1.04.2024, автор Сауле Исабаева.
Лопес уехала, комплексы остались... Провинциализм или культурный голод?

Вчера, 08:43, автор Сауле Исабаева.
RU
KZ
EN
Редко какое событие казахстанцы готовы смаковать так долго и бурно, как недавний приезд Дженифер Лопес. Хотя звездные годы американской певицы остались в прошлом, ее концерты в Астане и в Алматы вызвали огромный ажиотаж и затмили все другие важные темы. Сложно представить что-то подобное в какой-нибудь европейской стране... Поэтому мы посчитали нужным осмыслить данное явление. В частности, не просматривается ли здесь провинциализм, который выражается в чрезмерном преклонении перед мировыми знаменитостями?
Нурлан Туреханов, дизайнер, блогер:
«По сути, это была тусовка фанатов тусовки»

- Сначала это меня забавляло. О, Лопес решила к нам приехать… Хоть кто-нибудь пошел бы на ее концерт... Ведь как певица она так себе. Больше интересна как актриса. Пару-тройку фильмов, может, даже и вспомню: с Ричардом Гиром в танцевальном клубе, в роли устроительницы праздников, еще няни или домработницы. Но я не помню, чтобы кто-то хвастал тем, что имеет в своей коллекции альбом Джей Ло, даже на пике ее популярности. Это было бы как-то странно. Попахивало бы безвкусицей.
Мадонну - да, слушали, Леди Гагу, даже Кайли Миноуг крутили день и ночь, а Дженифер... Она частенько мелькала на MTV, были даже неплохие клипы, но чего-то всегда недоставало. Мне кажется, дело в ее голосе. Кое-какой он есть, а вот особенного тембра, который бы влюбил в себя, запомнился, нет. Популярность ее держалась, полагаю, благодаря многочисленной латиноамериканской пастве. Своя! Это было особенно заметно, когда она вышла за Аффлека. Тогда ее популярность несколько упала. Свои обиделись: предательница. А, возможно, это супруг на нее плохо влиял. Не знаю.
Но то, что начало твориться вокруг ее выступлений в Астане и в Алматы, меня сильно удивило: никто ее не любил, никто не слушал – а тут такой ажиотаж. Причем на концертах звук всегда хуже. Да чего там хуже, он просто ужасный. И туда, как известно, ходят только фаны - посмотреть друг на друга, познакомиться, пообщаться. А у Лопес откуда фаны? Тем более в Алматы? Никогда не было, и вдруг появились?
Марат Толыбай, общественный деятель, бизнесмен, инвестор:
«Это следствие элементарного культурного голода»

- Да, я наблюдал за ажиотажем вокруг приезда Лопес и в Казахстане, и в Узбекистане. Думаю, объяснить его можно элементарным культурным голодом. Для наших людей, не избалованных визитами мировых «звезд», даже угасающих, это событие достаточно крупное и редкое. Поэтому концерты собрали такое огромное количество зрителей. Многие из них не являются ярыми фанатами Джей Ло, но пошли на шоу просто ради ощущения праздника, энергетики толпы, живого звука.
Такой принцип работает на всех уровнях. Даже если в какой-нибудь аул наведается казахстанская «звезда», ажиотаж среди сельчан будет таким же. И в этом нет ничего удивительного или возмутительного. Вполне естественное явление для любого общества.
А то, что концерты Лопес отвлекли граждан от каких-то важных социально-политических проблем, то это не более чем совпадение. Если в одной части Казахстана произойдет важное политическое событие, а в другой – массовое шоу, то граждане будут охотнее обсуждать последнее. Тут ничего не поделаешь. Такова человеческая природа. Да, иногда наши политтехнологи могут придумать какие-то отвлекающие маневры, но это бывает крайне редко и, как правило, шито белыми нитками. В данном же случае ничего подобного не было. Концерт Джей Ло планировался очень давно и не казахстанскими властями.
Бекнур Кисиков, писатель, общественный деятель:
«Мы должны пройти этот уровень взросления»

