (Aramco) составляла всего 20%, то уже в 1980 году – все 100%. И сегодня Saudi Aramco генерирует 80% доходов бюджета страны. Аналогичные государственные монополии возможны и в других отраслях: например, Чили экспериментирует с добычей и переработкой меди, Белоруссия – с удобрениями, тот же Кыргызстан – с золотом.
Так почему Астана готова идти на откровенно провоцирующие шаги в социальной сфере, но при этом упорно беспокоится о сверхдоходах каких-то иностранных толстосумов по СРП? Чтобы понять это, необходимо сделать небольшой экскурс в новейшую историю Казахстана.
После чего и начался взрывной рост БВУ в стране – каждая уважающая себя олигархическая группа стремилась выстраивать собственный бизнес (в том числе за счет получения коррупционной ренты) вокруг «своего» банка. А сама банковская система Казахстана вдруг получила статус «самой продвинутой» на постсоветском пространстве.
Нынешнее нежелание Акорды конфликтовать с Западом вокруг соглашений о разделе продукции объясняется прозрачностью нашей элиты для западных финансовых и следственных органов – в любой момент могут быть подняты транзакции в Казахстан и из Казахстана в иностранные юрисдикции, которые не могут быть объяснены легальной внешнеэкономической деятельностью. Пересмотр СРП с высокой степенью вероятности приведет к встречным судебным искам за рубежом в отношении активов казахстанской элиты. А средства на арестованных счетах могут оказаться больше стоимости национализируемого имущества.
Интересно отметить, как плавно «сошли на нет» разговоры о возврате в Казахстан незаконно выведенных активов «старой элиты». Сам по себе процесс возврата таких капиталов является двусторонним: коррупционную ренту можно как вернуть в страну по решениям западных судов, так и потерять навсегда в виде замороженных счетов.
Перед правительством стоит задача наполнения бюджета, которую начали решать уже привычным способом – через плавную девальвацию национальной валюты. Параллельно пересматриваются статьи расходов, связанные с выполнением социальных обязательств власти.
В то же время Астана всячески отказывается работать по линии пересмотра соглашений о разделе продукции (СРП), заключенных еще в 1990-е годы. Хотя выход из неравноправных, даже кабальных договоров уже давно стал мейнстримом для решения бюджетных проблем во многих развивающихся странах.
Достаточно просто привести примеры пересмотра условий работы транснациональных добывающих компаний в разных регионах мира:
• Кыргызстан провел национализацию ключевого промышленного актива – золоторудного месторождения Кумтор (2022 год);
• Российская Федерация разорвала дискриминационные соглашения о разделе продукции с компаниями «ЭксонМобил» и «Шелл» по газовым месторождениям на Сахалине (2022 год);
• Республика Нигер отказалась поддерживать прежний формат работы с французскими уранодобывающими компаниями (2023 год);
• Республика Чад национализировала нефтедобывающие активы на своей территории (2023 год).
И подобных примеров за последние десять – пятнадцать лет можно насчитать очень много. Политические элиты развивающихся стран ищут способы вырваться из замкнутого круга неоколониальной зависимости от транснациональных корпораций.
Сама по себе модель национализации сырьевых активов в качестве инструмента для поддержания экономического роста развивающихся стран не нова. По большому счету, все развивающиеся сырьевые экономики пытаются повторить успех Саудовской Аравии и других менее крупных арабских монархий Персидского залива.
Если в 1972-м доля Саудовской Аравии в капитале Аравийско-американской нефтяной компании (Aramco) составляла всего 20%, то уже в 1980 году – все 100%. И сегодня Saudi Aramco генерирует 80% доходов бюджета страны. Аналогичные государственные монополии возможны и в других отраслях: например, Чили экспериментирует с добычей и переработкой меди, Белоруссия – с удобрениями, тот же Кыргызстан – с золотом.
Так почему Астана готова идти на откровенно провоцирующие шаги в социальной сфере, но при этом упорно беспокоится о сверхдоходах каких-то иностранных толстосумов по СРП? Чтобы понять это, необходимо сделать небольшой экскурс в новейшую историю Казахстана.
После эпичного провала – обнародования коррупционных схем в рамках «дела Гиффена» в США (2003 год) – у нашей отечественной элиты появился внутренний запрос на более тщательную маскировку коррупционных транзакций за рубежом. В итоге новый политический советник Акорды бывший британский премьер-министр Тони Блэр в 2011 году предложил использовать для этих целей местные банки второго уровня: коррупционные транзакции для казахстанской элиты проходили как льготные кредиты для аффилированных с олигархами БВУ.
После чего и начался взрывной рост БВУ в стране – каждая уважающая себя олигархическая группа стремилась выстраивать собственный бизнес (в том числе за счет получения коррупционной ренты) вокруг «своего» банка. А сама банковская система Казахстана вдруг получила статус «самой продвинутой» на постсоветском пространстве.
Нынешнее нежелание Акорды конфликтовать с Западом вокруг соглашений о разделе продукции объясняется прозрачностью нашей элиты для западных финансовых и следственных органов – в любой момент могут быть подняты транзакции в Казахстан и из Казахстана в иностранные юрисдикции, которые не могут быть объяснены легальной внешнеэкономической деятельностью. Пересмотр СРП с высокой степенью вероятности приведет к встречным судебным искам за рубежом в отношении активов казахстанской элиты. А средства на арестованных счетах могут оказаться больше стоимости национализируемого имущества.
Интересно отметить, как плавно «сошли на нет» разговоры о возврате в Казахстан незаконно выведенных активов «старой элиты». Сам по себе процесс возврата таких капиталов является двусторонним: коррупционную ренту можно как вернуть в страну по решениям западных судов, так и потерять навсегда в виде замороженных счетов.
Почему национализация Кумтора прошла для Кыргызстана без существенных последствий? Да потому что у кыргызской элиты нечего было конфисковывать в странах Запада. А значит, у проблемы, связанной с разрывом неоколониальных соглашений о разделе продукции, появляется важный аспект – как государственные активы страны, так и активы отдельных олигархов предварительно должны быть возвращены в Казахстан. Без этого ключевого шага невозможно обеспечить экономический суверенитет страны.
Похожие статьи
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.