- В отличие от европейских столиц, куда артисты мирового уровня приезжают постоянно, Казахстан, особенно его регионы, испытывает дефицит ярких культурных и массовых мероприятий. Поэтому приезд американской «звезды» (пусть даже пик её славы позади) был воспринят нашими гражданами как «событие странового масштаба». Отсюда и столь бурная реакция — люди хотят быть сопричастными к мировым трендам, у них есть большая потребность в таких незаурядных мероприятиях. И это не столько «провинциализм», сколько естественное проявление информационного голода.
Значимость этому концерту добавили обсуждения в Facebook, TikTok, Instagram и на других площадках, где единичное событие быстро превращается в «национальный инфоповод». Даже те, кому Лопес неинтересна, вовлекались в эту тему. К примеру, я не поклонник творчества этой певицы, даже песен ее не помню, но, поскольку речь шла об известной на весь мир личности, тоже включился в обсуждение.
Кроме того, для некоторой части общества приезд мировой «звезды» — своеобразное подтверждение того, что Казахстан «заметен» на карте мира, что он становится частью глобальной культурной сцены. Это элемент национального самовосприятия, желание чувствовать, как я уже говорил, сопричастность к «большому миру».
Талгат Касенов, специалист по социальным технологиям:
«Это лишь повод выразить свой культурный провинциализм»

- Объяснение вполне простое. Представьте себе, что в какой-нибудь родной отдаленный аул приехала девушка на лабутенах с кричащими нарядом и стрижкой. Наверняка она станет главной темой обсуждения среди местных жителей на ближайшие дни. Такая же реакция была на приезд Лопес. Она - лишь повод выразить свой культурный провинциализм. Если бы к нам приехал Рики Мартин, ажиотаж был бы не меньше. Впрочем, и в ауле всегда найдется парень, который будет спокойно реагировать на таких гостей.
Нурлан Туреханов, дизайнер, блогер:
«По сути, это была тусовка фанатов тусовки»

- Сначала это меня забавляло. О, Лопес решила к нам приехать… Хоть кто-нибудь пошел бы на ее концерт... Ведь как певица она так себе. Больше интересна как актриса. Пару-тройку фильмов, может, даже и вспомню: с Ричардом Гиром в танцевальном клубе, в роли устроительницы праздников, еще няни или домработницы. Но я не помню, чтобы кто-то хвастал тем, что имеет в своей коллекции альбом Джей Ло, даже на пике ее популярности. Это было бы как-то странно. Попахивало бы безвкусицей.
Мадонну - да, слушали, Леди Гагу, даже Кайли Миноуг крутили день и ночь, а Дженифер... Она частенько мелькала на MTV, были даже неплохие клипы, но чего-то всегда недоставало. Мне кажется, дело в ее голосе. Кое-какой он есть, а вот особенного тембра, который бы влюбил в себя, запомнился, нет. Популярность ее держалась, полагаю, благодаря многочисленной латиноамериканской пастве. Своя! Это было особенно заметно, когда она вышла за Аффлека. Тогда ее популярность несколько упала. Свои обиделись: предательница. А, возможно, это супруг на нее плохо влиял. Не знаю.
Но то, что начало твориться вокруг ее выступлений в Астане и в Алматы, меня сильно удивило: никто ее не любил, никто не слушал – а тут такой ажиотаж. Причем на концертах звук всегда хуже. Да чего там хуже, он просто ужасный. И туда, как известно, ходят только фаны - посмотреть друг на друга, познакомиться, пообщаться. А у Лопес откуда фаны? Тем более в Алматы? Никогда не было, и вдруг появились?
Только после того, как посмотрел фото- и видеоотчеты тех, кто там был, я понял, в чем дело. Ни один не написал, какой у Лопес красивый голос, какие замечательные у нее песни… Все писали о шоу мирового уровня, о том, что она пахарь, что фигура у нее шикарная и что атмосфера была фантастической. По сути, это была тусовка фанатов тусовки. Думаю, если бы приехал Пол Маккартни, то на стадионе были бы те же лица, хотя музыка у него совсем другая, чем у Лопес.
Марат Толыбай, общественный деятель, бизнесмен, инвестор:
«Это следствие элементарного культурного голода»

- Да, я наблюдал за ажиотажем вокруг приезда Лопес и в Казахстане, и в Узбекистане. Думаю, объяснить его можно элементарным культурным голодом. Для наших людей, не избалованных визитами мировых «звезд», даже угасающих, это событие достаточно крупное и редкое. Поэтому концерты собрали такое огромное количество зрителей. Многие из них не являются ярыми фанатами Джей Ло, но пошли на шоу просто ради ощущения праздника, энергетики толпы, живого звука.
Можно ли в данном случае говорить о провинциализме? Да. В этой жизни всё закономерно. Каждый получает ровно столько, сколько стоит. Казахстан – не самая богатая страна, доходы населения и покупательная способность здесь достаточно низкие по сравнению с теми же странами Европы, США. Соответственно наша аудитория не очень интересна мировым знаменитостям, находящимся на пике славы. Они к нам не приедут. Разве что за очень большие бюджетные деньги на какие-то государственные мероприятия. А так, мы можем рассчитывать только на угасающих либо уже угасших «звёзд».
Такой принцип работает на всех уровнях. Даже если в какой-нибудь аул наведается казахстанская «звезда», ажиотаж среди сельчан будет таким же. И в этом нет ничего удивительного или возмутительного. Вполне естественное явление для любого общества.
А то, что концерты Лопес отвлекли граждан от каких-то важных социально-политических проблем, то это не более чем совпадение. Если в одной части Казахстана произойдет важное политическое событие, а в другой – массовое шоу, то граждане будут охотнее обсуждать последнее. Тут ничего не поделаешь. Такова человеческая природа. Да, иногда наши политтехнологи могут придумать какие-то отвлекающие маневры, но это бывает крайне редко и, как правило, шито белыми нитками. В данном же случае ничего подобного не было. Концерт Джей Ло планировался очень давно и не казахстанскими властями.
Бекнур Кисиков, писатель, общественный деятель:
«Мы должны пройти этот уровень взросления»

- В отличие от европейских столиц, куда артисты мирового уровня приезжают постоянно, Казахстан, особенно его регионы, испытывает дефицит ярких культурных и массовых мероприятий. Поэтому приезд американской «звезды» (пусть даже пик её славы позади) был воспринят нашими гражданами как «событие странового масштаба». Отсюда и столь бурная реакция — люди хотят быть сопричастными к мировым трендам, у них есть большая потребность в таких незаурядных мероприятиях. И это не столько «провинциализм», сколько естественное проявление информационного голода.
Значимость этому концерту добавили обсуждения в Facebook, TikTok, Instagram и на других площадках, где единичное событие быстро превращается в «национальный инфоповод». Даже те, кому Лопес неинтересна, вовлекались в эту тему. К примеру, я не поклонник творчества этой певицы, даже песен ее не помню, но, поскольку речь шла об известной на весь мир личности, тоже включился в обсуждение.
Кроме того, для некоторой части общества приезд мировой «звезды» — своеобразное подтверждение того, что Казахстан «заметен» на карте мира, что он становится частью глобальной культурной сцены. Это элемент национального самовосприятия, желание чувствовать, как я уже говорил, сопричастность к «большому миру».
Повторюсь, я бы не стал называть это проявлением провинциализма. Скорее речь идет о соответствующей стадии культурного развития общества: там, где зарубежные артисты редкость, к ним, естественно, относятся с повышенным вниманием. Со временем, по мере насыщения культурной среды, эмоциональная реакция уляжется и станет более «европейской» — спокойной. И пусть в этом есть некая наивность, но мы должны пройти этот уровень взросления. Да, пока к нам едут Лопес, Лимп Бизкит, Робби Уильямс, но вот так шаг за шагом мы, надеюсь, станем частью мировой индустрии развлечений.
Талгат Касенов, специалист по социальным технологиям:
«Это лишь повод выразить свой культурный провинциализм»

- Объяснение вполне простое. Представьте себе, что в какой-нибудь родной отдаленный аул приехала девушка на лабутенах с кричащими нарядом и стрижкой. Наверняка она станет главной темой обсуждения среди местных жителей на ближайшие дни. Такая же реакция была на приезд Лопес. Она - лишь повод выразить свой культурный провинциализм. Если бы к нам приехал Рики Мартин, ажиотаж был бы не меньше. Впрочем, и в ауле всегда найдется парень, который будет спокойно реагировать на таких гостей.
Похожие статьи
Казахское общество: какие нормы морали возьмут верх – архаичные или современные?
Кампания против Бишимбаева имела четкий сценарий – Ермухамет Ертысбаев
24.06.2024, автор Сауле Исабаева.
Вечный доход: есть ли будущее у эндаумента в Казахстане?
27.02.2025, автор Сауле Исабаева.
Если бы я стал министром обороны Казахстана…
4.06.2025, автор Сауле Исабаева.